Ненавижу! Ненавижу этот мир! Из-за того, что я подсел на клюкву десять лет назад, а нормальные вещества давно закончились, я вынужден принимать всякий неразбавленный шлак! И вот руки дошли до очередного унылого немецкого фильма про крушение ГДР. Все как по ГОСТу - ужасы тоталитаризма, тупой чекист-коммунист, сопротивление системе, лживые штампы и крушение Берлинской Стены. А еще, чтобы разобраться в сюжете, все это пришлось перевести силами двух переводчиков, которые угрохали больше полугода работы! А ради чего? Даже мне это было неинтересно смотреть, описывать и читать! Все, я предупредил.
Главный герой - Марко Кайзер (по нашему, выходит, Марк Королев). Отец у него чекист в Штази, служит кем-то там, мать - продавщица в книжном. Сам Марко - панк и балбес. Делает хайер, хамит родителям, живет на их деньги, косит от армии якобы для поступления в литературный. В общем, типичный молодой долбойоб.
Тем же вечером он зажигает на какой-то сходке панков со своей девушкой Аней, которой задвигает стихи Гейне под видом своих - кстати, фейл, Аня тоже его читала в школе. Но сходку палят менты и тут же хватают всех. Обратите внимание, кстати, на плохо нарисованный русский лозунг "Глазность".
Под лай служебных собак менты привозят панков в тюрьму аж целыми грузовиками (ну, то есть, все как сейчас). Строят их у стенки и зачем-то обливают из брандспойтов (?). А потом заставляют Марко раздеться догола, чтобы он обтерся маслом и станцевал тряпкой для сохранения запаха. Господи, да сколько уже можно повторять, что сбор запахов немецкие менты проводили и до ГДР, и после, и даже сейчас? При этом ни в одном фильме отпечатки пальцев, что характерно, не собирают.
Чем вообще ментам не понравилась сходка панков? Хороший вопрос. Я не знаю, но следователь или кто это там - говорит Марко, что он участвовал в спровоцированных беспорядках (?), а заодно еще и косит от армии. В этой стране за уклонение от призыва сажают в тюрьму! - угрожает он. Врет, кстати. События происходят в 1988 г., а тюремное заключение до 22 месяцев за уклонение по призыву было приостановлено в 1985 г.
Марко, как и положено главному герою - на особом контроле. Допрос его наблюдают по экрану телевизора (! ну хорошо хоть не через американское двойное стекло) его собственный Отец и какой-то чекист. Чекист не обрадован - такое поведение балбеса подрывает авторитет Отца и органов в целом. Тогда Отец делает хитрый финт ушами и предлагает чекисту отпустить балбеса без предъявления обвинений в обмен на мелкую помощь от своей коллеги - вполне горячей блондинки Мэриан. Да не ту помощь, о которой вы подумали, шалуны. Ту помощь... Мэриан оказывает самому Отцу.
После воспитательной беседы с Отцом на повышенных тонах балбес соглашается пойти в армию и искупить вину кровью. И просит только, как благородный человек, еще денег отпустить Аню. В принципе, Отец балбесу ничего не должен, но соглашается. Балбес приходит утром домой все еще мокрый (видимо, в Берлине холодно, раз он до сих пор не просох) и с честными глазами говорит, что все осознал и просит его понять, пррростить и проводить в армию. Свободное время до армейки он проводит с Аней. Катается с ней на мотоцикле, купается в речке и т.д. Они болтают, причем Аня недовольна, что Марко своих предков не любит - сама-то она сирота - и даже порывается бросить безответственного долбойоба парня. Но он ее убеждает, что он не долбойоб безответственный - он уже все решил: армия на три года, а потом институт.
Я долго недоумевал, почему все персонажи таких лент упорно говорят, что будут служить три года, если срок службы на самом деле составлял 18 месяцев. С большим трудом удалось вычитать в медиа-ресурсах, что оказывается, приоритет при поступлении в вузы якобы отдавался тем, кто отслужил не менее трех лет. Ссылок на документы, впрочем, нигде не представлено. Зато описано, что злой тоталитаризм популяризировал службу в армии и пытался завлекать молодое поколение обещанием льгот и получением водительских прав. Вот страх-то.
(пропускаем кучу сюжетно неважных сцен из быта семьи) Марко и Аня отдыхают с панками. Большинство их менты отпустили, но пару человек еще держат в тюрьме (неизвестно за что, да). По глупому поводу возникает драка, и Аня узнает случайно, что Отец Марко - штази. А это почему-то секрет, да - она об этом не знала, хотя и ходила не раз к ним в гости.
