Про Роберта Батлера и старость (в Америке)

Sep 06, 2010 19:05

Несмотря на то, что "моя песня" - это выдающиеся женщины, есть такие мужчины, про которых нельзя не написать (тем более, что в рунете, о них, как правило, мало что известно). Один из них - американец Роберт Батлер, умерший этим летом в Нью-Йорке в возрасте 83-х лет. Его называют отцом геронтологии, и про него можно сказать, что он жил и умер в полном соответствии с принципами, которые исповедовал и защищал: работал практически до конца, до трех дней до смерти.

Вот так Роберт Батлер выглядел в последние годы жизни (первая фотография работы Robert Caplin, сделанная для The New York Times; вторую я нашла на сайте выпускников Колумбийского университета):




А ещё именно Батлер запустил в оборот слово эйджизм. Дело было в 1968 году, когда он давал интервью корреспонденту Washington Times (причём, не никому-нибудь, а будущей звезде Уотергейта Карлу Бернстайну). Речь зашла о сопротивлении жителей гламурного столичного пригорода (Chevy Chase ) постройке рядом с ними дома для престарелых. Батлер сказал, что видит здесь аналог сексизма и расизма - по отношению к старым людям, а поскольку возраст по-английски - "эйдж" (age), то, доведя эту аналогию до логического конца, он на ходу "сконструировал" термин "эйджизм". Это интервью вышло на первой полосе газеты, а фраза про эйджизм была напечатана отдельно крупным шрифтом. Позже он и сам написал статью "Эйджизм, ещё одна форма нетерпимости". Насколько я понимаю, у нас этот термин пока что, если и употребляются, то в более длинном варианте: дискриминация по возрасту.

Забегая вперёд, скажу ещё, что Батлер написал кучу интереснейших и даже революционных книг на тему, за одну из которых (Why Survive? Being Old in America) получил Пулитцеровскую премию в 1976 году.

Интересно, что Батлер увлёкся проблемами старости, будучи совсем молодым человеком, что крайне нетипично. Тут сыграло роль сочетание его личностных качеств и жизненных обстоятельств. Он родился в 1927 году. Его родители развелись, когда ему не исполнилось еще и года. Воспитывали его бабушка с дедушкой (родители матери). Они были фермерами, разводили кур в южном Нью-Джерси и очень любили внука. Но когда Роберту исполнилось семь лет, произшли две катастрофы: сначала умер дедушка, а потом исчезла ферма - заурядный эпизод в ходе великой депрессии. Оставшись одна "у разбитого корыта" с ребёнком на руках, бабушка Роберта, который тогда было уже почти 60 лет, не впала в депрессию или панику, а начала всё с начала и вытащила их со дна, ненароком преподав внуку жизненный урок стойкости, решительности и отваги.

Врачом Батлер мечтал быть с детства. Во время учебы выбрал специализацию гематолога, но когда дело дошло до практики, его сильно поразило пренебрежительно-презрительное отношение коллег (как студентов-медиков, так и врачей-преподавателей) к пожилым людям, которых те, "любя", называли "музеями паталогий". В то время даже в медицинской среде бытовали представления, что старость - это своего рода болезнь, один из неизбежных симпотомов которой является слабоумие.

И тут Батлеру стало обидно за бабушку. Он переключился с гематологии на психиатрию и решил заняться исследованиями того, что же на самом деле происходит с людьми, когда они стареют. Вскоре ему повезло: он пересёкся с двумя научными светилами того времени, которых тоже интересовали такого рода вопросы (правда, у них была для этого вполне резонная причина - их собственный достаточно преклонный возраст).

В результате в 1955 году Батлер, которому тогда ещё не было и тридцати лет, стал ведущим работником в первом междисциплинарном и всеобъемлющем лонгитьюдном исследовании группы здоровых (по крайней мере, на начало наблюдений) пожилых людей, обитающих в жилом комплексе для престарелых (в городе Бетесда, штат Мэриленд).

Нельзя сказать, что раньше пожилых людей совсем не изучали. Однако более ранние исследования проводились либо в клиниках, либо в институциях для содержания уже недееспособных старичков и старушек.

