Еще 70 лет назад на месте этого впечатляющего мегаполиса стоял скромный, ничем не примечательный городишко. Так сразу и не скажешь.
Но случилось так, что обнаруженная внезапно нефть вкупе с честолюбивыми планами арабских шейхов превратили этот пустынный край в процветающий город с мировой славой. Пожалуй, одно из главных заблуждений насчет Дубая заключается в уверенности, что все окружающее великолепие по-прежнему поддерживается нефтяными деньгами, как это было в 70-е годы прошлого века. На самом деле на текущий момент доходы от продажи нефти и газа составляют лишь 6% от общих доходов эмирата.
Большую долю доходов, более 20%, приносят строительство и продажа местной недвижимости, еще около 15% - туристическая индустрия, 11% - финансовые услуги, так что Дубай уже не основывается на сырьевой экономике.
Самая важная статья доходов, дающая порядка 30% от общего числа финансовых вливаний, - это торговля. Грузы доставляются из Дубая по всей Азии и даже в Африку, а весьма популярный способ доставки - морем, зачастую на небольших судах. В бытность Дубая малоразвитым поселением залив Дубай Крик (от английского слова creek - «залив», а вовсе не из-за крикливых чаек, в обилии здесь обитающих) был ключевой водной артерией города, где рыбацкие и торговые суденышки укрывались от набегов морских пиратов, а искатели жемчуга добывали свой драгоценный улов. Правда, со временем мелководный залив перестал удовлетворять все возрастающим торговым нуждам, так что в 1961 году его берега были укреплены, а русло расширено, и залив стал вполне пригоден для коммерческого судоходства.
Вот на таких посудинах доставляются товары из Арабских Эмиратов в дальние страны.
Дубай Крик делит город на две части: Бар-Дубай и Дейру. Пять мостов через залив, один из которых, понтонный, функционирует лишь до десяти вечера, а затем раздвигается, чтобы дать проход судам, не вполне удовлетворяют нуждам горожан, желающих перебраться на другой берег. Поэтому многие пользуются местным водным такси - небольшие лодочки с навесом носят название «арба», переправа на них стоит недорого, всего пару дирхамов. Среди местных жителей на арбе перемещаются и туристы-европейцы, хотя основная масса туристов все же предпочитает совершать организованные экскурсии с гидом на лодках чуть большего размера.
Конечно, несмотря на Дубай Крик, окружающая город пустыня постоянно напоминает о себе внезапно налетающими тучами мелкого песка, собирающегося в небольшие барханчики вдоль тротуаров, и палящим зноем: поддерживать цветущий город-сад в таких условиях непросто, каждая пальма и каждый газон нуждаются в регулярном орошении.
Более того, даже каждый цветочный кустик приходится поливать - вдоль рядов насаждений уложены шланги, однако, результат стоит затраченных усилий.
Дубай производит впечатление очень ухоженного города: от геометрически безупречных лужаек до верхушек сияющих небоскребов.
Вообще, небоскреб - любимейшее архитектурное сооружение в Дубае. Самый первый из них, World Trade Centre, был воздвигнут еще в 1978 году. Сейчас эта белая башня высотой всего-то в 149 метров смотрится совершенно невыразительно на фоне причудливых архитектурных форм позднейшей постройки, а ведь 33 года назад на ее открытии лично присутствовала английская королева Елизавета II.
Один из самых известных небоскребов-символов Дубая, изображаемый на открытках и обложках путеводителей, - это Бурж аль Араб («арабская башня» в переводе на русский), «отель-парус», сооруженный на искусственном островке у берегов Персидского залива. Достаточно сказать, что внутри отель являет собой образчик традиционной арабской роскоши - сплошь золото и фонтаны, а номер стоит от 1000$ до 30000$ в сутки. Те же туристы, которым это не по карману, но внутрь зайти все же хочется, могут совершить экскурсию на завтрак или ужин в Бурж аль Араб, что обойдется чуть дешевле.
В 2009 году у Дубая появился еще один символ, Бурж Халифа, по сей день носящий гордый титул «самого высокого небоскреба в мире». Футуристичная игла Бурж Халифы, пожалуй, самое впечатляющее и привлекательное место для туристов.
