Что говорили представители Церкви на самом деле. Является ли Нерсесян "беспристрастным специалистом"? Скандал в Третьяковке как повод для информационной войны против Церкви.
Так я и знал. Чувствовал что-то неладное в склоке, развязанной вокруг "Троицы" в Третьяковской галерее. И все мои подозрения относительно провокации подтвердились...
Вопреки навязываемой ненавистниками Русской Православной Церкви версии о "попах-мракобесах, которые хотят отобрать "Троицу" у музея" все было совсем не так. Что же было на самом деле?
А было вот что...
По словам архимандрита Троице-Сергиевой лавры Порфирия "никогда не поднимался вопрос о том, чтобы переместить икону из Третьяковской галереи в Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры окончательно. Обсуждается только возможность ее помещения в лавре на праздник Святой Троицы, чтобы перед иконой могли молиться верующие".
Наш известный реставратор, защитник святынь и исторического наследия Савелий Ямщиков, сперва долго и горячо протестовавший, удивился, узнав, что речь идет всего лишь о трех днях, и сказал даже: "Зачем же нас вообще надо было собирать? Как человек православный я никоим образом не против этого".
...Совет собирался без принятия решения, это был просто мониторинг мнений специалистов. Какое-либо решение по этому поводу необходимо выносить экспертному, музейному сообществу, министерству культуры. Есть индивидуально ответственные за эти вопросы специалисты - руководители галереи, хранители иконы. Они выслушали все мнения.
В качестве экспертов на совете выступили и двое реставраторов высшей аттестации, которые руководят у нас в монастыре реставрационными работами. И в этом смысле собравшиеся успокоились, поняв, что в лавре отношение к реставрации крайне бережное, всеми вопросами, касающимися архитектурных сооружений и икон, занимаются специалисты высшего уровня.
мы проанализировали все детали, но это именно предварительная стадия, теперь предстоит обсуждение. Если будет принято решение, что икону переносить нельзя, потому что она может пострадать, кто же этого не поймет!
http://www.interfax-religion.ru/?act=interview&div=202
Глава пресс-службы патриархии священник Владимир Вигилянский: "Церковь может поднимать вопрос относительно того, чтобы особо почитаемые иконы могли бы на время, хотя бы раз в столетие, не говоря уже о том, чтобы раз в году, быть явлены верующим, потому что они писались для верующих и мыслились как связь человека с Богом".
Так он прокомментировал мнение старшего научного сотрудника отдела древнерусского искусства Третьяковской галереи Левона Нерсесяна, ранее заявившего, что в случае принесения "Троицы", которая хранится там, в Троице-Сергиеву лавру Россия может навсегда утратить икону, так как такой перенос угрожает сохранности образа.
Священник сообщил, что на днях в Третьяковской галерее прошел расширенный реставрационный совет, на котором присутствовали руководители галереи, Русского музея, Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева и др.
"Они практически сказали "нет" просьбе патриарха. Там не было ни одного выступления, в котором бы поддерживалась просьба Церкви".
Как считает отец Владимир, "музейные работники могли бы иметь хоть полпроцента нравственного компонента в этом вопросе, ведь они остаются, по сути дела, хранителями краденного".
Отец Владимир рассказал, что ему доводилось бывать в запасниках Третьяковки, где он видел, как в темноте, "в идеальных, правда, условиях, находятся чудотворные иконы, вывезенные из храмов".
"Их вообще не выставляют, они находятся в тюрьме. Можно же давать хотя бы на один день эти иконы верующим для поклонения и молитвословия! В календаре сотни, если не тысячи, икон, которые празднуются Русской церковью, но, как утверждают некоторые специалисты, две трети этих икон находится в запасниках музеев и недоступны для поклонения. Разве это нормально!" - возмутился отец Владимир.
Он привел в пример один из самых почитаемых в России образов - Владимирскую икону Пресвятой Богородицы, которая написана, по преданию, апостолом Лукой, сейчас хранится в Свято-Никольском храме Третьяковки и периодически переносится в специальном ковчеге для поклонения.
"Что мешает этот опыт в дальнейшем использовать и с другими иконами?" - задал вопрос представитель Московской патриархии.
http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=27406
Генеральный директор Третьяковской галереи Валентин Родионов заявил, что согласен передать для временного поклонения в Троице-Сергиеву лавру икону Андрея Рублева "Святая Троица", для которой она была написана, но лишь при согласии реставраторов.
"Мы можем рассматривать вопрос о выдаче этой иконы на несколько дней, как просит Святейший патриарх. Но перед этим необходимо решить три вопроса. Если хотя бы один из них не решается, то вывозить нельзя", - заявил В.Родионов в среду корреспонденту "Интерфакс-Религия".
1) необходимо изготовить специальную капсулу, в которой икона будет перевозиться и где будут поддерживаться необходимый температурный режим и режим влажности.
