На днях моему начальству в Департаменте культуры пришла в голову свежая идея: проинспектировать предприятия, которые занимаются народными промыслами. Начали мы с комбината "Старинные ткани", на котором работают по средневековым технологиям. Дерево, кость и прочие материалы, из которых обычно делают мебель, могут существовать столетиями, а ткани быстро приходят в негодность. И на "Старинных тканях" по оставшимся лоскуткам восстанавливают рисунок и делают его схему. Вот так.
1.
По этой схеме станок заправляется нитями, обычно на это уходит полгода. Лишь затем ткачихи начинают ткать по десять сантиметров в день - на таких же станках, на которых работали сотни лет назад. Тканями из этой мастерской обтянута едва ли не вся российская музейная мебель.
2.
3.
4.
5.
Аналогичное производство есть только во Франции, в Лионе. Я была там и видела, как лионские ткачи - самые высокооплачиваемые люди во Франции, всегда ткут одну и ту же ткань - специально для того, чтобы показать производство туристам. У нас ткачихи каждый раз делают новые ткани и получают сущие гроши. А хитрые лионцы приехали в Россию на экскурсию, отсняли усовершенствованную россиянами педаль на станке и у себя сделали такую же. А потом еще и издали альбом, в котором продукцию "Старинных тканей" поместили на обложке и выдали за свою.
6.
7.
Люди там работают удивительные. Спокойные, немногословные. Я им интервью отдала, которое делала с руководителем мастерской восемь лет назад тому назад - и сделанные тогда же фотографии. Не удивились, - в этой мастерской время течет совсем по-другому, чем во всей остальной Москве.
8.
9.
Станки заправляют с помощью специальных картонок с дырочками, похожих на перфокарты.
10.
11.
12.
В мастерской ужас как тесно. Пришлось то снимать с потолка, вися на стремянке, то лежать под станком. Вся перемазалась в пыли и в известке.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
На следующей неделе я, возможно, буду там снова. И сниму, если удастся, как натуральный шелк красят луковой шелухой и сушеными жучками - кошенилью.