Исследование Батлера со товарищи продолжалось более десяти лет, и по его окончанию вышел ставший уже классическим том "Человеческое старение" (Human Aging). Сейчас эта книга является библиографической редкостью, зато дело пошло, и к настоящему времени уже проведены сотни новых исследований и написаны десятки новых книг с таким же или похожими названиями.

Вообще, Батлер со своими личными интересами появился очень вовремя (с точки зрения востребованности исследований в этой области). В течение 20-го века продолжительность жизни в тех же Штатах выросла на 30 (тридцать) лет. Это больше, чем за предыдущие пять тысяч лет человеческой истории! И сей факт уже повлиял, влияет сейчас и будет влиять ещё больше в будущем на все аспекты жизни в общесте, включая политику и структуру рынка труда.

Но велика сила инерции. По словам Батлера, до сих пор "детство романтизировано, юность идолизирована, средний возраст видится, как время работы, распоряжения властью и оплаты счетов, а старость связана с пустотой, бесцельностью и переходом в небытие".

Батлер убеждал американцев в нормальности старения, в том, что старость - это не только угасание и болезни, но и стадия жизни, в которой есть свои позитивные стороны, которыми можно наслаждаться, и возможности, которые можно реализовать.

Что касается конкретностей, то Батлер первым доказал, что сенильность (старческое слабоумие) - вовсе не обязательный атрибут почтенного возраста. Она может проявиться в результате болезни и(или) социального неблагополучия и можут усугубляться (или наоборот) из-за личностных особенностей конкретного человека.

Он же реабилитировал известную привычку пожилых людей возвращаться мыслями к эпизодам прожитой жизни. Как выяснилось, это совершенно здоровое, нормальное и полезное занятие. А чтобы изменить отношение к нему на сто восемьдесят градусов, он применил классический пиарный ход - назвал его благородно: "life review" (не знаю, как перевести поточнее, может "обзор прожитой жизни"?).

Самое, пожалуй, важное, о чём Батлер писал и говорил, когда выступал с лекциями, это то, что многие болезни, которые обычно принято считать старческими, уходят корнями в более молодые годы. В частности, для профилактики остеопороза (хрупкость костей, наступающая в пожилом возрасте; особенно сильно поражает женщин после климакса) надо с молоду стараться, чтобы в еде было достаточно кальция, плюс заниматься физкультурой, а чтобы избежать атеросклероза, избегать "джанк-фуд" (вредную еду) не только в пожилом возрасте, но на протяжении всей жизни, начиная с самого раннего детства. По этому поводу он любил цитировать высказывание джазового пианиста Эби Блейка: "Знал бы я раньше, что это так затянется, лучше бы заботился о себе".

В 1976 году Батлер выпустил (в соавторстве со своей второй женой, Мирной Льюис) ещё одну веховую книгу "Любовь и секс после 60" (The New Love and Sex After 60. Одна флоридская газета отказалась публиковать рекламу этой книжки как чересчур неприличную. К счастью, это не помешало ей стать многолетним бестселлером.

Батлер был инициатором и сооснователем целой кучи организаций, занятых изучением старости, как говорится, на самом высшем уровне, таких как Национальный институт старения (NIA) и Американская ассоциация гериатрической психиатрии (AAGP), Ассоциация (по изучению) болезни Альцхеймера (ALZ), Международный центр (по изучению) долгожительства (ILC) и многих других.

Кроме изучения, он занимался защитой прав пожилых. В частности, он написал первый вариант "Декларации прав пожилых людей" для ООН и раздела о «дискриминации по возрасту» в американском законе о трудоустройстве (ADEA).

За свою некороткую (хотя и не такую уж долгую) жизнь Роберт Батлер успел поработать учёным-исследователем, врачом с частной практикой, чиновником в системе здравоохранения, организатором учебного процесса, правозащитником, писателем и т.д. и т.п.. По этому поводу он шутил в интервью: "Это всё потому, что я не могу долго усидеть на одном месте". Зато он проявлял постоянство в главном - убеждении, что жизнь представляет собой ценность в любом возрасте, и что мы можем наслаждаться ею до самого конца. Говоря его же словами: "Когда мы говорим о старости, то описываем собственное будущее. Нам следует спросить у себя, стоит ли заранее настраиваться на элементарное выживание, если есть и другие возможности..."
Next post
Up