Любовь за стеной (2009) - как погранец и Штази трахнули капиталистку

Jun 06, 2024 11:19




Памятник солдатам-пограничникам ГДР. 1968. Шпандау
Сколько ж дерьма наснимали про ГДР, аж смотреть тошно. А что поделаешь, для коллекции... Этот фильм снял некий Петер Тимм, у которого с тоталитаризмом свои счеты. В 1973 г. его выслали на Запад как враждебный элемент. Как и положено антисоветской интеллигенции, он занялся искусством. Был актером, режиссером в кабаре, а потом стал ставить фильмы. "Любовь за стеной" (2009) - его предпоследний и единственный фильм, переведенный на русский. Так что оценить его мастерство я могу только по этой ленте. Правда, у него есть еще какая-то говнокомедия начала девяностых "Go Trabi Go", где он от души обосрал ни в чем не повинный автомобиль, но вот осси-туристы были изображены как довольно милые люди. Но она не переведена.

Итак. Дело происходит осенью 1989 г., прямо перед падением ГДР. По телеку регулярно крутят репортажи, как толпы дебилов людей атакуют посольства Венгрии и Чехословакии, как разгоняют демонстрации борющихся за право выезда и все такое. Наша главная героиня - студентка из ФРГ Франциска, которая приехала учиться и сняла квартиру прямо на границе с Восточным Берлином. Подвозивший ее пацанчик на фольксвагене пошутил: "Знаешь, из-за дезертирства из бундесвера в Западном Берлине стало слишком много мужчин! Я один из них!" - а потом разогнался и сделал вид, что хочет протаранить Стену. И, конечно, уехал. Какие-то грязные бомжи, околачивавшиеся рядом, бурно одобряют троллинг коммуняк! Присоединяйтесь к ним!






Квартиру Франциска сняла вот у этого бородатого урода - наглого, тупого и жирного. Он, как и все неудачники, любит троллить других и часто пускает самолетики с матерными записками через Стену. А еще нагло, демонстративно жрет перед пограничниками бананы (это такой бородатый мем, "в ГДР не было бананов"). Короче, осуществляет информационный терроризм всеми способами и в очередной раз подтверждает, что капитализм морально прогнил.



Франциска занимает место в какой-то вонючей и грязной многоэтажке с неформалами, как будто социализм уже наступил. Она живо делает из зачуханного клоповника красивую-модную квартиру. Где она взяла на это деньги, я лично хз - весь фильм она наоборот, жалуется на маленькую стипендию и недостаток средств. Хозяин недоволен и наезжает на нее. Чтобы успокоить козла, Франциска согласилась сходить за него в супермаркет. Он тут буквально за углом - прямо через Стену. Бородача туда больше не пускают, потому что он совершил очередной акт терроризма против ГДР - нассал на Берлинскую стену. Жестокость коммунистических репрессий не имеет пределов.

На границе тупые совки-бюрократы требуют от Францин надеть очки, как на фото в паспорте, потом обменять валюту, а потом еще и сумки проверяют. Увидев кучу полиэтиленовых пакетов, пограничный офицер спрашивает: "Это подарки?" Ну да, разве в ГДР видели такую редкость...



И вот Восточный Берлин. Выглядит не так стереотипно, как в антишедеврах типа "Солнечной аллеи", но тоже вполне брутально - уголь сваливают прямо на улицу, деды чинят трабанты и москвичи во дворе, короче, затхлость и застой.





В универмаге Францин офигевает, как тут все дешево - одни только булочки стоят 5 пфеннингов вместо 25, как у нее дома. На ее восторги окружающие осси смотрят с удивленными лицами, но помалкивают. Полки, кстати, вокруг полные, никаким дефицитом и не пахнет. Вот примерно так же и наши себя в Восточном Берлине чувствовали.



