Толстый претолстый роман (или, возможно, бумага толстая, дешевая). О чем? Зачем? На ум приходит знаменитый "проект Борис Акунин", автор которого, литературовед, эстет, писатель и переводчик Чхартишвили решил, как мне думается, развлечься и написать нечто, по стилю и духу напоминающее криминальные романы начала ХХ Века. Такая постмодернистская штучка. Ну, вы знаете.
И еще мне вспомнился известный автор "крутых" детективных романов с погонями на Роллс-Ройсах и Бэнтли по автострадам Калифорнии и Невады, книжный червь, Джеймс Чейз, который, как оказалось, никогда не был в Америке, а всё-всё придумал. Но так достоверно, что биография его кажется еще большей мистификацией, чем его романы.
Почему пришли на ум Акунин и Чейз? Да потому, что весь роман Исигуро выглядит как намного менее удачная, намного менее тонкая, намного менее имеющая право на самостоятельное существование "подделка" под те же жанр и стиль. С одним только исключением! У Исигуро вся книга населена картонными персонажами, наполнена несуразными проишествиями, вся она пестрит нелепыми роялями в кустах и несусветными нелогичностями, утомляет пустыми длиннотами, пресными диалогами, бледными деталями. Всё это в достатке есть в "Сиротах".
А теперь о том, чего нет. Нет стиля и духа. Нет жизни. Всё мёртво. С первой по последнюю страницу читателя не оставляет ощущение "придуманности". Кажется, что автор не только никогда не бывал в описываемом им Шанхае, но и вообще слабо себе представляет то, что описывает. Борцы с опиумной торговлей, китайские мафиози, жители международного поселка Шанхая, ВСЕ выглядят такой же жалкой и неправдоподобной костюмированной самодеятельностью как и представители высшего лондонского света, и ученики довоенной английской закрытой школы для мальчиков и многие другие. Но что самое печальное, мертворожденными зомби-марионеткаи выглядят и главные герои: одна марионетка, разыгрывающая из себя гениального английского сыщика, задумавшего спасти мир от надвигающейся войны и другая марионетка, кривляющаяся в надежде быть похожей на даму из высшего общества, мечтающую посвятить себя мужчине, который спасет мир.
У него всегда есть лупа в кармане, у нее брильянты и сигарета в мундштуке.
На этом детали исчерпываются.
Жалкая книжка.
Можно смело не читать.