Красноярск славится своим старым центром и заповедником "Столбы". Их мы посмотрели в
первых трёх частях. Но в городе есть ещё как минимум один крупный район, заслуживающий внимания - это правый берег Енисея. На первый взгляд, это просто большой массив советских спальных коробок с вкраплениями промзон. Но в раннесоветские годы окрестности крупных заводов застраивали не хуже центров городов - рабочий труд был тогда в чести. Это и широкие зелёные проспекты с уютной сталинской архитектурой, и парадные общественные здания, и романтические скульптуры. Да и современность тут не подкачала. Ну что? От центра до КрасРаба без пробок, осталось несколько мест...
1. На правый берег мы попадём самым популярным путём - по Коммунальному мосту. Он пересекает основное русло Енисея, остров Отдыха и Абаканскую протоку. Двигаясь с левого берега на правый, мы сначала форсируем Енисей. Бросим взгляд на центр города - отсюда хорошо видно речной вокзал, башню КатэкНИИуголь и музейный комплекс на Стрелке:
2. Идти пешком по Коммунальному мосту не сильно интересно, особенно если погода не фонтан. Мимо ежесекундно проносятся машины, обдавая тебя вонючим выхлопом. За пешеходной дорожкой следят не особо - в наличии ямы и огромные лужи. Отдохнуть можно на острове Отдыха. Здесь расположены основные спортивные и культурные площадки города. Вот, например, характерный позднесоветский дворец спорта им. Ярыгина. Памятник перед ним - Олимпийскому чемпиону по вольной борьбе Ивану Ярыгину:
3. После острова Отдыха мы снова оказываемся над водой, и это уже - Абаканская протока. Отсюда открывается вид на правый берег. Хорошо видна как "парадная" позднесоветская застройка вдоль берега, так и полоса сопок. Они здесь относительно недалеко от берега. Городские кварталы занимают небольшое пространство между рекой и сопками, напоминая Черноморское побережье близ Сочи. Из-за этого, в частности, Красноярск сильно вытянут вдоль Енисея:
4. С Коммунального моста мы сразу попадаем на Предмостную площадь - огромное круговое движение перед въездом на мост. Эта площадь, как и Театральная на другом конце моста, играет роль бутылочного горлышка и транспортного хаба по утрам. Здесь можно пересесть на нужный автобус или маршрутку. Сама площадь, как видно, оформлена незамысловатыми серыми коробками. Это наверное в 70-80-е считалось круто. Я склонен защищать и нахваливать советскую архитектуру (тот же дворец спорта с позапрошлого кадра, на мой взгляд, очень хорош), но эти дома для какого-то парадного центрального места совсем не подходят:
5. Надо понимать, что мы попадаем в советскую и преимущественно индустриальную часть Красноярска. Промышленность здесь ещё вполне живая, и большая часть красноярских заводов сосредоточена именно на правом берегу.
На стене одного из зданий Предмостной площади некая скульптурная композиция, символизирующая, видимо, начинающийся отсюда Свердловский район, в виде мужика, приколотого к стене как бабочка на иголке:
6. Главное украшение Предмостной площади - фонтан "Похищение Европы". Правда я застал его в каком-то затрапезном виде, нехарактерном для Красноярска, где все фонатны и скульптуры весьма ухоженны:
7. Главной осью и парадной магистралью правого берега является проспект газеты "Красноярский рабочий", часто просто "Красноярский рабочий" или "КрасРаб". Он тянется параллельно Енисею на большей части правобережного Красноярска и благодаря вытянутости города вдоль реки имеет значительную длину в 14 километров. На "Красноярском рабочем" прописаны многие промышленные предприятия города, в частности Красноярский завод холодильников, производящий известные холодильники "Бирюса". Сегодня завод вовсю трудится, предлагая потребителю холодильники, внешне почти неотличимые от западных аналогов. Правда, систему NoFrost они ещё массово не внедрили, поэтому лично для себя их продукцию пока не рассматриваю.