Тем временем Отец на службе узнает, что на Аню у его ведомства есть какое-то там дело - так говорят слухи. Официально узнать ничего нельзя, постом наш Отец не вышел - и он убеждает Мэриан попробовать разузнать это самой.
У Марко еще есть Дедушка - старый тощий ветеран вермахта, который попал в плен под Stalingrad (а где же еще!) и отсидел в лагере в Siberia (а где же еще!). Отец родного Дедушку не любит и с трудом терпит в доме. Сам Отец еще с послевоенных времен стал коммунистом под влиянием учителя, а дедуля, как прозрачно намекается - так и остался недобитым нациком. Сами понимаете, какая получается семья, где в одном доме живут нацист, коммунист и либераст.
Отец, если вы еще не поняли - драматический персонаж. Да. У него же высокая должность... какая-то. Поэтому он не может развестись и уйти к Мэриан, а может ее только пялить в кабинете иногда. А еще на его глазах рушится соцблок! Вот несчастный Отец потому и страдает и по вечерам бухает на кухне водку пиво.
И вот осенний призыв. Сбор вещей. Дед дает молодежи умные советы по поводу службы: "И не ставь на рундучок дешевые замки!" "Деда, я не в Россию собираюсь" (с). Лол. И Марко с Аней и другом-панком отправляются в часть на Трабанте. Разумеется, при этом они орут, дурачатся и бухают шампанское прямо за рулем - сразу видно настоящих героев свободы. И вот наконец балбеса швыряют за ворота. Ю а ин зе арми нау! Оооооу, ооооу, ин зе арми нау! Е-е!
Попал Марко благодаря отцу в элиту - в погранвойска. И на первом же построении он попался под руку какому-то злому унтеру, который его сразу невзлюбил. Наверно, за гонор. Впрочем, там весь призывной контингент режиссер явно отбирал с особой тщательностью.
После речи командира сразу, безо всякой подготовки, начинается демонстрация ужасов армейки. Они довольно унылые, откровенно говоря. Поднимают по боевой тревоге на время, заставляют отжиматься в полной форме включая каски, подтягиваться на турнике под дождем... Тоска смертная. Нет, чтобы показать реальные неприятности из истории бундесвера и приписать их ННА ГДР. Например, как командир одной части заставил бойцов раздеваться и пихать себе в зад тампоны, якобы для проверки выносливости - был такой случай у горных егерей... Да, в реальности фантазии у военных больше, чем в кино!
А тут только показывают, что злой унтер зажилил Марко передавать письма. Тьфу, твою мать. Это же очередной штамп немецкой военной прозы - "злой служака, который из всей воинской части невзлюбил конкретно меня". Мне он еще в воспоминаниях ветеранов вермахта страшно глаза намозолил.
Тем временем Мэриан приносит Отцу личное дело Ани. Выясняется интересное. Мать Ани - погибла от столкновения с грузовиком, а вот отец якобы неизвестен. Но судя по пометкам, отец ее на самом деле - был военным советником в Чили, который исчез после переворота Пиночета. На этом месте я бросился в интернет и долго пытался узнать хоть что-то о военных советниках ГДР в Чили. Увы, похоже, это от начала до конца выдумка авторов фильма ради дешевого сериального поворота. В реальности Чили с ГДР даже экономическое сотрудничество толком наладить не успела.
Отец в шоке - ведь Аня уже фактически поселилась в его доме, ее в комнату Марко пригласила его же мать! А Аня тем временем с Матерью чистит овощи на кухне. Во время беседы Мать признается, что Марко по настоянию Отца ходил в спортивную школу олимпийского резерва, но спортсменом не стал. Четыре года в интернате, дескать, отдалили его от семьи - вот мать и вернула его назад. Отец за это на нее недоволен, считает, что она сломала сыну спортивную карьеру, и на нее теперь вечно дуется. Вот так нам ненавязчиво впихнули еще один пропагандистский штамп - что в спортивных школах ГДР был тоталитаризм и отдаление от семьи, а индивидуальность подростков была принесена в жертву высоким спортивным показателям всевластного Государства. Нет, я не шучу - в немецкой википедии так и сказано, прямо по тексту. Вот так нынешняя Германия объясняет, почему ГДР получала больше золотых медалей, чем она. И еще потому что при социализме был допинг (это тоже из википедии). Да-да, про допинг в фильме тоже сказано почти прямо - Марко из-за него в детстве якобы чуть кони не нарезал.
