Прочитав накануне отчёт о "домашнем" концерте БГ и Тита в "Акустической гостиной" в Петербурге, я поймал себя на ощущении, что вот так, вдвоём, они не играли ровно двадцать пять лет (эпизодические концерты в конце 80-х - не в счёт) - с тех самых времён, когда после концерта в ДК Крупской "Старые динозавры вышли поплясать" осенью 1984 года группа была временно распущена, и большую часть следующего года концерты проходили в формате "БГ + Тит (+ Сиша)". Вспоминается, в частности, замечательный по своей атмосфере "Концерт в Корабелке" (май 1985 г.), кассету с которым я заполучил лет этак пятнадцать назад и потрясающее по "эффекту присутствия" одно из первых исполнений "Писем с границы между светом и тенью" (по мне - до сих пор непревзойдённое исполнение этой песни - при всей его минималистичности - с мелодическим басом Тита, проникновенным пением БГ и хорошо слышным звонком в дверь ближе к финалу песни, ибо концерт происходил на чьей-то квартире).
Репертуар концерта в "Акустической гостиной" и прекрасные
фотографии tat_dt наводили на мысль о частичной реинкарнации этой эстетики. Но я совершенно не мог предположить, что эта же линия будет продолжена в последующие два дня на "больших" концертах в СДК МАИ. Виной тому отчасти послужили болезнь и связанное с ней отсутствие Рубика; конечно, без него, как сказал мой хороший друг, особенно ценящий его игру, "всё это было немножко не то". Но, как известно, в здоровом организме (каким, безусловно, является сегодняшний "Аквариум") вынужденное отсутствие одной составляющей может быть прекрасно компенсировано другими, свидетелями чему нам и довелось стать.
После этого "философского" отступления приступаю к "сухим" фактам.
На концертах 29 - 30 января "Аквариум" выступал в следующем составе: БГ, Игорь Тимофеев, Андрей Суротдинов, Алексей Жилин, Александр Титов, Олег Шар, Альберт Потапкин (как сказал БГ, "один наш флейтист, Брайан, записывается где-то в Калифорнии, другой наш флейтист и вообще всё остальное - лежит дома больной" (на обоих концертах слушателям предлагалось мысленно - а на втором концерте даже вслух - пожелать Борису Рубекину скорейшего выздоровления).
Трек-лист концертов был абсолютно идентичным, за исключением того, что на втором концерте не исполнялась "Железнодорожная вода". Практически ручаюсь за список песен, но не помню порядок их исполнения в середине концерта (заранее извиняюсь за неизбежные неточности). Итак:
1. Платан.
2. Луна, успокой меня.
3. Трачу своё время.
4. Вятка - Сан-Франциско.
5. Десять стрел.
6. Лошадь белая.
7. Дуй.
8. Ещё один раз.
9. Анютины глазки.
10. Аригато.
11. Болота Невы.
12. Среди миров.
13. Пока не начался джаз.
14. С той стороны зеркального стекла.
15. Мне было бы легче петь.
16. Та, которую я люблю.
17. Три сестры.
18. Дерево.
19. Странный вопрос.
20. Мама-анархия.
21. По дороге в Дамаск.
Десятиминутный перерыв, затем encore:
22. Каменный уголь.
23. Китай.
24. Возращение домой.
25. Железнодорожная вода.
26. Сокол.
На первом концерте БГ играл на электрической гитаре, на втором - на акустической (этот вечер мне показался более камерным - может быть, этому способствовал роскошный белый шарф, обоматанный вокруг шеи главного героя? - хотя у встреченных мною друзей было другое мнение). На первом концерте в первом ряду музыкантов, вместе с БГ и Игорем, сидел Алик вместе со своими барабанами; на втором - Алик и Шар располагались на возвышении сзади основной сцены (между ними стояли ещё большие барабаны, на которых в некоторых песнях играл Шар), в первом ряду были БГ, Игорь и Тит, а во втором - на стульях чинно восседали Сур и Алексей).
На меня наибольшее впечатление произвели новые ритмичные аранжировки "Десяти стрел" и - особенно (как и месяц назад в Петербурге, тогда это вообще стало откровением) - "Мне было бы легче петь". Было безумно приятно услышать до боли знакомые басовые пассажи Тита в "Трачу своё время", "Платане, "Каменном угле" и "Возвращении домой", и вообще впервые возникло ощущение, что это тот же музыкант, что играл 25 лет назад (он был искренне тронут, когда я сказал ему об этом после концерта). Ещё один flashback был связан со струнной группой, которая в "Пока не начался джаз" и паре других песен звучала совсем как Сева с Рюшей (и Ванечкой) в конце 80-х, а в "Каменном угле" (превосходном, с "политическими снами молодого дворника" на втором концерте) Сур совершенно покорил меня Сишиным звучанием скрипки (из новогодних концертов сезона 1985/1986). Прекрасным и очень проникновенным завершением первой части концерта стала "По дороге в Дамаск", которая по понятным причинам звучала очень свежо (как и "Болота Невы" из того же периода). Из того, что показалось странным: запаздывание БГ на полтакта (?) в пении завершающих слов "Пока не начался джаз" и скрипичное соло Сура в "Трачу своё время".
Из "высказываний, интонаций и акцентов" запомнились следующие:
- обозначение концертов как "термодинамических";
- длинное и очень красивое предисловие ко второму концерту, из которого я уловил только то, что он происходит в день памяти основателя монашества Св. Антония, и то, что в эту ночь можно гадать по снам и шляпам (?);
- "с коростылём, бэби, зашитым в штанах";
- "свет упавшей звезды, этот самый проспект" и "стаи павших бойцов на еловых ветвях";
- совместное орание Суром и Титом "Мама-Анархия" (не в микрофон, а для себя, от избытка чувств), и быстрое, почти танцевальное перебирание пальцами по скрипке Суром при исполнении той же песни;
- "не-е-е-т, ты не узнаешь тех мест, где ты вырос, когды ты придёшь в себя";
- "слышишь, дай мне напиться железнодородной воды";
- трещотки и перкуссия Шара в "Вятке - Сан-Франциско" (он был одет в эту рубашку) и его же колокольчики в конце "Китая" на втором концерте (которые вся группа завороженно слушала, повернувшись к нему). Мне вообще показалось, что когда БГ поёт "Китай", он поёт про себя (не столько в смысле звонов, сколько в смысле девочки).
Помню ещё много чего, но пора и честь знать. В прошлом году я побывал на восьми концертах "Аквариума" в пяти городах, этот год тоже начался неплохо...