Вид на КрасРаб от Предмостной площади. Здесь ходят трамваи, которых нет на левом берегу:
8. В самом начале проспекта газеты "Красноярский рабочий" установлен мемориальный комплекс "Сибирский каторжный путь" (он же "Кандальный путь", он же - просто "памятник Декабристам"). Через Красноярск проходил легендарный Сибирский тракт, по которому в том числе гнали каторжников к местам ссылки. Примерно здесь, на правом берегу Енисея, путь продолжался дальше, в направлении Восточной Сибири. Памятник сразу показался мне необычным, нетипичным для советских революционно-военных скульптур: у каторжника, делающего жест рукой, слишком интеллигентное лицо с печатью боли, усталости и обиды. Если мне не показалось, то скульптор, сумевший это выразить, был гениален.
9. Обычные дворы на правом берегу. Никакого лоска, но и откровенной разрухи как в иных депрессивных местах (например
Ермолино) не наблюдается. Поребрики, парковки, спортивные площадки - всё на месте, в функциональном и чистом состоянии. Такие дворы запросто можно увидеть и в простых спальных районах Москвы. Обратите внимание, кстати, на адресную табличку дома: название проспекта целиком не пишется. Написано лаконично: "Красноярский рабочий, 191":
10. Несмотря на то, что на правом берегу почти с момента основания Красноярска находились казачьи поселения, изначально - небольшие оборонительные пункты, потом выросшие в деревушки, местность всё равно оставалась развитой очень слабо. Меняться всё стало только с постройкой железнодорожного моста и прохождения через город Транссиба. Ну а уже в XX-м веке правый берег ждало бурное развитие, связанное с появлением тут крупных заводов и инфраструктуры вокруг них.
Движемся дальше по КрасРабу. Красноярский цирк:
11. Перед цирком - памятник клоуну. Одна из того множества современных скульптур Красноярска, про которые я говорю на протяжении всех своих постов. Ничего особенного, но и отрицательных эмоций не вызывает. Скорее наоборот, добавляет уюта городу:
12. Здание напротив цирка. Вот что бывает, когда и вкуса нет, и бюджет ограничен:
13. А вот с каким-то комплексом зданий рядом всё наоборот. Не сказать, что бездна вкуса, но там явно что-то оригинальное и любопытное, где-то на грани современного искусства и абстракционизма. Оказалось, это ночной клуб "Колорадский папа". Там вся территория около него оформлена в таком стиле. Теперь жалею, что не подошёл ближе, а только сделал кадр через дорогу:
14. Яркие и тематичные (правый берег же - промышленность!) рисунки на фасадах пятиэтажек:
15. В Москве когда-то тоже было много пятиэтажек с советским искусством на торцах. Теперь пятиэтажки массово сносят (что, наверное, неплохо), но вместе с ними умирет и этот советский романтизм (что определённо нехорошо). В нашей стране как-то так повелось, что если ломать - то всё, под корень, и плохое, и хорошее. Взять положительные наработки из своего недавнего прошлого не позволяет идеология, ну и лень наверное. Было бы прикольно увидеть часть из советских рисунков со снесённых пятиэтажек на стенах новых домов...
16. В плане буйства провинциальной рекламы Красноярску далеко до
Кирова, конечно, но любопытные образцы попадаются. Студия загара "Красная жара":
17. Или вот такая затейливая замануха. Жаль, что так изобретательно рекламируют человеконенавистнические микрозаймы, а не что-нибудь полезное:
18. Свернём с КрасРаба и пройдём немного вглубь кварталов, в сторону от Енисея.
Здание театра юного зрителя, в 2001-м сгорело из-за молнии, после чего 5 лет ремонтировалось.
19. Сказать, что правобережный Красноярск это спальные окраины и промзоны было бы неправильно. Здесь и парадная магистраль с крупными площадями, и несколько главных улиц поменьше, и важные городские общественные объекты, такие как цирк и ТЮЗ. Как ни странно, правый берег здесь больше похож на отдельный город, чуть поменьше и не такой столичный, но всё же.