Жадная Франциска набирает полные пакеты снеди и пыхтит, пробираясь с ними на Запад, как тупой контрабандист. Офицер на границе возмущен и говорит, что так нельзя - якобы из ГДР можно провозить только подарки и сувениры, а не продукты (как тогда бородач раньше покупал булочки, не объясняется). Ну и как вы думаете, что делает девка? Вместо того, чтобы тупо соврать, она орет, закатывает скандал, а потом просто прорывается и убегает через границу! Сразу после перехода шлагбаума пакеты рвутся, и все добро падает на хрен на землю! Но этого мало! Заприметивший симпатичную тян унтер быстренько прибегает с вышки со шваброй и совком и любезно собирает девушке весь ее мусор обратно в пакеты! СТОЯ НА ДРУГОЙ СТОРОНЕ ГРАНИЦЫ!!! Его товарищи в полном шоке орут и машут калашами, но дебил не обращает на это никакого внимания! На этом месте, думаю, стоит понять, насколько "правдоподобный" сюжет нас ждет дальше. Хотя задуматься надо было еще раньше, когда я увидел, что "студентке" и "унтеру" явно под 30.





Разумеется, за этот инцидент его вызывают на ковер. Офицер Штази по фамилии Куцнер задает резонный вопрос - а если она шпионка и это была спецоперация по вербовке? Как ни странно, идиот отделывается легко - ему дают последнее немецкое предупреждение и негласно ставят под наблюдение. Поздравляю, это наш второй главный герой - Саша Майер, человек и лоботряс.



Саша и Францин начинают чатиться с помощью рукописных плакатов прямо через границу. При этом никто ничего не замечает, потому что коллеги Саши, которые стоят прямо у него за спиной, упорно смотрят в другую сторону. Вот такой он, коммунистический тоталитаризм - его беспредельная жестокостью компенсируется непроходимой тупостью.



Договорившись о свиданке, Майер уходит в самоволку и прибегает к своей подруге Урсуле, которую все называют Уши. Времени мало, так что они спешно раздеваются и!.. Хе-хе-хе, не то, что вы думаете... Он просто одолжил у нее джинсы. Своих-то в ГДР нет, как известно... Как известно в клюквенной пропаганде. А Уши новые купит, когда поедет в Торговый зал Запада через посольство Венгрии. Вот он какой, секс по-коммунистически - затрахать мозги другу за джинсы...



Саша и Франциска встречаются у зоопарка под знаменитой телебашней. Покупают русское мороженое и начинают болтать. Как это водится, разговор на 50% состоит из антисоветчины: "Без формы ты от них почти не отличаешься" "Здесь все равно все одинаковы" - "Мне нравится!" "Тогда лучше сразу купи, пока ее не раскупили или не запретили" - "Если интересуют хорошие книги немецких авторов, надо ехать на Запад. Захвати мне что-нибудь, когда приедешь в следующий раз - если ты вообще еще хочешь вернуться" - "За каждого пойманного беглеца выдают отличительный знак, за бдительность и выдающиеся заслуги".



И всю эту бодягу заливает именно сам Саша. В чем причина? Оказывается, Саша служит не по своей воле - ему не хватило баллов в медицинский, и он пошел в армию на три года. Для него это единственная возможность поступить в вуз точь-в-точь как в Америке. А в погранвойска его определил отец, идейный коммунист, который раньше был кампфгруппен, вот у него и связи остались.

О, глядите, это же последний фильм ГДР "Каминг-аут". Тот самый, про гомосека, от которого даже Берлинская стена развалилась, едва его показали.



Все это время за ними уныло таскается типичный штази с огромедным подслушивающим устройством в чемодане, который дает начальству донесения: "Враги народа Враждебно настроенные элементы покинули объект!".



Парочка заходит в кафешку, где правила придирчивые, как на зоне. И в гардероб обязательно заходить, и вдвоем столик не занимать, а потом официантка вообще впадает в истерику. Она тут пашет за 3.80 в час на пару с барменом, а остальные уроды свалили в австрийское посольство и надеются сбежать, козлы вонючие. Даже парень ее бросил, скотина. Душераздирающая сцена, что тут скажешь. Официантка даже орет на штази, и тот так обосрался, что тут же сбежал и попросил у начальства смены.