А Марко участвует в учениях. Показано вполне достоверно, только Унтер постоянно называет "ротой" маленький взвод массовки. Естественно, армия лютует! Нищастные призывники с трудом выдерживают учения! Кого-то тошнит, кто-то падает от бессилия. Но хлеще Унтера лютует какой-то оголтелый рядовой Фризе с мордой нацистского штурмовика, который даже пинает других и орет на всех. Унтеру борзый фанатик, конечно, приглянулся, и он возложил на него командование. В общем, нормальных людей в армии нет. Если это, конечно, не панки.
Разумеется, тут же происходит происшествие. Один солдатик спотыкается, падает на землю и начинает громко и неубедительно верещать, типа он ногу сломал. Марко верит в это (хотя в кадре отлично видно наложенную гримером кровь) и тоже начинает орать. Фанатик Фризе под каменным взглядом Унтера решает проявить характер, орет на подранка и приказывает наложить ему шину и идти дальше. Будь у Кайзера хоть капля мозгов, он бы понял, что Унтер и Фризе командуют - значит, за все проблемы подранка им и отвечать. Но вместо этого молодой дебил орет на Унтера, кипешует, бесится, что раненый якобы не выживет, а потом отнимает у Унтера ракетницу (!!!), дает ему по хлебалу и вызывает помощь. НУЕПТТВАЮМАТЬ!!!! ЧТО ЗА ИДИОТ!!!
Я с трудом представляю даже самого злого Унтера, который исключительно ради гонора перед каким-то мелким щеглом рискнет отвечать за раненого на учениях... Ну да ладно, бог с ним, примем как факт. Кайзер ожидаемо попадает на губу. Однако к нему приходит лично его командир, товарищ Майор, который говорит, что сие трибунал! "Вы сильно его избили. Сломали ему челюсть, а себе повредили руку". Ой, фильм, да хорош свистеть, он там его просто смазал, а "поврежденной" рукой тут же лихо зарядил ракетницу! Ты даже не стараешься, фильм!
К некоторому моему удивлению, все это время Марко, строго говоря, солдатом не был - присяга происходит только ПОСЛЕ этих событий, в декабре 1989 г. После присяги родители вместе с Марко и Аней заходят в ресторан... Да, ужасы тоталитаризма - в ГДР такое было обычным делом. Там и стригли не налысо, а стрижку делали... Так вот, они заходят в ресторан и занимают столик. Мест нет, но поглядев в удостоверение Отца, официант обосрался и быстро выгнал какую-то семью - ужасы тоталитаризма! Марко, разумеется, недоволен несправедливостью и уходит!
Потом Марко еще немного шпилится с Аней, и та даже дарит ему интимные фотки. Страшные, как лицо империалистической агрессии.
Про лицо агрессии я не преувеличиваю - Майор показывает на лекции солдатам военные конфликты западных стран, начиная с Вьетнама. Напоминает в том числе и про Чили (намек, намек, вы понимаете!).
Лекции, служба и нормальное отношение Майора дают плоды - Марко из балбеса постепенно становится человеком. А Майор, надо признать, персонаж вполне положительный. На Рождество даже приносит в часть пиво и выпивает все сам предлагает выбор: по две бутылки на брата или обогнать его утром. В случае победы - увольнительная. Да, вот такой хороший майор. Естественно, он всех обогнал. Даже Кайзера.
А Аня и Мать отмечают с дедушкой Рождество в протестантской церкви. Правда, там за прихожанами следят какие-то агенты Штази, но это норма, я надеюсь, вы поняли. Фильм вообще богат на штампы. Отец так тот вообще проливает слезы перед телевизором при мысли, что его сынок мог победить в Олимпиаде по плаванию и ДОКАЗАТЬ ПРЕВОСХОДСТВО СИСТЕМЫ!!!! (да, это цитата!) Параллельно он еще толкает коллегам остродефицитные микрофоны для прослушки, а то западные миссии, у которых осси клянчат деньги в кредит, прослушивать не на что. А заодно он узнает от коллег, что Мать и Аня говорили с кем-то там из диссидентов под наблюдением в церкви и это типа как... наверно, плохо, не знаю.
Отец наконец не выдерживает, и срывается, когда Дедушка, который сидит и жрет в чужом доме, от наглости теряет берега и начинает зачитывать вслух "Шпигель". А Аньке вообще говорит - с вещами на выход! А на резонные возражения Матери наконец раскрывает секрет, что Анька не та, за кого себя выдает. Она наверняка спецагент, который за ними следит! Зачем-то... Вот. Блестящий сюжетный поворот, правда?