Перед ТЮЗом - ещё один фонтан, "Арлекин и Коломбина":
22. Бюст Кирова у администрации Кировского района. Рядом с ним - ещё одни уличные часы, как на
площади Революции, только поменьше и попроще. Жаль в кадр не уместились.
23. Параллельно Красноярскому рабочему идёт улица Вавилова, гораздо более спокойная и уютная. Она, а также улица Мичурина, - это настоящие заповедники сталинской архитектуры. Как подмосковная Дубна, только масштабнее.
Через две недели после поездки в Красноярск речное училище увидел в Ростове-на-Дону и сразу же вспомнил город на Енисее: не типовое ли здание? Оказалось нет, просто цвет такой же и буквы на фасаде:
24. А если выйти к берегу Енисея, можно увидеть церковь Николая Чудотворца конца 90-х. Её, как и мемориал с фото №8, построили как память о каторжниках, т.к. именно на этом месте располагался пересыльный лагерь для заключённых. Рядом строятся ещё какие-то церковно-религиозные здания, но визуального интереса они пока не представляют.
20. Нельзя не упомянуть ещё об одной фишке, ставшей визитной карточкой постсоветского Красноярска - о пальмах. Пожалуй, Красноярск - это один из двух городов в России наряду с Сочи, на улицах которого растут пальмы. Правда, если в столице ОИ-2014 их можно лицезреть круглогодично и по естественным причинам, то в центральной Сибири они появляются только летом и в кадках, зато в большом количестве по всему городу. На зиму их перевозят в теплицы, где им обеспечивают соответствующий уход. Я оба раза был здесь осенью, поэтому пальм не видел и могу рассказать только понаслышке.
Соседство старого деревянного Красноярска и современных новостроек. Также в кадр краем попал представитель советской эпохи - ТЮЗ:
25. Благоустройство: стильные переходы с привлекающими внимание светофорами на солнечных батареях, ограды, дорожки, ровный асфальт, лежачие копы, детские площадки. Заботятся о Красноярске, и это отрадно:
21. Тихие улицы правобережья, содержащие в себе множество сталинских зданий. Всё-таки есть в них что-то такое... Такое уютное и родное из детства.
26. Да и чисто внешне сталианс стал одним из самых красивых массовых явлений в архитектуре страны:
27. Углубившись в районы ещё сильнее, упираемся в ж/д станцию Злобино. С её пешеходного путепровода открывается любопытный вид на окраину города. Купола огромного собора, жилые дома и лысые сопки на фоне. В этом направлении Красноярск обрывается очень резко:
28. Вокзал станции Злобино, что на Транссибе, достоин главного вокзала в каком-нибудь довольно крупном городе. Многие весьма значимые и солидные по размерам населённые пункты о таком дворце могут только мечтать:
29. Храм, купола которого мы видели с моста над железной дорогой, - это храм Рождества Христова 2012-го года, крупнейший в Красноярске, даром что расположен на самой окраине. При нём, помимо прочего, есть паломнический комплекс, детская воскресная школа и центр православного досуга. Что из себя представляет последний, боюсь даже представить...