Потом баба поуспокоилась и таки обслужила парочку, закатывая бородатые анекдоты в духе: "Капитализм это система эксплуатации человека человеком, а социализм наоборот". В меню только свинина - гадкая социалистическая система ГДР заставляет граждан жрать вредное мясо не то что сейчас в Пятерочке и Дикси. Вечером на прогулке Саша даже рассказал Франциске, что его друга в армии репрессировали за вегетарианство, отказ есть свинину и подрыв плана. Объявили врагом народа и послали куда следует. Он даже прислал письмо с отречением от друга - конечно, чтобы не подставлять и его. Упоительные истории, упоительные. Страшно представить, что делали в ГДР за отказ курить табак и буржуазный вейпинг...



Вечером Саша отводит бабу в самое романтичное место в Восточном Берлине - в старую церковь, которую власти объявили аварийной, чтобы тут не собирались оппозиционеры. Это нисколько не мешает парочке спокойно пройти внутрь мимо кучи диссидентов, которые послушно сидят с оппозиционными плакатами и свечками на улице. Кого они там агитируют темным вечером на безлюдной улице, я лично не знаю. Наверно, скучающих ментов вокруг.



После нудной болтовни Саша ВНЕЗАПНО вспомнил, что уже вечер, и бабе надо срочно возвращаться, у нее виза однодневная. Иначе вообще больше никогда не впустят. На бегу баба подарила люпфи кассету Брюса Спрингстина "Рожденный в США". Саша тоже ценит капиталистического наймита, который тут даже был на гастролях: "Я был на его концерте. 160 тысяч человек! Все подпевали, даже агенты Штази!" Я на этом моменте вспомнил ту сцену из "На Дерибасовской хорошая погода", когда все агенты КГБ на балете стали выходить толпами...

В общем, баба благополучно ушла на Запад, и Саша приходит домой. Там у него проходит очередной срач с отцом - убежденным коммунистом и сыном жертвы гитлеровского режима, коммуниста, которого казнили в Бухенвальде. Разумеется, срач происходит из-за того, что не всем выдают визы на выезд, а всего-то миллиону человек в год. Срач прерывает бабушка, которую Саша любит куда больше отца - она тоже коммунистка, но при этом христианка (не спрашивайте!).



Потом еще одна свиданка, на сей раз в Доме Культуры, где молодежь зажигает на дискотеке: "Давай потанцуем!" "Танец с классовым врагом?" "С классовым противником!" Вы спросите, что вообще нашла баба в этом не шибко красивом, не шибко умном и просто ничем не отличающимся от других мужике? Оказывается, "ты не такой, как другие". Ага, ты как Кристен Стюарт в "Сумерках", уникальный и особенный, хотя и неизвестно почему.

Болтовню прерывает тревога. Уши кричит, мол, на улице облава! И поэтому... надо... бежать на улицу... Парочка сваливает через черный ход, но выход ПРЯМО У ГРАНИЦЫ, и там какой-то тучный штази схватил оппозиционерку с листовками и пытается ее... задержать.



Гнусная вражина народа верещит и просит помощи. Добрый, но тупой Саша отважно бросился ей на выручку и скрутил подлого штази. Полностью подтверждая лютый гуманизм борцов за демократию, баба тут же дала штази по яйцам и сбежала. Вот оно, предзнаменование победы демократии!



К пыхтящему штази подбегает сексот, что следил за парочкой. Что он тут делает, я не знаю. Они наставляют друг на друга пистолеты и машут корочками. Но тот, что получил по яйцам, старше по званию, так что дает сексоту в нос. Хэппи-энд!



Вся эта возня позволяет Саше переодеться в форму и провести свою бабу через огромную бушующую толпу демонстрантов, которых сдерживают штази. Вот сколько врагов народа накопилось! Они договариваются о следующей встрече, но это не так просто. Ведь в ГДР ничего нельзя! Провозить продукты, писать письма в казарму... свинину есть... Дышать, наверно, тоже только по разрешению... В общем, штази Куцнер снова сажает перед собой молодого идиота на стул и говорит самые здравые слова за весь фильм: "Вы влюбленный недоумок, унтер-офицер. Бросаетесь на первую западную мини-юбку. А кто вам сказал, что она не работает на ЦРУ?"



