Бийская трамвайная система не такая выдающаяся, как в
Барнауле, но для 200-тысячного города очень даже недурна.
2.
Бийская трамвайная сеть с её 33 км линий находится на довольно скромном 26-м месте в России; впрочем, это 7-е место среди трамвайных систем за пределами региональных центров.
3.
Интенсивность использования соответствующая - 48 тысяч человек в сутки, 29-е место в стране.
4.
Как видно, городская трамвайная сеть фактически представляет собой линию, вытянутую вдоль Бии через весь город - от юго-западной промзоны до "старого центра", с двумя разветвлениями в спальных районах, и с одной боковой веткой за Бию в северо-восточной части города:
5.
Собственно, изначально трамвай строился для связи промзоны и главного спального района, которые оба расположены на юго-западной периферии - первая линия в 1960 г. прошла именно здесь. К середине 1960-х гг. трамвайные пути прошли мимо железнодорожного вокзала к центру города; к 1970 г. трамвай стал ходить вглубь "старого центра"
6.
и за него, а также в Заречье.
7.
На этом формирование трамвайной сети в основном завершилось; в дальнейшем были лишь построены два замкнутых контура в спальных районах.
8.
Демонтажей линий в постсоветское время здесь не было - если не считать "заужения" участка сети на Коммунальном мосту: в 1992 году для увеличения пропускной способности здесь была сделана однопутка длиной примерно в полкилометра.
9.
Она не создаёт серьёзных препятствий движению трамваев - тем более, что за мостом находится только одна линия в Заречье, район преимущественно частного сектора; но всё же вагоны вынуждены порой дожидаться встречных у концов моста.
10.
Во многом благодаря тому, что городская трамвайная система сравнительно молодая, все пути, кроме 2-километрового участка по Коммунарскому переулку - Коммунальному мосту - улице Вячеслава Шишкова, проходят на выделенном полотне; состояние путей в основном на глаз хорошее или удовлетворительное.
11.
Хотя подвижной состав состоит в основном из морально и физически устаревших вагонов КТМ-5, что явно снижает конкурентные преимущества трамвайного транспорта, охватывающая все основные узлы города сеть, движение по которой обособлено от уличного потока, могла бы быть основным городским транспортом.
12.
Тем не менее, городской трамвай перевозит менее половины пассажиров городского общественного транспорта; в Коломне, которая в полтора раза меньше Бийска, трамвай перевозит вдвое больше пассажиров. Думаю, это связано с банальным отсутствием транспортной политики у городских властей - поддерживая трамвайное движение на приемлемом уровне, они, тем не менее, допускают существование дублирующих трамвай маршруток, которым в таких условиях гораздо больше подходит роль второстепенного, подвозящего транспорта.
Главная особенность организации движения на бийском трамвае - это его "сверхмаршрутность". Как известно, движение по сети общественного транспорта можно организовать по маршрутному принципу (несколько маршрутов на каждой линии; обеспечение беспересадочного движения между основными узлами, по этому принципу организованы практически все крупные системы уличного общественного транспорта в России), а можно по линейному (не более 1-2 маршрутов на каждой линии, но с интенсивным движением, в большинстве случаев необходимо пересаживаться на узловых станциях; по этому принципу у нас в стране традиционно организуются системы скоростного внеуличного транспорта - метро, пригородные и городские электрички).
Так вот, в Бийске при такой неразветвлённой, вытянутой сети функционирует 9 постоянных, 3 пиковых, 1 межпиковый (!) маршрут, а также 4 маршрута, работа которых ограничивается одним рейсом в одном направлении в вечерние либо утренние пиковые часы; трамваи проходят по всем мыслимым траекториям между двумя любыми конечными сети, которых всего 7.
13.
При этом в городе всего около 100 вагонов, что делает невозможным интенсивное движение по всем маршрутам; впрочем, по большинству этих маршрутов в условиях не самой большой загруженности трамвайной системы и нет такого спроса на перевозки. Это предъявляет высокие требования к соблюдению расписания движения: вагоны каждого конкретного маршрута ходят редко, но пассажиры знают, когда. Сам я не сталкивался с проблемой редкого движения - я ездил только по основному коридору от вокзала до исторического центра, а также за реку, но, судя по тому, что на
официальном сайте Бийского трамвайного управления можно ознакомиться с расписанием движения вагонов по каждой остановке, в этом аспекте в городе всё очень даже неплохо.
14.
В основном коридоре (улица Мерлина) в вечерний час-пик трамваи одного из 10 маршрутов появляются, кажется, раз в несколько минут.
Такая вот трамвайная система в славном городе Бийске.