30. Гипермаркет "Аллея", логотип которого знаком многим, кто и не бывал в Красноярске и даже в России:
31. Одно из красивейших сталинских зданий Красноярска расположено в восточной оконечности проспекта им. газеты "Красноярский рабочий", на безымянной площади близ ДК им. 1 мая. Особенно хорош советский декор на металлическом ограждении на крыше:
32. Рядом с этим зданием - фонтан "Бременские музыканты". От него небольшой бульвар уходит собственно к самому дому культуры им. 1 мая:
33. Один из корпусов "Красмаша" (ОАО "Красноярский машиностроительный завод") - мощнейшего оборонного завода широкого профиля. Помимо уникальных элементов вооружения, здесь производились факелы для Олимпийских игр в Сочи. Перед корпусом виден военный мемориал: в годы Великой Отечественной здесь было налажено производство различных видов вооружения, в том числе - зенитных пушек. Во многом именно благодаря и ради Красмаша существует и неплохо живёт правый берег:
34. Недалеко от завода установлен макет ракеты-носителя "Космос-3М" в натуральную величину. Она разрабатывалась и производилась неподалёку от Красноярска - в закрытом городе "Железногорск":
35. Ещё из производств на правом берегу - завод медицинских препаратов "Красфарма". Некогда один из крупнейших в СССР и единственный в Красноярском крае, сегодня, судя по всему, переживает не лучшие времена. Злые языки говорят, что основной его деятельностью сейчас является расфасовка китайских лекарств. Я лишь однажды видел продукцию "Красфармы" в московских аптеках. Было что-то простейшее типа активированного угля или анальгина.
Темнело. Я сделал последний кадр фонтана "Журавли" на фоне очередных сталинок и поехал в гостиницу отсыпаться:
36. Остаток рассказа я бы хотел посвятить центральному парку Красноярска, уже на левом берегу, рядом с площадью Революции. Он довольно мал и перенасыщен всевозможными аттракционами и павильонами, что ещё сильнее уменьшает его пространство, но тем не менее это главный парк города и его гордость, обладающая несколькими важными достопримечательностями. Одна из них - памятник Пушкину, как минимум второй в Красноярске, где поэт ни разу не был.
37. Сад здесь появился еще в 1828-м, на территории дачи первого губернатора Енисейской губернии. В дальнейшем, как и многие другие провинциальные парки в нашей стране, постепенно благоустраивался, в нём появлялись модные в те годы летний театр, беседки, павильоны. Примерно как в
городском саду Краснодара, только там территория больше и флора побогаче.
Симпатичный памятник учительнице:
38. Одна из самых оригинальных реклам, которые я видел: камень с наскальными рисунками а-ля беломорские петроглифы. Даже с какой-то псевдодокументальной табличкой типа "этот камень такой-то эпохи был доставлен в парк оттуда-то в таком-то году". Только при ближайшем рассмотрении замечаешь, что наскальные фигурки ведут себя как-то странно: сидят за столами с кружками, носят подносы, жарят мамонтов... Оказывается, это реклама местного пивного производителя "Пикра", филиала "Балтики", - ещё одного завода, расположенного на правом берегу:
39. Наконец, крайне специфическая достопримечательность, расположенная в центральном парке Красноярска, - детская железная дорога. Действующая, с несколькими станциями. Также таковую видел в Ростове-на-Дону. Там побольше и посерьёзнее, но менее нарядная. В ноябрьскую субботу дорога не работала, да и вообще выглядела так, будто её законсервировали на зиму. Составчик на путях:
40. Заводы и предприятия Красноярска можно перечислять долго - город хоть и чистый и уютный, но промышленный. Можно отметить ещё "Сибтяжмаш" (тяжёлые грузоподъёмные краны, находится в непонятном правовом статусе и режиме функционирования), филиал Сибура, обанкротившийся шинный завод, огромный алюминиевый завод и т.д. и т.п.
На Красноярской ДЖД видно, что недавно её капитально обновляли. Всё выглядит свежим и современным - и пути, и составы, и станции. Вот один из второстепенных остановочных пунктов:
Мы познакомились с важным, интересным, но считающимся нетуристическим районом города - правобережьем. Ну и с парком, до кучи. Как видно, Красноярск везде держит марку - что в центре, что в новых районах, что в промзонах. Моё восторженное впечатление так и не рассеялось после посещения окраин, как это бывает в большинстве наших городов. Напоследок, в следующей пятой части, я покажу быт и детали Красноярска. Возможно, это самое интересное, что можно рассказать о городе. Но будет это, видимо, уже в следующем году. Так что всех, кто дочитал до этого места, поздравляю с наступающим 2016-м годом!