Нахичеванская железная дорога

Apr 06, 2012 13:35

Нахичеванская железная дорога - одна из самых труднодоступных для туристов железных дорог на постсоветском пространстве. И дело тут не в том, что она как-то особенным образом закрыта, просто туристов тут практически не бывает, случайно или транзитом сюда приехать нельзя. А посмотреть тут есть на что: на мой взгляд, нахичеванский участок Азербайджанской железной дороги между станциями Нахичевань и Джульфа - самая красивая железная дорога Закавказья. И не только потому, что магистраль живописно петляет между высокими, почти отвесными горами в 20-30 метрах (!) от иранской границы, но и потому, что здесь можно увидеть просто-таки музейные образцы железнодорожной техники.




Вокзал в Нахичевани, как мы уже писали, хоть и построен около 100 лет назад, прекрасно отремонтирован. Если честно, даже не понятно, зачем Нахичевани такой большой вокзал. В советское время это было понятно и оправдано: тут проходило множество поездов по Закавказью, в Москву, Ленинград, Тегеран...

01


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Сейчас вокзал обслуживает две пары местных поездов в день: Ордубад - Шарур и Шарур - Ордубад. Их расписание составлено таким образом, чтобы житель любого района НАР, где проложена железная дорога, смог утром приехать в столицу республики и в обед отправиться обратно. Если что, поезда в сторону Ордубада-Джульфы (на юго-восток) и Шарура-Гыврага (на северо-запад) отправляются одновременно в 15-00.

Первая мысль, посетившая меня на вокзале, - "надо снимать!" Вторая - "накажут!". Дело в том, что много раз на форумах железнодорожно-фотографической направленности приходилось читать, что азербайджанские полицейские очень не любят, когда снимают железную дорогу, а тут еще и госграница рядом. Пришлось решать проблему в лоб - прилюдно достал камеру из рюкзака, подошел к полисмену и поинтересовался на русском и английском языках, можно ли сфотографировать столь красивый вокзал? Он, разумеется, ответил что-то неясное, но по невербалике понял - можно.

02


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Правда, все местные словики с меня с тех пор глаз не сводили, но мне было не до этого - открылась билетная касса, надо было купить билетик, который до Джульфы стоил 80 гяпик (около 31 рубля). Там же узнал, что поезд в Джульфу едет примерно полтора часа.

Явление на платформе туриста с относительно большой фотокамерой, явно не местного, вызвало некоторое оживление пассажиров, какие-то парни несколько раз подходили ко мне (с вполне дружелюбными физиономиями), но фотографироваться категорически отказывались. Минут за 15-20 до отправления поезд прибыл на станцию точно по расписанию.

Каково же было мое удивление, когда оказалось, что поезд - грузопассажирский! Первый вагон используется для хозяйственных нужд местных пограничников, далее - 2 пассажирских вагона, в конце - открытая платформа с огромными кусками гранита, которую отцепят на следующей станции. Электровоз - реально из музея! Сколько ему лет, не знаю, но местные сказали, что намного больше сорока:

03


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Вагоны - много раз ремонтированные старые добрые "Аммендорфы" из когда-то братской ГДР:

04


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Пассажиры ловко повыпрыгивали из вагонов, везя с собой какие-то тюки с продуктами. Тут же приехал поезд в обратном направлении.

05


Посмотреть на Яндекс.Фотках

У встречного поезда локомотив выглядит чуть поновее:

06


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Его не ремонтировали, судя по краске. много-много лет:

07


Посмотреть на Яндекс.Фотках

В первый грузовой вагон пограничники загружали какое-то снаряжение, наверное, военного назначения

08


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Изнутри интерьер вагона представляет собой старый купейный вагон со снятыми перегородками, верхними и нижними полками, вместо которых поставили достаточно мягкие кресла. Мест в билете указано не было, садись, куда хочешь:

09


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Одну из стен вагона украшала картина:

10


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Поезд должен был уже отправляться, когда я внезапно понял причины повышенного внимания к моей скромной персоне со стороны местных силовиков. За пару минут до отправления напротив меня сел взрослый мужик (лет ему сильно за 50, но стариком его назвать никак нельзя). Завел со мной светскую беседу, кто я, откуда, зачем, почему. Все передельно тактично, как на Кавказе умеют, если захотят. Попросил показать фотографии, и очень вежливо, но твердо попросил стереть одну фотографию, на которой был снят процесс погрузки в первый грузовой вагон каких-то ящиков. Я думал послать мужика, куда следует, да в этот момент все полисмены, что находились в вагоне, и старший десятка пограничников с ним с большим почтением поздоровались. Резко стало ясно, что разговорчивый мужичок напротив - местный высокопоставленный чекист, оттого просьбу об удалении фотографии выполнил.