Московский завод полиметаллов "обещает сделать такую капсулу или витрину". В.Родионов напомнил, что уже 14 лет галерея выдает Донскую икону Божией Матери столичному Донскому монастырю в капсуле, которую изготовил этот завод, "и никаких проблем не возникало".
2) "везти икону довольно далеко, поэтому необходимо иметь специальный автомобиль на очень мягком ходу".
"Такие машины (для перевозки музейных экспонатов) производят зарубежные фирмы. Ее стоимость составляет около 200 тысяч долларов. Я думаю, что такую вещь мы можем приобрести при помощи наших благотворителей либо взять в аренду", - сказал директор Третьяковки.
3) "наши специалисты-реставраторы должны сказать, смогут ли они укрепить икону, чтобы она не пострадала при транспортировке. Я такую задачу перед своими реставраторами поставил, сказал, что можно приглашать любых специалистов - не только из Москвы, но и со всей России, а может быть, даже и мирового значения, чтобы они внимательно проработали вопрос", - заявил В.Родионов.
В.Родионов особо отметил, что предметы, хранящиеся в музеях, в том числе иконы, являются собственностью государства. "Для того, чтобы иконы выдать на постоянное хранение Церкви, должно быть решение правительства или президента. Мы не имеем права ничего выдавать насовсем или напрокат", - подчеркнул он.
Вопрос о временном принесении святыни в лавру был поставлен в сентябре на встрече министра культуры РФ Александра Авдеева с патриархом Московским и всея Руси Алексием II. При этом, как сообщил директор галереи, министр обратился к нему с соответствующей просьбой. Позже пришло письмо и от патриарха.
В свою очередь главный хранитель Третьяковки Екатерина Селезнева сообщила агентству, что "Троица" Рублева покидала пределы галереи при эвакуации во время Великой Отечественной войны. По ее словам, в запасниках галереи в настоящее время хранится более четырех тысяч икон.
http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=27410
Итак, Русская Православная Церковь отнюдь ничего не требовала, а вежливо спросила о возможности хотя бы краткосрочного пребывания "Троицы" в храме. Причем руководство Третьяковки вежливо и вменяемо высказало свои условия, при которых допустимо положительное решение вопроса. Обеспечение сохранности иконы в Троице-Сергиевой лавре в принципе вполне возможно. И все стороны ни в коем случае не хотят, чтобы "Троице" был причинен какой-либо ущерб.
И тут вылезает неистовый блоггер Нерсесян и в считанные часы раздувают скандал. Мало кто из интернет-хомячков задумался: а этот дядя действительно правду сказал? Им двигали такие уж бескорыстные трогательные мотивы? Это нормально, что он облил дерьмом директора Третьяковки В.Родионова и главного хранителя Е.Селезневу? И что с издевкой высказался о Патриархе Алексии II?
И почему с "роялем в кустах" во время обсуждения выскочили представители Кредо.вру? Написали:
скоро будет на Портале Кредо. Так вот, господа интернет-хомячки, вы - лохи.
Устроив массовый холивар, помастурбировав в нескольких тысячах комментах - никто не догадался выяснить, какова ситуация с "Троицей" на самом деле. И никто не поинтересовался , какие истинные мотивы двигали "защитником культуры"...
А двигала им истеричная ненависть к Русской Православной Церкви. Г-н Нерсесян просто использовал ситуацию и свое положение сотрудника Третьяковки для того, чтобы кинуть камень в ненавистную ему Церковь.
Поинтересуемся, что же писал г-н Нерсесян в своем ЖЖ раньше, задолго ДО скандала с "Троицей".
Вот он комментирует выступление митрополита Кирилла:
г-н Гундяев. Вещает о том, что легализация однополых браков непременно приведет нас к торжеству педофилии, после чего мы разучимся отличать добро от зла и все аккуратно окажемся в аду...
Бээээээээээээ Народ у нас уже всё хавает. Вышел долгополый, бородой потряс, пальцем погрозил - и все согласно закивали.
Тем более, что у нас уже вполне себе вернулась опция согласного кивания... А что, собственно? Диомида осудили, а теперь - стрррройся! И опять о ненавистном ему митрополите Кирилле:
Меня блевать потянуло на первой минуте:-((((( Но я дослушал - врагов надо знать в лицо... Повторяю, как заведенный - слава Богу, что я к ней (РПЦ) никак не отношусь! А кто же мил и любезен г-ну Нерсесяну?
Да, и на всякий случай, сообщаю, что с моей точки зрения, гей-парад - веселое, забавное и трогательное зрелище. Вы хотели думающих священников? Их есть у нас:-) Но боюсь, что Вам не понравится...И приводит вот эту ссылочку:
http://yakov-krotov.livejournal.com/149532.html Приоритеты г-на Нерсесяна вполне явны...
