У меня есть такая бас-гитара, которую однажды сам сделал:
http://www.youtube.com/watch?v=Lj5knLzVSnshttp://razar.livejournal.com/113252.html Особенностью этого инструмента является то, что в нем нет звукоснимателей как таковых, сигнал снимается прямо со струн, колеблющихся в магнитном поле, и каждая пара струн подключается к дифференциальному (микрофонному) предусилителю. В профессиональной технике это распространенный стандарт - можно воткнуть этот бас напрямую в пульт, подключить к микрофонным входам звуковой карты или, или использовать микрофонный предусилитель. Дома я обычно записываю его в Echo Audiofire4, на выступлениях либо втыкаюсь в пульт через мультикор, и мне ставят отдельный монитор, либо подключаюсь в басовый комбик через микрофонный предусилитель
peratronika MAB2023 Mk.1.
По звуку этот инструмент отличается от традиционных бас-гитар, более плоская АЧХ и другая динамика, как будто больше компрессии. В акустических ансамблях это прикольно, а на записях можно обработать бас эквалайзером и получить нужную АЧХ с нужными резонансами. Но недавно стал репетировать с группой с живыми барабанами, двумя электрогитарами и оказалось, что читаемость басовой партии в таком громком варианте не очень. Можно конечно нарулить что-то на комбике, особенно если есть параметрический эквалайзер, но вообще я задумался над специальным преампом, который бы делал звук ближе к традиционным бас-гитарам, у которых звукосниматели (из-за своей индуктивности и емкости) сами по себе имеют резонанс где-нибудь на 2 кГц.
Хотелось бы чтобы специальный преамп в отличие от микрофонного учитывал существующие особенности баса:
- низкий уровень сигнала
- очень низкое выходное сопротивление (вместе с кабелем получается меньше 3 Ом)
- балансный вход, небалансный выход
- уровень на выходе можно иметь ниже линейного, может чуть повыше бас-гитарных звукоснимателей, главное сохранить отношение сигнал/шум
Пока придумал вот такую штуку:
Это схема на один канал, второй такой же. Выходной трансформатор - Edcor TPC15K/600, я когда-то их купил с запасом для лампового микрофонного преампа, теперь думаю оставшиеся задействовать, и в данном случае включить как повышающие. Даже если соединить выходные обмотки 15k двух каналов последовательно, получится гораздо меньшее выходное сопротивление, чем то, на которое рассчитаны бас-гитарные комбики. Конденсатор в цепи истоков думаю подобрать так, чтоб вместе с индуктивностью трансформатора получился желаемый резонанс, а потенциометром регулировать его глубину. Питание от адаптера 9-12 вольт.
Вопрос, собственно, насчет транзисторов. Насчет полевиков думаю насчет КП103М, когда-то собирал на таком гитарный бустер и он мне понравился :) А для входных нужно что-то малошумящее и с высоким коэффициентом усиления, я пока перебираю то, что предлагает Чип-и-Дип, параллельно гугля разные схемы с ними. 2N3904? BC549? BC338?
Ну и может быть у кого-то есть какие-то идеи или советы по поводу схемы. Единственное, хотелось бы не усложнять особо, а сделать что-то простое, но достаточно эффективное, и не просто взять пару операционных усилителей. Меня вдохновляют штуки типа Fuzz Face и бустеры на одном полевике, и кажется, что тут тоже подобные решения могут сработать.