Далее мой радушный попутчик рекомендовал не снимать из окна поезда, пришлось подчиниться. За это мой попутчик пообещал мне рассказать небольшую экскурсию по местам, где мы едем, и, кстати, обещание свое выполнил. Он сразу посетовал, что с распадом СССР его соотечественники не могут служить "в такой огромной и прекрасной стране", а служа только в Азербайджане по месту жительства, что, по его мнению, неправильно. С добротой вспоминал времена, когда служил в Москве "в Чертаново", а потом учился в какой-то академии. Профиль академии не уточнил, ну, да я сам догадался. Потом минут 15 костерил "подонка" Горбачева, который развалил Союз и санкционировал кровавые беспорядки в Баку, "потому, что у него на лбу нарисована Армения". Дескать, в Союзе все жили в мире и согласии, а сейчас "все по своим норам сидят". При этом не отводил взгляда с моей камеры, но не потому, что ему она сильно нравилась, а потому, что фотографировать на границе в свете нынешнего обострения "добрососедских" отношений Ирана и Азербайджана не следует. Дело дошло до того, что когда я захотел пойти покурить, меня сопровождала в тамбур охрана из троих местных чекистов... Хоть туалет доверили посетить в одиночку.

Тем временем, поезд объехал Нахичеванское водохранилище на Араксе, объехал плотину и начал углубляться в горы. Этот, наверное, самый интересный отрезок пути я вынужден иллюстрировать чужими фотографиями, сделанными с иранской стороны, с азербайджанской части, так как мы поняли, фотографировать нельзя.



Оригинал фото

Железная дорога, построенная в Первую Мировую войну для связи Закавказья с Персией, проходит по крутому берегу реки Аракс, разделявшую когда-то Персию и Российскую империю. В некоторых местах полотно подходит к границе на 10-15 метров, сразу за вагоно начинается колючая проволока и пограничная река. Удивительно, но с иранской стороны никаких ограждений нет, любой желающий может подойти к реке, искупаться в ней или ловить рыбу, это, как мне объяснили, не запрещено, да и погранзастав с иранской части намного меньше. Причина иранской беспечности, как выяснилось, в том, что Иран был настолько уверен в союзнических отношениях с СССР, что даже не стал обустраивать границу.

Примерно так редкие иранские рыбаки смотрели на наш поезд:



Оригинал фото

Со всех сторон железную дорогу обступают красные горы, и цвет этот не смог спрятать даже сильный снег, прошедщий всего пару часов назад:



Оригинал фото



Оригинал фото



Оригинал фото



Оригинал фото

В назначенное время наш поезд прибыл в Джульфу. Мой попутчик заверил, что я могу снимать любые строения и подвижной состав... Вокзал Джульфы сделан по тому же проекту, что и в Нахичевани. Удивительно, как век назад русские архитекторы удачно передали местный колорит:

11


Посмотреть на Яндекс.Фотках

12


Посмотреть на Яндекс.Фотках

На вокзале есть специальная комната. Она открыта для всех, там даже есть кондиционер. Кроме кондиционера - пальма в горшке и семейный портрет четы Алиевых. Больше ничего. Зачем - так и не понял.

13


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Привокзальная площадь даже не заасфальтирована. А зачем, если сюда приезжает 4 вагона в день?

14


Посмотреть на Яндекс.Фотках

...

Вот такой интересный опыт поездки по Нахичеванской железной дороге. Если кому-то интересно прочитать еще и про саму Джульфу с Нахичеванью, прошу заходить сюда.

Фото, Объекты, Подвижной состав, Поездки

Previous post Next post
Up