Перспективизм - направление в философии, появившееся ещё 18-м веке. Наиболее известными представителями перспективизма были Ортега-и-Гассет и Фридрих Ницше.
Задолго до открытий квантовой физики перспективисты утверждали, что результаты процессов происходящих в реальности зависят от позиции наблюдателя. Т.е. человек, в определённой степени, является богом. Эта позиция, кстати, совершенно не противоречит православному вероучению, ибо ещё св. Василий Великий учил: «человек - это животное, получившее повеление богом стать».
Реальностей, согласно воззрениям перспективистов, существует безконечное множество. Более того, Ницше провозгласил тезис о существовании только кажущегося мира - мира постоянных движений и перемещений количеств силы. Другие представители этого течения (например, Лейбниц) говорили о безконечности реальностей, как об отражении одного единственного мира.
Процесс познания, согласно перспективизму Ницше, есть оценка, интерпретация и созидание мира, когда все от начала и до конца обусловлено деятельностью самого субъекта. "Есть только одно - перспективное "познание", и чем больше позволяем мы аффектам говорить о вещи, тем больше различных глаз имеем мы для созерцания вещи, тем полнее будет наше "понятие" о вещи, наша "объективность". Наряду с такого рода гносеологическим прагматизмом Ницше является иррационалистом, отдающим приоритет инстинктивно-бессознательному, непосредствено-интуитивному в познании. Это вытекает из противопоставления им разума жизни, разума как неспособного понять последнюю, умертвляющего или в лучшем случае деформирующего ее - "каким холодом и отчужденностью веет на нас до сих пор от тех миров, которые открыла наука". Разум случаен, "даже в самом мудром человеке он составляет исключение: хаос, необходимость, вихрь - вот правило". Не лгут, по Ницше, только чувства, "мы сами вносим ложь в их свидетельства, приписывая явлениям единство, вещественность, субстанцию, положительность и т.д.". Только в инстинкте непосредственно находит свое проявление принцип всего существующего; только инстинкт является ее аутентичным выражением.
Перспективист Гаос-и-Гонсалес Пола утверждает преодоление позиции "наивного реализма", что предполагает отказ от объективности предметов, т.е. возможности их существования без нашего к ним отношения (Об этом говорит и Ницше: "Мы не можем ничего сказать о вещи самой по себе, так как в этом случае мы лишаемся точки зрения познающего"). Логически развивая формулу перспективизма Ортеги-и-Гассета: "Я есть я и мое обстоятельство, и если я не спасаю его, то не спасаю и самого себя", Пола создаёт новое учение - персонализм. Человек в своей индивидуальности единственен, абсолютно индивидуален, конечен, "онтологически одинок" и "космически морально ответственен".
Однако достигнуть аутентичности своего «Я» можно лишь избавившись от своего псевдо «я», т.е. от личности (личины) или имиджа. Согласно Гелену, человек - “биологически недостаточное существо”, компенсирующее свою биологическую недостаточность с помощью Духа. Собственно Дух, таким образом, есть подлинное «Я» человека. Именно осознание этого постулата движет монахами, уходящими в скит от людской суеты. Если мировоззрение матриархата подразумевает под активностью суетливость (ведущую на самом деле к виртуальному существованию), то Традиция, перспективизм и квантовая физика утверждают обратное: активен только субъект, который для управления реальностью стал вне оной, вне причинно-следственных связей (обожение). Этот путь очень не прост, однако только так на практике можно реализовать лозунг «Да будет сказкой жизнь!», выдвинутый в 1977 году русскими неоперспективистами художником В.Дёминым и поэтом А.Широпаевым. Этот путь не для всех - даже Ницше, шедший в этом направлении, в конце концов подвинулся рассудком. Возможно, Ницше на своём духовном пути был чересчур серьёзен, ибо другой наш соотечественник Евгений Головин совершенно справедливо утверждает, что всякий человек перед смертью непременно сходит с ума; всякий, кроме тех, кто сошёл с ума ещё при жизни, осознано и добровольно. Здесь мы видим намёк на категорическую необходимость юродства на пути обожения.