После продолжительного психологического давления Куцнер заставил Сашу работать на них и вступить с Франциской в связь... но не половую! А то ей не понравится и она больше не приедет (это цытата). А иначе - 5 лет тюрьмы за вступление в связь с западными элементами!

Франциска долго страдает, что ее любимого долбоклюя почему-то нет на границе. Чтобы вывести его из-под удара, она в чуйствах пишет письмо о разрыве - дескать, дело не в тебе, дело во мне и в моей тупой звезде... Она посещает бабушку Саши, которая несет всякий бред, показывает попугая Ханси, который не может быть свободным в дикой природе (аллего-о-о-ория, ммм!), рассказывает про такое же письмо от мужа-коммуниста из Бухенвальда... Все эти сопли отнимают минут 30 хронометража и вызывают острое желание поставить режиссера к стенке.

На середине Саша по указке штази забил стрелку в кафе. Сам штази с лейтенантом сидит за соседним столиком и ненавязчиво следит за ситуацией по прослушке...



Весь ужин Саша тупит и ссыт, постоянно поглядывая на штази, что даже Франциска заметила и на всякий случай отошла в туалет. Штази обозленно шепчет Саше, чтобы он не кобенился и изображал диссидента, а он всегда будет рядом: "Мы повсюду. В ГДР агентов Штази больше, чем врагов государства!". Да, только так и удается их сдерживать... А тем временем в туалете как раз торчала и Уши. Внезапно Франциску при взгляде на нее осенило!!! Она отдает свои старые очки Уши и предлагает свалить на Запад по ее документам - ведь две эти бабы ТАК СИЛЬНО ПОХОЖИ!!!



Штази уносятся за Уши, а счастливая парочка сваливает на хату к Саше, чтобы попялиться. Я уже давно понял по антишедеврам про ГДР типа "Солнечной аллеи" или "ННА", что главный конфликт комедий про ГДР - тоталитаризм, который не дает главным героям трахаться. Однако и тут облом - у Саши не встал. Типа как от волнения. Коне-е-ечно, коне-е-ечно...



Саша пересекает границу и при этом молчит как рыба - чтобы ее не выдал саксонский акцент. Однако стоило ей помыться в доме Франциски, как в дверь стал кто-то ломиться. Бородач пришел на шум и стал орать: "Бордель на соседней улице! А если покажется слишком дорого, поезжайте на восток, там девки отдаются за колготки!" Но его быстро вырубили. Оказывается, это пришли из ЦРУ. Их человек в Штази слил инфу про перспективного дурака Сашу, и они угрозами решили завербовать Франциску, пригрозив, что иначе ей грозит те же 5 лет тюрьмы за связь с враждебными элементами и измену родине. Вот оно, лицо демократии! Пришлось расписаться и стать агентом режима без трудового оформления.



Утром Саша оставил бабу на квартире бабушки, а сам пошел на службу, где ему Куцман устроил головомойку и пообещал чистое и тихое помещение на ближайшие пять лет. Но тут ему подогнали ориентировку - оказывается, свой человек на Западе слил инфу, что Франциска стала агентом ЦРУ! Далее, как вы понимаете, зеркальное повторение - к Франциске тоже приходят штази, принимают за Урсулу и тоже вербуют в агенты, чтобы она докладывала о Саше. Что интересно, ведут они себя куда вежливее црушников и напирают на долг и преданность Родине.



Тем временем Уши пытается свалить, но к ней приходят агенты из немецкого БНД, которых уведомило ЦРУ. Они долго бились над ней и заставляли дать сведения, но Урсула молчала, как рыба, потому что не учила матчасть чтобы не выдать себя саксонским акцентом. Так и пришлось уйти, несолоно хлебавши. Вечером того же дня бабы опять обменялись одеждой в туалете того же кафе и сообщили друг другу инфу, что теперь они работают на враждебные разведки! Вот такая она, холодная война - выйдешь, сука, за хлебушком через границу, бах - и ты шпион трех разведок!