когда г-ну Нерсесяну в отве на его "разоблачения" иерархов РПЦ заметили, что
"вот Гундяев обличает педофилов в педофилии, позабыв о своей репутации (судя по вашим комментариям), а вот Кротов обличает Гундяева в религиозной педофилии сам несомненно им являясь (по крайней мере в моих глазах)."
то сие не смутило г-на Нерсесяна, который ответствовал:
Отец Яков умный и сложный человек - и при этом неоднозначный, как все умные люди. Гундяев - лжец и подонок. Вы не видите разницы? Жаль. Т.е. "отцу Якову" можно быть педофилом , ведь:
Для меня, например - по факту - Всеволод Чаплин, Артемий Владимиров, Дмитрий Смирнов и пр. - уроды и ублюдки, а отец Яков - умный и прекрасный человек, безусловно достойный своего сана. Список врагов вполне ясен:
За антисемитизм, гомофобию, радикальный национализм и православный обскурантизм я, как правило, тихо, но неукоснительно расфренживаю Г-н Нерсесян не хочет читать у себя в ленте
рассуждения на тему о том, какая душка Феогностик Пушков и какая сладкая пуся дедушкО Ридигер. Зато поднимается явно беспокоящая Нерсесяна тема
альтернативной сексуальности и как всегда наезды на РПЦ (полный набор антицерквоных баек)...
Странно... вроде бы ценитель искусства, любитель прекрасной музыки и вообще эстет с изысканным вкусом... но откуда-то в нем такая агрессивность и черствость... например, сколько в нем высокомерия по отношению к
беременной студентке - а ведь девушка может быть и не виновата, что происходят физиологические изменения в ее организме...
Нерсесян сам о себе:
Я, если Вы обратили внимание, схизматик и раскольник. Полное ЩАстье. Мой правящий архиерей - епископ Мюнхенский и Всея Баварии Это был форум "Соборность", принадлежавший теперешней РПАЦ (в аутентичности названия я не вполне уверен, поскольку едва успеваю следить за изменениями названия собственной секты:-)))) Просто тот "организм" со здоровыми и больными органами, о котором Вы говорите, не называется РПЦ МП. Он называется "Единая, святая, соборная (кафолическая) апостольская Церковь". Именно ее бесполезно и бессмысленно рассматривать как "организацию". А РПЦ МП очень даже можно. Я очень прошу своих предполагаемых оппонентов воздержаться от высказываний типа "только в лоне истинной Матери-Церкви (сиречь РПЦ МП) можно всё это адекватно понять и принять к исполнению". Я, конечно, явный мистЕГ (по классификации Игнатия), но мой мистицизм вполне успешно сочетается со здравым смыслом и хорошим вкусом. Поэтому расхожее православное кликушество, выдаваемое за "откровение", на меня никак не действует.
Сайт той "организации", адептом которой является г-н Нерсесян...
Нерсесян о себе:
Господи! Благодарю Тебя за то, что я раскольник и живу своей тихой евхаристической жизнью в "самочинном сборище". И всё это было задолго ДО скандала в Третьяковской галерее...
Как это согласуется с понятиями "профессиональная этика", научная этика"?
Между прочим, вопрос о "Троице" не так однозначен, как пытаются изобразить Нерсесян и его приверженцы.
Да и апелляция "специалиста" к "широкой общественности" вызывает настороженность.
Ну не решаются такие вопросы "привлечением внимания широкой общественности". Так нельзя. Специалисты - НАСТОЯЩИЕ специалисты - не решают вопросы путем агитирования толпы дилетантов, а то и просто ненавистников Православия, например... Тем более путем навешивания хамских ярлыков...
С ужасом представляю кренделя, который будет привлекать "внимание широкой общественности" к дискуссии о технических вопросах работы АЭС (какую кнопочку на пульте нажимать) или голосованием решать в ходе хирургической операции на сердце, что лучше делать врачу на каждом этапе операции, какие разрезы делать, какие стежки накладывать...
Вопрос: можно ли после всего этого считать г-на Нерсесяна объективным и не заинтересованным лицом?
Можно ли принимать на веру то, что он утверждал как работник Третьяковской галереи и как "специалист", если другие специалисты говорят обратное, а сам г-н Нерсесян заведомо пристрастен по отношению к РПЦ и является адептом Я.Кротова?
Можно ли его высказывания считать основанием для привлечения к уголовной ответственности по ст. 282 УК РФ?
Наконец, долго ли еще будут появляться идиоты, которые будут верить в антицерковные байки и вестись на провокации в войне сектантов против Русской Православной Церкви?
Оригинал данной записи в моем ЖЖ был атакован спам-ботами. Надеюсь, что у модераторов данного сообщества больше возможностей для защиты от атак.
С уважением.