Сегодня, дорогие мои любители железных дорог и ферроэквинологи, пришел ваш день. Мы заглянем в Железнодорожный район города Екатеринбурга, прогуляемся по вокзалу действующей железнодорожной станции "Екатеринбург-Пассажирский", осмотрим старый вокзал и окрестности.
Сначала, как положено, вводный инструктаж, состоящий из подборки фактов.
- "Новый" железнодорожный вокзал Екатеринбурга не такой уж и новый. Он был открыт в 1912 году - 101 год назад. С начала прошлого века здание неоднократно реконструировалось и расстраивалось, пока и не получило свой современный позолоченный внешний вид.
- Вплоть до последнего времени станция сохраняла советское название Свердловск-Пассажирский, историческое вернули совсем недавно, в 2010 году.
- Пассажиропоток станции составляет около 42-х миллионов пассажиров в год. Для сравнения: крупнейший московский аэропорт Домодедово ежегодно обслуживает 28 миллионов пассажиров.
- Ежедневно отсюда отправляет до 26 пассажирских поездов и до 180 пригородных электричек.
Не буду более утруждать ваше драгоценное внимание сухими цифрами, давайте лучше полюбуемся художественным оформлением залов. Тем более, что здесь есть чему подивиться. Интерьеры главного корпуса выдержаны в роскошном стиле сталинского ампира и иначе как убранством их не назовешь. Выделим некоторые детали.
Просторные залы с высокими дверями.
Потолки, богато декорированные лепниной и массивные, но изящные люстры.
Барельефы с яркими образцами советской символикой. По всему видно, что во время последней реконструкции вокзала в 2001 году, строители очень внимательно отнеслись к реставрации всей советской лепнины, украшающей здание. Звезды, серпы и молоты выглядят свежо и молодо, словно в первые годы правления власти рабочих и крестьян.
На сводах залов ожидания изображены монументальные фрески с различными периодами отечественной истории.
1929-1934 годы. Первая пятилетка. По итогам ее выполнения СССР из аграрной страны превратился в индустриальную.
Отцы первой пятилетки. Узнаёте кого-нибудь?
1941-1945. Великая Отечественная война. По своему масштабу фрески едва не дотягивают до работ художника Ильи Глазунова.
А здесь изображено покорение советского космоса, неудачи конкурентов. Хотя, еще можно вспомнить историю со сбитым 1-ого мая 1960 года самолетом-разведчиком. С праздником Первомая американского шпиона тогда поздравила ракета ЗРК С-75. Дело было как раз в небе под Свердловском.
До того, как увидел нижеследующую роспись, я находился в полной уверенности, что все изображения оригинальные и были выполнены при реконструкции вокзала еще в сталинские времена. Виной всему шрифт, которым написаны цифры. Он зародился в 1930-х, а в 60-х годах был скоропостижно предан забвению. Отрадно, что при реконструкции о нем вспомнили.
Итак, 1917-1922 год. Революция, Гражданская война, интервенция, голод и разруха - страшнейшее для страны время. Братоубийственные стороны друг от друга отделяет последняя царская семья, вознесение которой состоялось лишь в современной России. Очевидно, что такой сюжет не мог быть нарисован в советское время.
Дальше нахлынула современность. Автор взял ее сразу грубым временным мазком - 1956-2000. Изображены успехи в спорте и Уральская природа.
Это еще не все фрески. Я заснял лишь часть, дающую представление о том, что творится над головами ждущих отправления поезда пассажиров.
Перед тем как покинуть здание, хотелось бы отметить еще два важных момента, плюсующих в карму Свердловской железной дороге.
1) Дружелюбность вокзала по отношению к инвалидам. Забота о людях с ограниченными возможностями - верный признак "цивилизованности" и современности любого объекта.
2) Забота о детях. Игровая комната для пассажиров с детьми - полезное и редкое для вокзала явление.
Выйдя на улицу попадаем на привокзальную площадь. Здание вокзала "Екатеринбург-Пассажирский" вытянулось на всю длину площади.
Вокруг вокзала сформировалось своеобразное железнодорожное гетто. В радиусе пяти минут ходьбы от перрона сосредоточены все типичные атрибуты привокзальной инфраструктуры крупного города. Гостиницы, кафе и забегаловки, станция метро и узловые остановки общественного транспорта, магазины и киоски, бюро автобусных экскурсий и автостоянка - все это подчинено единственной цели - обслуживанию пассажирского трафика. Из того, что нужно исключить из поля зрения пассажиров, можно выделить: группировку пьянчуг бомжеватого вида, скупщиков телефонов и золота, цыган-попрошаек, "бомбил", маскирующих свои машины шашками такси и прочий асоциальный элемент.
Чуть западнее "нового" вокзала расположено здание старого вокзала, построенное в 1878 году.
Это эклектика с элементами псевдорусского. Характерный для конца XIX века стиль.
Над главным входом висит исторический герб Екатеринбурга. До революции Екатеринбург числился уездным городом Пермской губернии, отсюда и пермский "серебряный медведь" в верхней части герба.
В 2003 году здание передано под экспозицию музея истории, науки и техники Свердловской железной дороги, а места пассажиров на бывшей привокзальной площади заняли забавные бронзовые скульптуры.
Эта скульптурная группа называется "Пассажиры".
А здесь начальник станции готов зазвонить в колокол, известить о прибытии поезда.
Мощная железнодорожница у тупикового отбойника.
Фигуристая проводница, разносящая чай.
Шарж на непутевых путейских рабочих.
Рядом с вокзальным комплексом находится здание Центра Управления Перевозками Свердловской железной дорогой
и ДК Железнодорожников.
Около дома культуры стоит модель первого в России паровоза, который в 1833 году построили два русских инженера - отец и сын Черепановы.
Церковь иконы Божией Матери "Державная". Начало XXI века, достойный похвалы новодел.
Ну и напоследок держите пять. Это тыльная сторона стелы Якову Свердлову. В народе она пока никак не называется, так что пусть это будет вторая варежка.
Надеюсь, сегодня вы почерпнули для себя что-нибудь новое.
Другие записки из поездок в Свердловскую область:
- Екатеринбург-Сити;
- Екатеринбург. Смотровая площадка БЦ "Высоцкий";
- Екатеринбург. Смотровая площадка БЦ "Антей";
- Екатеринбург. Прогулка по центру (Красная линия);
- Екатеринбург. Железнодорожный вокзал;
- Ганина Яма;
- Невьянск.
P.S.
Есть мысли на тему, поднятую автором? Заметили неточности или ошибки? Напишите об этом в комментариях - мир должен знать правду!