При выходе из аэропорта Марко Поло (Венеция) есть автобусные кассы. Там можно купить билет до Падуи. Выходите на улицу и направо, последняя остановка. Другие варианты: такси или автобус до станции Местре и потом электричка до Падуи. Мне кажется, автобус вполне удобен, но ходит он раз в час и заезжает сначала в саму Венецию, что заметно удлиняет дорогу.
Главная цель приезда в Падую - это, конечно, Джотто. Билеты надо покупать по интернету заранее. Они продаются на определенные получасовые сеансы. Оплаченную бронь надо поменять на билеты в кассе. В принципе, я видел людей, покупающих билеты в кассе «на сегодня», но уже на вечерние сеансы. Если вы приезжаете в Падую на несколько часов, не купив заранее билет по интернету, то рискуете не попасть в капеллу Скровеньи.
Внутри капеллы прохладно, но не критично, нет необходимости очень тепло одеваться.
История часовни - это просто готовый текст для учебника в бизнес-школе. Энрико Скровеньи решил пристроить к своему палаццо небольшую домовую церковь в искупление грехов своего отца - Реджинальдо. Отец занимался ростовщичеством, что являлось серьезным грехом. В наше время этим грехом промышляет любой добропорядочный банк. Хотя кредит не выглядит каким-то страшным моральным преступлением в наши дни. Все же ростовщичество, наверное, было ближе к современному микрокредитному бизнесу. Это когда несчастным ссужают малую толику финансов под, скажем, 1 %. Но в день. И это еще по-божески, можно ведь зарядить и 2 %. Кстати, Энрике продолжал семейное дело своего отца, но некачественный пиар папаши ему, видимо, мешал.
Возникла отличная идея улучшить имидж компании. Был приглашен лучший мастер того времени по имени Джотто. Ему было поручено расписать строительный объект надлежащим образом и, самое главное, грамотно позиционировать Энрике Скровеньи. Четко встроить его в духовную вертикаль на правильной стороне.
Джотто был мастер своего дела, правильный менеджер с успешной командой. Смотрим на сцену Страшного суда. Внизу по центру на самом видном месте мы обнаруживаем заказчика Энрико Скровеньи, преподносящего церковь деве Марии. Если справа внизу мучаются страшными муками другие ростовщики, то Энрике находится на левой половине, то есть на стороне света и добра.
Вот что значит грамотное позиционирование и успешное вложение в улучшение внешних коммуникаций. Безусловно, важную роль сыграло мастерство исполнителя. Хотя первоначально церковь строилась для частных богослужений, она была открыта для публики. Поток не уменьшается и сегодня.
Выглядит все потрясающе.
Обязательно надо увидеть собственными глазами. Ни с чем не сравнимые фрески. Эмоции, выплескивающиеся со стен.
Рекомендую заранее посмотреть сюжеты в хорошем разрешении, чтобы на месте уже знать, на чем сконцентрировать свое внимание (Поцелуй Иуды, Оплакивание, Страшный суд). Верхний ряд расположен достаточно высоко, и его видно хуже.
В стоимость билета входит осмотр музея. Наверное, после осмотра капеллы шедевров там искать не следует, но оформлено все очень достойно. И освещение просто отличное - все видно, ничего не бликует.
Выходите из ворот, и практически рядом слева видите церковь Эремитани. Она знаменита тем, чего в ней уже нет. Считается, что до второй мировой войны в Падуе было два величайших шедевра: фрески Джотто и фрески Андреа Мантеньи. В 1944 году церковь Эремитани подверглась англо-американской бомбардировке. Фрескам был нанесен непоправимый ущерб, по сути, сохранились лишь фрагменты. На пустотах дорисованы фигуры.
Больше всего в Падуе запомнился собор Св. Антония.
Совершенно необычный: купола скорее византийские, звонницы как минареты, торжество эклектики.
Замечательное пространство вокруг храма, довольно просторная площадь, дорога, памятник. Это, кстати, Донателло, памятник кондотьеру Гаттамелате.
Правда, он стоит довольно высоко и разглядеть его на фоне неба не очень получается. Издалека он смотрится гораздо лучше. Вот ведь «хитрая кошка»!
В собор хочется приходить снова и снова. Красиво, необычно, завораживающе.
Мимо Prato della Valle пройти сложно.
Она огромная - самая большая площадь Европы, как говорят.
Мне показалось, что слишком большая.
В Падуе расположен один из старейших унивеситетов. И, конечно, там была аудитория для вскрытия трупов. Церковь отрицательно относилась к этому, а анатомию надо было преподавать. К сожалению, день был выходной и университет был закрыт.
В Падуе много крытых галерей.
Меньше, чем в Болонье, но все равно немало. Очень удобно, если портится погода.
Я никогда не ставлю себе цели обойти все достопримечательности по списку. Конечно, есть главное, что хочется увидеть и на что не жалеешь времени. Остальное - просто гуляешь по городу, куда-то заходишь, а куда-то нет.
В Падуе вполне можно провести весь день, еще лучше - остаться на ночь. У нее есть свои центры притяжения, ради которых люди едут целенаправленно в Падую.
Кроме того, это очень приятный город, по которому просто приятно пройтись.