Сказочное кружево древнего Орвието.

Nov 08, 2010 00:19




Увидев однажды в журнале "RIKAMO ITALIANO" творения кружевниц из небольшого итальянского городка Орвието, я влюбилась в них с первого взгляда. Кто видел их, тот уже знаком с уникальной магией этих рукодельных узоров-картин, кто же еще не видел, тому я искренне завидую - у них все еще впереди)
О самом городе я уже писала здесь.
Уже несколько веков Орвието очаровывает своих гостей духом средневековья.
Его великолепный светлый, с разноцветными витражами окон, устремленный ввысь готический собор Duomo di Orvieto, покрытый затейливой резьбой и барельефами с сюжетами на библейские темы, охраняемый мифологическими чудовищами - это визитная карточка города, источник творческого вдохновения его жителей на протяжение поколений. К нему беспрестанно стекаются туристы со всего мира. Привлекая всеобщее внимание, он возвышается над сплетением узеньких средневековых улочек на вершине 300 метровой туфовой скалы. Далеко вокруг видны виноградники, дороги, кипарисы, поля и небольшое старинное аббатство совсем неподалеку.
Какое же кружево могло родиться в таком месте? Такое же уникальное, как и сам город.

Изящная сеточка, обрамленная рельефными фигурами людей, реальных и несуществующих созданий, украшенная объемными плодами и листьями, затейливым переплетением виноградной лозы - это типичное кружево из Орвието.
Зародилось оно на основе образцов ирландского кружева. Наибольшего расцвета кружево из Орвието достигло в начале 20 века, когда представители итальянской аристократии создали общество Ars Wetana, получившее впоследствии мировую известность. Целью данного общества было дать женщинам возможность зарабатывать деньги не слишком обременительным способом прямо у себя дома.
Идея благотворительного общества принадлежала сенатору графу Eugenio Faina, и была осуществлена его сыном Claudio, пожертвовавшим первые средства в фонд для его дочери Maria Vittoria и ее коллег Eugenia Petrangeli и Paolina Valentini, отбиравших простые, но изящные образцы для рукоделия, которые женщины могли выполнить дома, не отрываясь от семьи и детей. Предпочтение отдавалось именно ирландскому кружеву, так как это был удобный способ распределить вязание отдельных мотивов среди рукодельниц. Таким образом каждая вязала определенные элементы, из которых затем собиралась готовая вещь тонкой ручной работы, стоившая немалых денег.
Очень быстро кружево из Орвието приобрело свои характерные черты и, ставшие традиционными, элементы. Это листья плюща, аканта и виноградной лозы, цветы, фигуры людей, мифических существ и животных, скопированных с самой природы, а также с великолепных барельефов Duomo di Orvieto, адаптированные к крючку и вплетенные в тончайшую нерегулярную сеточку с центром из традиционных шестиугольных ажурных мотивов.
Красота и реалистичность узора изделия усиливалась благодаря приданию объемным деталям фигур и плодам с листьями специфической выпуклости. Это делалось с изнанки, путем выдавливания раскаленными округлыми металлическими приспособлениями впадин разной глубины и ширины, для чего использовался набор специальных инструментов. Это давало фигурам эффект традиционной итальянской вышивки и придавало полное сходство со скульптурами соборных барельефов.
Кружево было великолепным и пользовалось большим спросом у знати. Довольны были все - и кружевницы, имеющие возможность заработать прямо у себя дома, и покупатели, быстро получающие изысканное кружево.

Традиции передавались из поколения в поколение. И потому великолепное кружево-картины из Орвието не кануло в Лету и сегодня востребовано ценителями прекрасного.
В настоящее время в Орвието живут и работают мастера высшей категории Louisa Geremei Pettinelli, Maria Luigia Moretti и другие, чьи творения можно увидеть в городском музее и на всевозможных выставках.

Процесс сотворения кружева из Орвието происходит в несколько этапов.

Подбираются "правильные" нитки и крючок. Обычно это тонюсенькие ниточки №150, 100, 50 и иногда 30 DMC, а также нитки потолще № 8 и 6 той же фирмы, которые используются как бурдон для придания дополнительного объема деталям рельефных элементов.
Крючок используется тоже тонкий № 0,5, 06, 0,75.

Первым делом на прочную хлопковую основу переводится рисунок будущего изделия. Затем вяжется серединка, обычно состоящая из ажурных шестиугольников. Это может быть круг, овал, квадрат или прямоугольник. Затем с применением столбиков, полустолбиков, столбиков с накидами, пико из воздушных петель, вяжутся декоративные элементы и обозначаются контуры изделия. Элементы наметываются на ткань в нужных местах. Это похоже на приемы создания ирландского кружева.
Затем все обвязывается сеточкой, для чего используется самая тонкая нить. Край изделия укрепляется обвязкой. После чего изделие отпарывают от основы. Теперь наступает очередь оформления края изделия каймой в виде различного вида пико, либо трилистниками или иными видами декоративных элементов.
Секрет придания деталям рельефа состоит в специальной глажке. Изделие переворачивается изнанкой кверху, кладется на мягкую подложку, наносится крахмал, заваренный в почти кипящей воде. Инструмент с наконечником нужного диаметра нагревается на огне и с изнанки вдавливается в элемент в нужном месте. Так появляются объемные фрукты, ягоды, рельефы фигур.
Как вы видите - все вполне доступно. Необходимы лишь хорошее зрение, вдохновение, художественный вкус, терпение, усидчивость и мастерство))

"Заболев" этим чудесным кружевом, я купила тонкие нитки беж, их наверное хватит на несколько больших скатертей, учитывая метраж)) Руки до них еще не дошли. Но мечта жива))
Может быть кто-то из читателей вдохновится увиденным и сотворит что-нибудь необыкновенно красивое. Очень на это надеюсь и желаю всем вдохновения и приятной работы!

Как-то, незаметно для себя со временем собрала большой материал с образцами прекрасных работ в данной технике. Планирую сделать еще один пост, где покажу на что способны золотые руки мастериц из Орвието. Часть их работ вы увидите тут как иллюстрации к написанному выше. Еще много примеров использования кружева из Орвието в декоре одежды и в интерьере, а также более детальные картинки обещаю продемонстрировать совсем скоро в новой статье)
Продолжение следует)
















Этапы сотворения кружева.




Рисунок с узором










Шестиугольный традиционный мотив.










Цветочки, колечки.




Листик.




Наметка на ткань основных элементов и серединки из шестиугольных мотивов.




Кайма.




Набор инструментов для придания выпуклости деталям.







Источники:
http://www.merlettoitaliano.it/il_merletto_di_orvieto.html
http://www.artedelricamo.com/uncinetto/merletti-italiani-il-merletto-di-orvieto.html
журнал Ricamo Italiano №20

ажур, разговоры о вязании, наши мечты, cotton, orvieto, хлопок, crochet, крючком для дома, крючком, мотивы, motif, орвието, вдохновительное, мастера, кружево, lace, doily, decoration, узоры крючком, цветочные мотивы, cалфетка

Previous post Next post
Up