Отец вообще-то как-то резко сходит с катушек, лично проводит перлюстрацию библиотеки Дедушки и сжигает конфискант. Долго же он терпел беспредел у себя в семье! И да, как видите, всякую западную писанину в ГДР провезти вообще ни фига не стоило - еще бы, до миллиона человек в год посещало страну через границу, всех обыскать невозможно. Мать - в печали. И говорит потом Ане: "Юрген не всегда был таким. Когда мы познакомились в 66-м на сборке урожае, мы оба горели духом реконструкции и антифашизма". Блестящие диалоги, уверен, настоящие немцы именно так и говорят, как примечания к Карлу Марксу.
Наступает 89-й год. В церкви узнают о том, что правящая партия проводит манипуляции с выборами и разгоняет мирные протесты против этого. Граждане решают устроить демонстрацию, вперед, за Навально!.. так, стоп. Перепутал. В общем, вы поняли - ничего с тех пор не изменилось. Естественно, все прихожане валят на протест, и их арестовывают злые-злые менты. Массовка при этом маленькая, но надо отдать должное, оператор неплохо делает крупные планы. Особенно впечатляет какая-то баба с визгом: "Как вы можете избивать собственный народ?" Да, вы вот улыбаетесь, а немцы в 1989 г. страшно возмущались, что их за демонстрации протеста или прохождение мимо, арестовывают. Аж почти на сутки. Вот наивные лохи... Аню тоже пытались запихнуть в грузовик (похоже, автозак режиссеру нанять не удалось), но ее отмазала Мэриан, которая тщательно следила за девушкой.
Страшно возмущенные преступлениями режима прихожане заставляют Мать отдать им ротатор для распечатки листовок, и втягивают в это дело и Аню. Та соглашается - безо всякой видимой мотивации к сопротивлению режиму (мастерство сюжетных линий!). А Марко за хорошую службу Майор хочет сделать командиром взвода. Но сам Марко на самом деле так и остался тайным балбесом в тылу врага! В первую же увольнительную опять втайне от предков напялил кожанку, прокатил Аню на мотоцикле и попил пива с панками, выслушивая от них о побегах камерадов за границу. Но все же панковское зверье, принюхавшись, чует в нем пса режима и врага свободы, за что изгоняет из стаи!
Дома Дедушка смотрит репортажи о разгоне протестов на Тяньаньмэнь (намек, понимаете, намек, демократия предотвратила то же самое в Германии!). Получив приказ о возвращении в часть, Марко тут же едет обратно - еще и скандалит с Аней по поводу актуальных событий. Как вы понимаете, сюжет не очень прописан, и чего это Марко так проникся службой - не только же в сладеньком Майоре дело - непонятно.
В общем, Марко становится комвзвода и кричит на призывников примерно так же, как до этого злей-злей Унтер. Аня присылает ему письмо с разрывом. Заодно она спасла дедушку от сердечного приступа. Нафига этот сюжетный поворот, я не понял - видимо, чтобы Отец сунул ей деньги за это, и мы лишний раз убедились, какой он чурбан. Тут к Ане приходит Мэриан и рассказывает ей про ее тайное прошлое. Оказывается, ее отец жив и он - па-па-па-паааам! - тот самый Майор. Оказывается, в плену его постарались перевербовать люди Пиночета. И хотя Майор только сделал вид, что его завербовали и сразу сообщил родной Партии об этом, когда вернулся - его объявили мертвым, дали другое имя, а дочку его изъяли и поместили в приют как гарантию преданности!
Сууууууууууууука!!!! Это же надо очередной такой дурацкий поворот из серии "власти скрывают" придумать? Что злому тоталитаризму мешало без всякого Пиночета взять его родных под замок? Еще бы, блин, вживленную в башку бомбу вписали в сценарий, почему бы и нет... А откажешься служить Партии - взорвет лично самый главный Штази!
Ах да, на кой хрен Мэриан все это рассказала девочке? Что, из чувства сострадания? Что за идиотизм, откуда у коммунистов какие-либо чувства, кроме эгоизма и преданности Партии? Просто чтобы девочка была ей должна при новом режиме (мастерство сюжетных линий-2).
Независимо от Ани, но параллельно с ней об этом узнает и Марко - брал планшет из шкафа Майора и обнаружил фотографии Ани, которые тот тщательно хранил. Майор, конечно, плачется и тоже все рассказывает. И пока он хнычет у окна, Марко тырит увольнительную и убегает. Кстати, еще один интересный и нахрен ненужный поворот - а откуда вообще у Майора фоточки Ани? Не лично же он следил? Оказывается, это все от агента-осведомителя среди панков - личного друга Марко! ВОТЭТОПОВОРОТ!!! Хоть кому-то это интересно? Мне тоже нет. Едем дальше.
