Паровой танк. Часть первая - колесики.
Паровой танк является, наверное, одной из самых популярных диковинок стимпанка, да и не только, этот концепт добрался даже др фентезийного вархаммера. Но существовала ли подобная машина в реальном мире иначе как на бумаге или в голове очередного безумного ученого?
Вполне себе.
Расскажем о двух произведениях американского сумрачного гения. Занятно, что оба танка появились в виде опытных образцов под занавес Первой Мировой, то есть под самый-самый конец эпохи пара и были классическими опаздунцами (Как впрочем, и все три первых танка США - кроме двух паровых, там был еще один дизель-электрический). Война уже заканчивалась, нареканий к машинам было много и судьба паровых монстров была не завидная. Ни в серию, ни на войну эти танки не "прокатили".
Первым танком, о котором пойдет наш рассказ, будет, как он оригинально официально назывался - Паровой Колесный Танк. Или Паровой танк Холта. О самом танке удалось найти немного информации.
Танк был трехколесный, напоминая по форме сильно забронированную "Беларусь", или, если брать аналоги того времени, то немецкий Treffas-Wagen.
Танк имел два паровых двухцилиндровых двигателя Добля по 75 лошадок каждый. Каждый двигатель приводил в действие "свое" здоровенное 2,4 метровое стальное колесо. Паровые котлы размещались у танка в заду. Охлаждалось все это посредством радотающего от пара же вентилятора а также радиатора (решетка заметна). Максимальная скорость декларировалась примерно в 8 км/ч.
Третье колесо барабанного типа использовалось для рулежки. Оно крепилось сзади танка на поворотном кронштейне. Обратите внимание, что к нему приколочена эдакая лыжа. По мнению разработчика, это должно было помогать танку преодолевать траншеи.
Вооружение машины составляли две 75 мм. гаубицы, поставленные впереди машины и два пулемета браунинга по бокам в специальных шаровых установках. Обслуживало все это дело команда из 6 человек (по одному на каждое орудие, водитель и командир).
Бронирование было от 5,8 до 16 мм в лобовой и боковой проекциях, а вес машинки доходил до 17 тонн.
По габаритам оно было около 7 метров в длину, 3 в высоту и 3 в ширину.
Однако, по результатам испытаний, проходившим с Марта по Май 1918 года, все это великолепие показало довольно низкие характеристики. Есть даже байка, что он накрепко завяз, проехав 50 футов (около 15 метров), и испытания завершились. Скорее всего, конечно, все было не настолько плохо, но, конечно же, подобная колесная конструкция показывала худшие ходовые характеристики по сравнению со своими гусеничными аналогами, что было главным недостатком подобных "тракторов". Логично предположить, что, по аналогии со следующим танком (где это задокументировано) были проблемы с охлаждением паровых колов, а также опасения по поводу их взрывоопасности: по-идее, достаточно было небольшого повреждения, чтобы котлы взлетели на воздух, разрушая танк и обрекая на немедленную гибель весь экипаж.
Вероятно также, что недостаточно защищенными и надежными выглядели колеса (не так, конечно же, как у "Нетопыря" (он же Царь-танк), но все-таки.
Короче говоря, дальше прототипа дело не пошло. Испытания завершились крайне неудачно, война заканчивалась и нужда в подобной машине отпала. Однако, оно стреляло и даже ездило.
Источник:
http://vk.com/parovsiachina