Небоскреб возносится на головокружительные 828 метров, а на его 162 этажах расположились отель Armani, офисные помещения и частные резиденции. На 124 этаже находится открытая смотровая площадка, пользующаяся стабильным неиссякаемым интересом как у иностранцев, так и у местных жителей. За подъем на суперскоростном лифте и 15-тиминутное пребывание на высоте в 452 метра придется выложить 100 дирхамов (800 рублей) с человека, при условии, что билет куплен заранее. За немедленное посещение площадки вне очереди нужно заплатить уже вчетверо больше, но желающие всегда находятся.
Неглубокий лазурный бассейн у подножия Бурж Халифы содержит в себе еще одно техническое чудо - сложную систему фонтанов, чьи светомузыкальные представления можно наблюдать по вечерам каждые полчаса совершенно бесплатно. Сопровождая музыкальную композицию длиной около трех минут, подсвеченные струи воды взмывают ввысь до 150 метров!
Третье из наиболее известных рукотворных чудес Дубая - пальмовый остров, искусственное сооружение из песка и камней в виде очертаний раскидистой пальмы. Вот только оценить ее форму возможно лишь с воздуха, на земле же ухоженные «пальмовые» улицы ничем не отличаются от обычной суши.
Вдоль «ствола» пальмового острова проходит монорельсовая дорога, а в конечном пункте возвышается знаменитейший отель Atlantis, декорированный согласно древнегреческой стилистике по мотивам затонувшей Атлантиды.
Здесь, в «Атлантисе», помимо собственно отеля имеются внушительных размеров аквапарк, торговый центр и гигантский аквариум, населенный морскими обитателями со всего света: есть и разнообразные акулы, и гигантские сомы, и яркие тропические рыбки. За «скромную» сумму в 30000 дирхамов (240 тысяч рублей) можно снять номер, в котором место одной из стен занимает стеклянная панель, а за ней - все великолепие подводного мира и его 65000 жителей.
Нетрудно заметить, что большинство достопримечательностей в Дубае носят современный характер, но есть в городе и тщательно оберегаемый район, где можно увидеть, что это был за город до обнаружения нефтяных залежей. В сердце Бастакии располагается древний форт Аль-Фахиди, старейшее здание Дубая, превращенное в музей, чьи экспонаты повествуют о недалеком рыбацком прошлом города. Плата за вход скорее символическая - 3 дирхама. В небольшом квадратном дворике укрепления расставлены лодки, снасти, старинные пушки и прочие элементы нехитрого быта местного населения.
Но самое интересное в этом музее находится под землей. Гораздо более обширная подземная часть представляет собой музей восковых фигур, весьма реалистичных, надо отметить. Тут и рыбаки, и торговцы, и верблюды, и бедуины у костра! А приглушенное освещение усиливает иллюзию.
Кстати, товары в лавочках самые настоящие, так что и ароматы специй, и доносящиеся непонятно откуда соответствующие звуки не позволяют усомниться в реальности происходящего вокруг.
Вот только современные арабы уже довольно далеки от традиций предков. Пожалуй, единственное, в чем они остаются им верны - это традиционная одежда. Мужчины-арабы по-прежнему носят длинное, преимущественно белое платье, именуемое «кандура», а женщины - черное покрывало «абайю». Но и здесь глобализация уже нарушает вековые устои: в мультинациональных Арабских Эмиратах проживает множество эмигрантов, так что на улицах Дубая можно встретить и индианку в сари, и таечку в облегающих джинсах, а уж туристы и вовсе одеты кто во что горазд, несмотря на регулярно издаваемые официальными властями призывы блюсти приличия.
В Дубае создается впечатление, что самое главное времяпрепровождение богатых арабов - это шоппинг. Далеко не каждый крупный город может похвастаться таким количеством моллов, да еще столь роскошных. Главный храм потребительства, Dubai Mall, раскинулся у подножия Бурж Халифы. Интерьерами он может поспорить с иным готическим собором, а уж площадью превосходит все ожидания: отправляясь на прогулку, обязательно берите с собой карту.
Помимо километров торговых площадей и бутиков всех известных мировых брендов в Dubai Mall есть гигантский многоэтажный фонтан.