Они опять уходят в разные стороны - Уши на запад, а Франциска на восток. Выдав себя за подругу, она торчит на квартире Майеров и слушает, как бабушка и папаша срутся из-за реформ в местном комсомоле: "Ты хочешь расстрелять всех членов Союза молодежи, которые не хотят плясать под дудку партии?" У бабки, кстати, радость - попугай сбежал на Запад, но его вернула знакомая семья, и она едет его получать на границе. Что за страна, даже попугаи бегут! Но это не важно, ведь пришел Саша и можно наконец потрахаться!



Пока Саша и Франциска веселятся в задней комнате, к отцу приходят Куцнер с лейтенантом и огорашивают его инфой, что его сынок связался со шпионкой ЦРУ - а потом уходят. Отец в ахуе сидит и курит, пытаясь переварить предательство сына, и втыкает на разгон демонстраций по ящику. Саша наконец становится мужиком и пялит Сашу в спальне. А штази наблюдают за всем этим внизу в машине... Объект же под наблюдением... Однако лейтенант вернулся за сигаретами и... застал бабу в трусах в коридоре. Па-пам! Поймали салку!



Парочку идиотов увозят в служебной машине. Папаша, схватившись за сердце, смотрит на всю эту сцену. И наступает кульминация фильма! Машина тормозит в целой колонне автомобилей, которая едет на Запад. Оказывается, бараны из Штази не в курсе, что правительство пообещало всем свободный выезд, и миллионы людей рванули на Запад, где медом намазано. Да, на вопрос у прохожего, что там впереди, тот уверенно ответил: "Бананы!" Разгневанный Куцнер орет на всех и требует проезда как штази, но ему сосед в машине просто дает в нос. Вот оно, лицо демократии и гуманизма!



Саша читает лейтенанту за рулем мотивирующую речь, мол, хватит жить в страхе! И тот устраивает "Форсаж" на минималках - с ревущим мотором проносится мимо колонны машин и тормозит у самого шлагбаума. И все это ради ВОССОЕДИНЕНИЯ с Западом! Хотели контакта? Вот вам контакт!



Штази с разбитыми очками орет и вылезает из машины, ничего не видя и не соображая. Добрый и гуманный Саша ведет себя как благородный человек - хватает его за шкирку, бьет, ругает и дает пинок под зад: "Вали домой, придурок, может быть, тебя еще пустят назад!" И это он человеку, который просто делал свою работу! Лицо демокра-а-а-ати-и-и-и-и!..



Все, конец. Толпы немцев радостно воссоединяются, парочка сосется, звучит сопливая музыка. Подразумевается, что это типа катарсис. Титры.



Что сказать. У фильма есть достоинства. Декорации ГДР сделаны весьма добротно, почти на 100%. Осси не выставлены поголовно дебилами или подонками, как в большинстве таких фильмов, и даже показаны кое-какие достоинства системы и своя правда ее сторонников. Еще актеры неплохо играют - все, кроме Саши. В остальном это сопливое дерьмо с несмешными шутками, убогой мелодрамой и остоебавшим сюжетом "баба и мужик влюбились и хотели потрахаться, а злобный тоталитаризм не давал". И все это еще растянули аж на 106 минут! Даже клюквы пожалели! Ни толп военных на улицах, ни клюквенных русских солдат и прочих радостей... Про дефицит - вообще ни слова, режиссер явно помнил, что этого жупела в 1989 г. мало кто боялся. Поэтому оттоптался на карикатурных штази, хотя непонятно, чем они хуже точно таких же црушников!

А следующим будет фильм, который - как это не невероятно - ЕЩЕ ХУЖЕ! Потому что там даже комедии нет и это тоскливая семейная мелодрама. И там все то же самое - папашка-коммунист, мамашка-слюнтяйка, любовь-морковь, неудачник-лох в погранвойсках по блату и обвал Стены в финале. Немцы, сука, не умеете снимать - не беритесь.

а) Кино, 1) Отборная клюква

Previous post Next post
Up