Известный факт, что по программе Space Shuttle было построено 6 кораблей.
Самый первый из них, корабль-прототип Энтерпрайз (Enterprise Shuttle).
Его строительство началось в 1974 г.
В космосе ему побывать не довелось.
Он изначально строился как испытательный и учебный.
Впоследствии существовали планы по переоборудованию Энтерпайз с тем, чтобы он мог летать в космос, однако от них отказались. Стоимость доработок и переделок лишала затею смысла.
Однако, кораблю выпало выполнить важнейшую подготовительную часть программы.
Челнок был передан НАСА для летных испытаний в январе 1977 г.
До этого он уже использовался в других испытаниях, например в 1976 в вибрационных тестах.
Своим названием Энтерпрайз обязан популярному сериалу "Стар Трек".
Поклонников сериала оказалось так много, что первоначальный вариант "Конституция" был заменен.
На снимке ниже (1976) запечатлен момент выпуска Энтерпрайз с завода в Палмдэйл с участием телевизионной группы проекта Star Trek.
Для внутреннего употребления, в НАСА, корабль получил имя OV-101.
В первый экипаж Энтерпрайз входили Fred Haise и C. Gordon Fullerton (на фото ниже).
Кстати, Fred Haise был участником знаменитой экспедиции Аполло 13, которая чуть не закончилась гибелью корабля с экипажем.
* * *
Энтерпрайз не был точной копией последующих челноков.
Он был проще, на нем не установлена значительная часть оборудования.
Например, отсутствовала термальная система защиты (те самые плитки, из-за повреждения которых погибла Columbia). Вместо нее - имитация.
Корабль использовался для рулежных испытаний, а также для отработки планирования и посадки.
Испытания позволили сделать практический вывод о способности системы на самостоятельную посадку в "самолетном режиме".
Также, Энтерпрайз испытывался в Marshall Space Flight Center на стенде, имитирующем стартовую площадку.
Проводились и вибрационные испытания в "стартовой комплектации" - с внешним топливным баком и ускорителями.
* * *
Первые полеты были на специальном Боинге-747 без самостоятельного полета челнока.
Позже восемь полетов Энтерпрайз были выполнены с экипажем на борту. Пять из них - с самостоятельным полетом и приземлением.
Первый самостоятельный полет Энтерпрайз состоялся 12 августа 1977 г.
Полет совершался следующим образом : корабль закреплялся на несущем самолете Боинг-747, который и поднимал его на требуемую для испытаний высоту.
После чего происходило отделение и челнок отрабатывал программу самостоятельного полета и посадки.
* * *
Испытания в Marshall Space Flight Center.
Энтерпрайз перевозится в центр:
Испытательный стенд:
* * *
Испытания в космическом центре Кеннеди.
Корабль комплектуется ускорителями и топливным баком, после чего вывозится на стартовую площадку 39А.
* * *
Впоследствии корабль также использовался для различных тестов.
На следующих снимках:
- Энтерпрайз движется к стартовой площадке "SLICK 6" (Space Launch Complex 6).
- Корабль установлен на площадку при отработке подготовки к старту.
* * *
После завершения активного использования Энтерпрайз в испытательных целях и начала полетов Space Shuttle, корабль был частично разобран и демонстрировался на различных выставках.
На снимке - выставка в Stansted Airport около Лондона в 1983 г.
* * *
В настоящий момент корабль находится в National Air and Space Museum.
* * *
Технические параметры корабля :
Длина: 37,2 м
Размах крыльев: 23,8 м
Высота: 17,3 м
Вес без груза: 68 т
Максимальный взлётный вес: 111 т Размеры грузового отсека:
Длина: 18,3 м
Ширина: 5,2 м
Высота: 4,0 м
Полезная нагрузка: 29,5.
* * *
Видео материалы:
Отделение Энтерпрайз от самолета Боинг-747:
Click to view
Приземление:
Click to view
* * *
Источники:
wikipedia.org
nasa.gov
nasaimages.org
galaxywire.net
www.murdoconline.net