Олимпийских размеров каток.
И гигантский аквариум со встроенной трубой, по которой можно прогуляться в окружении подводного мира.
Еще один претендент на звание «чуда света», Mall of the Emirates, отличился тем, что в его здании расположился самый настоящий горнолыжный спуск, покрытый самым настоящим снегом, и это посреди пустыни, где температура снаружи нередко поднимается до 50 градусов.
А здесь, в Ski Dubai, температура постоянно поддерживается на уровне -3 градусов, и просто удивительным образом воссоздается атмосфера пасмурного северного дня. Лыжи и теплую одежду, кстати, выдают на входе - снаряжение включено в стоимость посещения. Конечно, арабские детишки просто обожают кататься с ледяных горок, и, что удивительно, многие туристы именно здесь впервые встают на горные лыжи.
В общем, если вы стремитесь в Дубай за покупками и предвкушаете долгие часы прогулок по торговым рядам, выбирайте время в конце января, чтобы застать Dubai Shopping Festival, грандиозный праздник распродаж и скидок. В остальное время цены на товары общемировых брендов мало отличаются от московских.
Перемещаться между моллами арабы предпочитают на личных авто, причем экскурсия по парковке торгового центра может быть тоже весьма и весьма увлекательной - какие только экземпляры luxury-сегмента авторынка встречаются здесь на каждом шагу!
В случае необходимости можно воспользоваться и такси - это, кстати, самый предпочитаемый транспорт у туристов. Такси представлены, в основном, автомобилями Toyota Camry, выкрашенными в бежевый цвет с разноцветными крышами. Цвет крыши, впрочем, никак не влияет на качество, стоимость и спектр услуг: все таксисты ездят только по счетчику, а минимальная стоимость поездки (вне зависимости от показаний счетчика) составляет 10 дирхамов (80 рублей). За поездку из Дубая в соседний эмират Шарджу счетчик автоматически накинет еще 20 дирхамов плюсом к стоимости поездки.
Дешевле и увлекательнее перемещаться на метро. В Дубае это отдельная достопримечательность. Хотя функционирует пока только одна линия (вторая вот-вот готовится к запуску), связывает она многие ключевые точки города. Большая часть метро проходит по надземной эстакаде, и только несколько станций в центре города располагаются под землей. Одна из самых живописных - станция Al Ettihat («Единство»), посвященная объединению эмиратов в единое государство. На станции располагается «капсула времени» с заключенным в ней посланием для потомков.
Но самое удивительное в дубайском метрополитене то, что он полностью автоматизирован: в поездах отсутствуют машинисты, а из первого вагона открывается весьма необычный вид.
Арабы в Дубае нечасто пользуются метро, это транспорт скорее для бедных слоев населения: индусов, филиппинцев, китайцев. Чтобы не толкаться в общем вагоне, арабы предпочитают сервис vip-класса - более дорогой билет дает право на посадку в отдельный вагон с более удобными сиденьями и повышенным уровнем комфорта. Отдельные вагоны есть и специально для женщин. Впрочем, если арабской даме очень нужно ехать, она охотно заходит и в вагоны с мужчинами.
Неравенство в доходах различных слоев местного населения, пожалуй, более всего заметно на Gold Souk - Золотом рынке, историческом месте торговли золотом и ювелирными украшениями. Трудно даже представить себе, в какие астрономические суммы обходятся арабским мужьям эти массивные золотые изделия.
Некоторые из них тянут, похоже, на десяток килограммов.
Впрочем, привыкать к роскоши арабские детишки начинают с самого раннего детства.
Но есть у Дубая и изнаночная сторона. Стоит лишь свернуть с проторенных туристических троп, как тут же наткнешься на другой Дубай - без строений из стекла и металла, ухоженных газонов и вымытых тротуаров.
Это город для индусов, приезжих, эмигрантов… всех тех, кто обслуживает великолепие дубайской роскоши, водит такси, моет улицы и строит небоскребы.
Но, каким бы ни показался этот город, несомненно одно - у выстроивших свою мечту посреди пустыни арабов нам точно есть чему поучиться.
© Bemka, 2011,
http://hippotravel.ru