Ущербность европейской философии как таковой, и европейского перспективизма в частности обусловлено отсутствием у тамошних философов чувства юмора. Что вполне естественно, ибо они поголовно взращены в иудео-христианской апостаси. Чтобы избежать судьбы Ницше, развивая своё учение Пола утверждает, что путь монаха неприемлем для философа - будучи аутентичным только в своем одиночестве, философ, выражает себя лишь будучи включенным в сумму разделяемых с другими обстоятельств, что предполагает его выход из одиночества, за пределы своей отличности и конечности. Только в этом случае философ имеет возможность определиться "относительно того, что можно сделать и на что следует претендовать". Ведь философия всегда есть и поступок самовыявления, самоэкспликации и самоинтерпретации. Идея в этом контексте суть конкретная реакция на конкретную реальность. Она воплощается (будучи словесно-текстово выраженной) в действиях, реализуемых в виду определенных обстоятельств и в соответствии с формулируемой целью. Идея наполняется смыслом, воспринимается и понимается другими через реконструкцию ее роли, интерпретирование ее функций в породившей ее "здесь-и-сейчас" ситуации. Такая позиция напоминает ситуацианизм, проповедываемый анархистами.
Говоря о перспективизме нельзя обойти вниманием такую фигуру, как
Готфрид Бенн, на котором следует остановиться подробнее, т.к. Бенн по сути является последним перспективистом из тех, кого мы условно отнесли к категории «ветхие».
Дух, согласно Бенну прямо противопоставляется жизни, что отрицает эволюционизм Дарвина - человек, по определению, не может быть вершиной эволюции, он нечто совершенно иное. Эволюция сама по себе, а человек сам по себе. И здесь необходимо дать определение термину «человек»: Человек - это дееспособный, трудоспособный, боеспособный мужчина с белым цветом кожи.
В отличие от телесной природы человека, его духовная сущность содержит в себе множество еще не раскрытых возможностей. Их реализация - не только “эмансипация духа”, но и создание окружающей человека духовной среды. Бенн трактует ее как вечно себя порождающий мир культуры, ценности которой трансцендентны по отношению к жизни.
Взаимоотношения между обществом и творческой индивидуальностью носят двойственный характер: создавая необходимый для ее становления “культурный круг” (термин Фробениуса) и поощряя культ гения, общество пытается в то же время усреднить его талант, отмечая произведения художника печатью ограниченности филистерского сознания. Теория творчества у Бенна выходит за рамки эстетического и обретает статус важнейшей составляющей теории культуры. Творческое начало особенно полно проявляется в том типе человека, который Бенн именует “носителем искусства”, противопоставляя его “носителю культуры”. Последний призван создать предпосылки для поэтического творения, расширяя культурное пространство, которое служит “перегноем, кровью и почвой” для “носителя искусства”. “Носитель культуры” воспринимает объекты внешнего мира как данности и описывает реальность с помощью слов. В отличие от него, “носитель искусства” - поэт, имеющий дело со словом как с самодостаточной телесной предметностью (“стиль - это тело”), которая представляет собой существование, замкнутое в себе. Поэтому для искусства важна “не истина, а выражение”. Обосновывая авангардистски-экспрессионистское видение творчества, Бенн дистанцируется от идеи искусства для искусства, рассматривая эстетическое начало как сущностное проявление Духа. Экспрессионизм для него - “беспощадное продвижение к корням вещей”, способ раскрытия их подлинного деиндивидуализированного и депсихологизированного бытия.
Порождение художественных образов, с точки зрения Бенна, есть вместе с тем произведение новых перспективных возможностей. Перспективизм как основополагающий принцип его теории культуры делает проблематичным само существование реальности, утверждая непосредственную достоверность законченного произведения, в имманентной статичности которого и завершается опыт трансцендентности. Идеалом является “абсолютное стихотворение”, не имеющее конкретного адресата, и “абсолютная проза”, которая пребывает вне пространства и времени. Этим абсолютным формам выражения соответствует и абсолютное Я творца, созидающее, творческое, изолированное от окружающего мира, одинокое и монологичное, оно абсолютно лишь в смысле причастности к трансцендентному.
Наряду с этими идеями Готфрид Бенн был активным проповедником социального биологизма, что способствовало его сближению с национал-социализмом А.Гитлера. В 30-е годы прошлого века Бенн был убежден в том, что наступающая историческая эпоха должна выразить себя в появлении новой расы, нового типа человека.
(c)
miha_porshen -------------
Готфрид БЕНН. Статические стихи
Перевод с немецкого С.Аверинцева
Чуждость развитию -
вот глубина мудрого.
Будущее не занимает его,
не проникает в его глубину.
Предоставлять направления,
действовать,
прибывать, отбывать -
приметы мира,
который видит не четко.
Перед моим окном,
- говорит мудрый -
лежит долина,
на ней собираются тени,
два тополя дают путь,
ты знаешь - куда.
Перспективизм -
другое имя для статики:
прочерчивать линии,
продолжать их
по закону произрастанья,
растить побеги -
стаи воронов
кинуть в рассвет морозного утра,
дать им кануть -
ты знаешь - зачем.