Екатеринбург. Железнодорожный вокзал.

Mar 21, 2013 01:45

Сегодня, дорогие мои любители железных дорог и ферроэквинологи, пришел ваш день. Мы заглянем в Железнодорожный район города Екатеринбурга, прогуляемся по вокзалу действующей железнодорожной станции "Екатеринбург-Пассажирский", осмотрим старый вокзал и окрестности.





Сначала, как положено, вводный инструктаж, состоящий из подборки фактов.
- "Новый" железнодорожный вокзал Екатеринбурга не такой уж и новый. Он был открыт в 1912 году - 101 год назад. С начала прошлого века здание неоднократно реконструировалось и расстраивалось, пока и не получило свой современный позолоченный внешний вид.





- Вплоть до последнего времени станция сохраняла советское название Свердловск-Пассажирский, историческое вернули совсем недавно, в 2010 году.
- Пассажиропоток станции составляет около 42-х миллионов пассажиров в год. Для сравнения: крупнейший московский аэропорт Домодедово ежегодно обслуживает 28 миллионов пассажиров.
- Ежедневно отсюда отправляет до 26 пассажирских поездов и до 180 пригородных электричек.

Не буду более утруждать ваше драгоценное внимание сухими цифрами, давайте лучше полюбуемся художественным оформлением залов. Тем более, что здесь есть чему подивиться. Интерьеры главного корпуса выдержаны в роскошном стиле сталинского ампира и иначе как убранством их не назовешь. Выделим некоторые детали.

Просторные залы с высокими дверями.



Потолки, богато декорированные лепниной и массивные, но изящные люстры.



Барельефы с яркими образцами советской символикой. По всему видно, что во время последней реконструкции вокзала в 2001 году, строители очень внимательно отнеслись к реставрации всей советской лепнины, украшающей здание. Звезды, серпы и молоты выглядят свежо и молодо, словно в первые годы правления власти рабочих и крестьян.





На сводах залов ожидания изображены монументальные фрески с различными периодами отечественной истории.



1929-1934 годы. Первая пятилетка. По итогам ее выполнения СССР из аграрной страны превратился в индустриальную.



Отцы первой пятилетки. Узнаёте кого-нибудь?



1941-1945. Великая Отечественная война. По своему масштабу фрески едва не дотягивают до работ художника Ильи Глазунова.



А здесь изображено покорение советского космоса, неудачи конкурентов. Хотя, еще можно вспомнить историю со сбитым 1-ого мая 1960 года самолетом-разведчиком. С праздником Первомая американского шпиона тогда поздравила ракета ЗРК С-75. Дело было как раз в небе под Свердловском.



До того, как увидел нижеследующую роспись, я находился в полной уверенности, что все изображения оригинальные и были выполнены при реконструкции вокзала еще в сталинские времена. Виной всему шрифт, которым написаны цифры. Он зародился в 1930-х, а в 60-х годах был скоропостижно предан забвению. Отрадно, что при реконструкции о нем вспомнили.
Итак, 1917-1922 год. Революция, Гражданская война, интервенция, голод и разруха - страшнейшее для страны время. Братоубийственные стороны друг от друга отделяет последняя царская семья, вознесение которой состоялось лишь в современной России. Очевидно, что такой сюжет не мог быть нарисован в советское время.



Дальше нахлынула современность. Автор взял ее сразу грубым временным мазком - 1956-2000. Изображены успехи в спорте и Уральская природа.



Это еще не все фрески. Я заснял лишь часть, дающую представление о том, что творится над головами ждущих отправления поезда пассажиров.

Перед тем как покинуть здание, хотелось бы отметить еще два важных момента, плюсующих в карму Свердловской железной дороге.
1) Дружелюбность вокзала по отношению к инвалидам. Забота о людях с ограниченными возможностями - верный признак "цивилизованности" и современности любого объекта.





2) Забота о детях. Игровая комната для пассажиров с детьми - полезное и редкое для вокзала явление.



Выйдя на улицу попадаем на привокзальную площадь. Здание вокзала "Екатеринбург-Пассажирский" вытянулось на всю длину площади.



Вокруг вокзала сформировалось своеобразное железнодорожное гетто. В радиусе пяти минут ходьбы от перрона сосредоточены все типичные атрибуты привокзальной инфраструктуры крупного города. Гостиницы, кафе и забегаловки, станция метро и узловые остановки общественного транспорта, магазины и киоски, бюро автобусных экскурсий и автостоянка - все это подчинено единственной цели - обслуживанию пассажирского трафика. Из того, что нужно исключить из поля зрения пассажиров, можно выделить: группировку пьянчуг бомжеватого вида, скупщиков телефонов и золота, цыган-попрошаек, "бомбил", маскирующих свои машины шашками такси и прочий асоциальный элемент.

Чуть западнее "нового" вокзала расположено здание старого вокзала, построенное в 1878 году.



Это эклектика с элементами псевдорусского. Характерный для конца XIX века стиль.



Над главным входом висит исторический герб Екатеринбурга. До революции Екатеринбург числился уездным городом Пермской губернии, отсюда и пермский "серебряный медведь" в верхней части герба.



В 2003 году здание передано под экспозицию музея истории, науки и техники Свердловской железной дороги, а места пассажиров на бывшей привокзальной площади заняли забавные бронзовые скульптуры.



Эта скульптурная группа называется "Пассажиры".



А здесь начальник станции готов зазвонить в колокол, известить о прибытии поезда.



Мощная железнодорожница у тупикового отбойника.



Фигуристая проводница, разносящая чай.



Шарж на непутевых путейских рабочих.



Рядом с вокзальным комплексом находится здание Центра Управления Перевозками Свердловской железной дорогой



и ДК Железнодорожников.



Около дома культуры стоит модель первого в России паровоза, который в 1833 году построили два русских инженера - отец и сын Черепановы.



Церковь иконы Божией Матери "Державная". Начало XXI века, достойный похвалы новодел.



Ну и напоследок держите пять. Это тыльная сторона стелы Якову Свердлову. В народе она пока никак не называется, так что пусть это будет вторая варежка.



Надеюсь, сегодня вы почерпнули для себя что-нибудь новое.

Другие записки из поездок в Свердловскую область:
  1. Екатеринбург-Сити;
  2. Екатеринбург. Смотровая площадка БЦ "Высоцкий";
  3. Екатеринбург. Смотровая площадка БЦ "Антей";
  4. Екатеринбург. Прогулка по центру (Красная линия);
  5. Екатеринбург. Железнодорожный вокзал;
  6. Ганина Яма;
  7. Невьянск.
P.S.

Есть мысли на тему, поднятую автором? Заметили неточности или ошибки? Напишите об этом в комментариях - мир должен знать правду!

Фото, Объекты, Урал

Previous post Next post
Up