ОМЕГА - последняя буква греческого алфавита ω (греч. ō méga - "о" большое, т. е. долгое).
Появление ω (то есть большого "О") связано с одной стороны с физиологическим, а с другой - с эстетическим фактором. "О" - знако-письменное обозначение ротового отверстия; при произнесении звука "о" губы складываются таким образом, что рот приоткрывается, образуя отверстие. Зачем же тогда при наличии простого "о" появилась необходимость ввести в алфавит "о большое"? И что же обозначало это "о большое"?
Не нужно быть семи пядей во рту, чтобы осознать и осмыслить ответ на этот вопрос. В древнем мире был широко распространен культ обнаженной натуры. Если взглянуть со спины на сидящую обнаженную фигуру, то пытливый взгляд без труда выявит эту самую "омегу", или "о большое". Древние греки таким образом явили, а лучше сказать - прикрыли, отверстие человеческого тела, которое, скажем прямо и пусть нас не считают ханжами, не стоит выставлять напоказ, однако которое гармонично оформленное ягодичной и талиевой линиями, стало примером эстетического визуального наслаждения и послужило многим художникам источником живописных и графических экзерсисов.
Не будем углубляться в физиологическую составляющую омеги, отметим только, что древние греки использовали для одной из букв (причем, акцентируем внимание, для последней буквы алфавита) оконечную часть человеческого тела.
В подтверждение тому существование распространенной идиомы "альфа и омега", обозначающей начало и конец чего-либо. Однако следует отметить, что это не просто начало и конец (абстрактным, отвлеченным, общеприменимым эта идиома стала уже позднее), это начало и конец пищеварительного тракта.
В этом смысле становится более объемным и эстетически наполненным и
понятие философской системы Тейяра де Шардена, в котором омега выступает обозначением Бога как конечной целью развития Вселенной, а также ее центром, инициирующим энергии этого движения. Не будем вдаваться в подробности учения французского мыслителя. Отметим только, что "точка Омега" у Тейяра де Шардена - нечто или некто, действующий с самого начала эволюции; наличествующий всегда; некое трансцендентное надмировое начало.
ω выполняет в наше время и коммуникативную функцию, служа неким интеллигентским эвфемизмом во фразе: "а иди ты в омегу". Особые эстеты при этом ударяют на первый слог "а иди ты в Омегу".
Латиняне, известные антогонисты древних греков, создали свой алфавит, который отличался от греческого в первую очередь тем, что замыкала его буква Z, пиктограмма распростертого на коленях раба, выпятившего в сторону (а именно в сторону Древней Греции) свой зад. Таким образом, латиняне наглядно продемонстрировали, что они чихать (точнее - пукать) хотели на культурное наследие древних греков. Но тем не менее основная тенденция была соблюдена.
Куда более удивительный итог наблюдается в кириллической азбуке, где в первоначальном древнем ее варианте последней буквой была "ижица" (равно кстати как и в искусственной азбуке, придуманной Кириллом, - глаголице) со звуковым содержанием [и] и [a], напоминавшую по очертанию складочку в начале ягодичного отдела спины. Однако с течением времени многие буквы в конце кириллического алфавита отпали, и последней буквой кириллицы стала буква "я", обозначающая личное местоимение. Таким образом произошло синекдохическое отождествление человека как самости с оконечной частью человеческого тела.
Ну хватит уже. Все-таки область применения греческого алфавита имеет и пространственные рамки, и - что более существенно - временные границы. Желающие могут трепанировать иные алфавиты, включая и азбуку Морзе. (_I_)