Социализм рушится на глазах Отца. Отец из-за этого психует, бьет Мать по хлебалу и пьяным выговаривает Дедушке, что всю партийную карьеру он строил исключительно из-за него, нацика недобитого. Аня и Мать порывают с Отцом и официально вступают в оппозицию. Дедушка, напившись пива, смотрит по телеку факельное шествие местного "комсомола" и напевает "Марш Хорста Весселя" (намек, понимаете, намек на два тоталитаризма!.. Кстати, факельные шествия в Германии и сейчас проводят, но все равно намек!). Марко бежит в студенческое общежитие к Ане и видит преступления режима и аресты демократов. Это его демотивирует, и он фалломорфирует.
А дальше... Если честно, мне надоело смотреть эту вонючую помесь пропаганды с санта-барбарой. Короче, все закончилось тем, что Берлинскую Стену штурмуют протестующие, тоталитаризм приказывает взять всех на прицел, но Марко убеждает командира части не стрелять. Хэппи-энд. Типа. Все это счастье и радость Дедушка с улыбкой на устах наблюдает по телевизору в больничке, куда попал после второго приступа. Ну что же, я рад, что нам показали правду - падение социализма порадовало хотя бы одного старого нациста.
Если вы были настолько глупы, что дочитали до этого места, то наверно хотите каких-то комментариев? Комментарий такой. Переводчики фильма (а их было два) сказали мне, что фильм не такой уж плохой, на разок сойдет. Они ошиблись. Как видите, это унылое говно я даже до конца досмотреть не смог. А я видел ОЧЕНЬ много плохих фильмов. Больше, чем вы знаете. Потому что эта немецкая как бы драма - очередной штампованный, безликий и неинтересный эксплотейшн про падение Берлинской Стены, где есть все штампы, которые я уже сколько лет скрупулезно коллекционирую. И не перестаю офигевать от немецкой штампованности, унылых скучных сценариев и посредственной актерской игры в КАЖДОМ МАТЬ ЕГО ПРОКЛЯТОМ ФИЛЬМЕ!!!!!
Но если вы мне не верите - ради бога, можете оценить фильм сами. Он переведен и озвучен на мои деньги. Не благодарите.
Вот вам раз:
https://youtu.be/FIIlp9UxEuI Click to view
Вот вам два:
https://vk.com/video253362147_456240086 You can watch this video on www.livejournal.com
P. S. Твою мать, КАКОЕ "Берлинское чудо" имелось в виду? Это наш долбойоб, что ли? Ну да, и впрямь - чудо в перьях.
Но чтобы не было впечатления, что мой просмотр фильмов был зря, я отмечу для противовеса ЕДИНСТВЕННЫЙ нормальный фильм о крушении Стены, что я нашел. Да, такой внезапно есть. И называется он "Улица Борнхольмер" (2014).
Сюжет несложный. В ноябре 1989 г. пограничники на одном из КПП Берлинской Стены скучают от безделья и всем КПП ласкают случайно пойманного песика. Но тут прибывают толпы народа, которые услышали объявление о свободном пропуске через Стену. А ведь приказ власти пока еще не проведен в жизнь! И дальше перед пограничниками встает вопрос - что делать: разогнать народ силой или поддаться.
Фильм, как обычно у этих бездарных немцев, сделан в полукомедийной форме. Комедия так себе, главным комедийным приемом является проблема с желудком у главного героя, пухлого пограничника Харальда Шефера. Да еще откровенно фарсовое поведение актеров - так что смеяться не приходится. Да и вообще, по режиссуре, актерской игре и постановке фильм абсолютно ничем не отличается от всех немецких фильмов, что я видел и разбирал.
Единственным серьезным достоинством фильма является полное отсутствие тупых штампов про восточногерманский тоталитаризм. Пограничники - абсолютно обычные люди, которые пытаются понять, какой им выполнять приказ. Начальство - тоже обычные люди, которое понятия не имеют, что делать, и затягивают ответ, накаляя обстановку. Показано на деле, а не голословно, почему режим мог применить оружие, и почему это сделать не рискнули.
И хотя понятно, что в жизни все было вовсе не так наигранно, как в полукомедийном кино, все же кинцо неплохо передает атмосферу этих ключевых часов. Да вдобавок - еще и со стороны служак режима, которые не демонизируются, как обычно. И на том спасибо, как говорится.