"Стрелка на проволоке" - об устройстве стрелочных переводов

Jul 16, 2014 15:35

Добрый день.

В силу известных обстоятельств вопрос устройства железнодорожных стрелок сегодня стал еще более актуальным, чем вчера. Возникает много вопросов, наподобие

Не понимаю, как можно прикрепить стрелку проволокой? куда крепить, что именно ей вязал? что за бред ваще?
Те кто вообще монтировал эту стрелку (строители) её просто бросили доделывать дорожным помошникам что ли?

Я не буду рассуждать о том, чего не знаю - кто виноват в крушении в московском метро, какова была причина схода с рельсов, надежен ли Русич и т. д. Все это объяснит, уверен, в своем заключении комиссия, которая сейчас занимается расследованием. Я просто попробую вкратце объяснить устройство стрелки, чтобы пресс-релиз следственного комитета о "проволоке 3 мм" стал понятнее.

Фото и схемы взял в гугле. Если нарушил чей-то копирайт - пишите, уберу.

Стрелка - это устройство перевода путей, которое позволяет подвижному составу менять направление движения. Ответвление от железнодорожного пути, проще говоря. Устроена она так:



Элементы, которые нас интересуют - это остряки и переводной механизм. Остряки соединены тягами (на схеме тяга показана одна - между остряками). Когда в переводной механизм поступает команда на перевод, он двигает тягу, остряки двигаются, направление перехода стрелки меняется.

Бывает, когда стрелку надо зафиксировать в одном положении - когда один из съездов не используется, или тем более когда стрелка недавно врезана и еще не подключена (особенно если переводной механизм собран не до конца и остряки, по сути, болтаются на тяге). Как это делается?



Вкратце - стрелку можно запереть или вообще зашить.

Для запирания используется специальная закладка - металлический упор, которым можно прижать остряк к рельсу и, таким образом, заблокировать. Закладка прижимает остряк с одной стороны, а тяга держит второй остряк.

Зашить стрелку - это закрепить ее намертво. На фото это сделано по-простому, как делают на ж/д с деревянными шпалами - остряк приперли рельсовой накладкой, а ее прибили костылем. Дешево и сердито.

Обратите внимание на отверстия в закладках. Я обозначил их синим.



Вот на этой картинке видно лучше:



Они позволяют без зашивки зафиксировать закладку в закрытом положении: закладка перекидывается, в отверстия продевается дужка замка, замок закрывается. Все, стрелка заблокирована и не вскрыв замок, стрелку не переведешь.

В метро все аналогично, только костылем стрелку не зашьешь. Вот картинка:



Когда запирается стрелка? Инструкция по Движению поездов и маневровой работе (ИДП) московского метрополитена гласит,

При выключении стрелки для ремонта или устранения неисправности устройств СЦБ, когда остряки отсоединяются от стрелочного электропривода, но механическая связь между остряками сохраняется, остряки запирают в требуемом положении на закладку и навесной замок или же прижатый остряк зашивается.

Короче говоря, всегда, когда стрелка не работает должным образом от электропривода, она должна запираться на замок. Тем более - если стрелка "ведет в никуда". Но если по какой-то причине замка нет под рукой?

Случаи, когда незапертые закладки переворачивались сами, были. Но тяжелая на вид конструкция, особенно если зафиксировать ее проволокой, действительно может показаться надежной в качестве временного варианта. Какова вероятность, что она поднимется от проходящего поезда?

Previous post Next post
Up