"Поэты уже мертвы" (с) Рита Гагарина

Dec 21, 2009 13:18

Сегодня вашему вниманию предлагаются две рецензии. Первую - от творческой и интересной личности и просто красавицы Риты Гагариной - я нашла на сайте www.startum.ru. Автор второй - загадочный Мичман.



«Если я мог бы дать тело и выход из груди своей тому, что наиболее во мне, если бы я мог извергнуть мысли свои на выражение и таким образом душу, сердце, ум, страсти, чувство слабое и мощное, все, что я хотел бы некогда искать, и всё, что ищу, ношу, знаю, чувствую и выдыхаю, ещё бросить в одно слово, и будь это одно слово перун, то я высказал бы его; но, как оно, теперь живу и умираю, не расслушанный, с мыслью совершенно безголосною, влагая её как меч в ножны…»

Байрон «Чайльд-Гарольд», Песнь 3, строфа XCYII.

Когда я, ещё не посмотрев фильм «Общество мёртвых поэтов» известного режиссера Питера Уира, впервые услышала его название, в моем сознании, весьма отягащенном многочисленными блокбастерами и «ужастиками», возникли ассоциации, нисколько не соответствующие содержанию картины. Пожалуй, любой современный человек, заметив на афише очередной киноленты слово «мёртвый», представляет череду мрачных серо-синеватых кадров, включающих в себя жутковатые кладбищенские пейзажи с покосившимися крестами, свежевырытыми могилами и белёсыми расплывчатыми фигурами призраков... Каково же было моё удивление, когда вместо всей этой мистической «мишуры» я увидела необыкновенно глубокий, чрезвычайно серьёзный фильм о дружбе, жажде творчества, любви к поэзии, стремлении познать границы собственного «Я» и, конечно же, свободе, столь безграничной, пьянящей, желанной и в то же время недосягаемой.

Место действия картины было выбрано далеко не случайно. На мой взгляд, центральной проблемой фильма является юношеский максимализм во всех его проявлениях. Привилегированный пансион для мальчиков - идеальная лаборатория, в которой во всех подробностях можно изучить юные неокрепшие души. Молодости свойственна доверчивая открытость сердец, готовых вместить в себя всю Вселенную. Свобода - единственное, к чему имеет смысл стремится в 16 лет, когда жизнь представляется удивительно прекрасной, мир сказочно добрым, а окружающие люди необыкновенно отзывчивыми. Разве одна минута искренней уверенности в этих призрачных, и потому столь притягательных, идеалах, не стоит долгих лет скучно-пасмурного существования, которое постепенно становится невыносимым? Только её величество, свобода, способна подарить человеку почти нереальное ощущение полёта; лишь она может создать некий вакуум, попадая в который каждый, сам того не замечая, избавляется о силы притяжения, легко расправляет плечи, вдыхает свежий воздух полной грудью.

Итак, в закрытое учебное заведение, устраивается на работу новый преподаватель английского языка Джон Китинг (в роли которого вопреки своему привычному амплуа выступил Робин Уильямс), который и приносит с собой в это консервативное болото неожиданно новые перемены. Под чутким руководством этого талантливого педагога ученики начинают осваивать литературу, пользуясь на первый взгляд весьма странными методами. Из книг безжалостно выдираются глупейшие, надуманные статьи, составленные людьми, ровным счетом ничего не смыслящих в поэзии. Игра в мяч превращается в основу изучения ритма стихов их эмоционального посыла. Обыкновенная парта в классе становится своеобразным постаментом, с которого можно по-новому взглянуть на весь мир. Таким образом, мальчики из неинтересных, сереньких посредственностей постепенно преобразуются в сформировавшиеся личности, обладающие собственным мировоззрением.

Для многих из них творчество становится единственной возможностью открыть собственные потайные внутренние ресурсы, полностью выразить самого себя, вывернуть свою душу наизнанку, чтобы наконец-то почувствовать, каково это - быть свободным. Но какой же поэт может обойтись без слушателей? Вольнолюбивым питомцам пансиона (не без помощи Китинга) приходит идея о создании тайного общества, на собраниях которого они могли бы читать произведения известных авторов, восхищаться их слогом, выступать перед благодарной аудиторией с собственными творениями и предаваться мечтам о прекрасном будущем. Эта авантюра становится не просто увлекательной игрой, но и единственно возможным путём к самопознанию.

Поверив в собственную уникальность, мальчики находят внутри себя силы для борьбы с обществом, которое подавляет человеческую личность, сводит все её проявления до среднего статистического. В идеале такой социум представляет собой толпу, подчиняемую одним и тем же правилам и развивающуюся по одним и тем же законам.

И вот, небольшая группа «бунтарей» восстает против подобной «уравниловки». Постепенно они учатся бороться за собственное счастье, каким бы смешным и банальным оно не казалось окружающим. Для кого-то оно заключается служение театру, для кого-то во взаимной любви, а для кого-то в простом преодоление собственных комплексов. Каждый из учеников Китинга хоть на мгновение, но обретает свое счастье, как жаль, что общество почти всегда жестоко карает тех, кто оказался сильнее его власти.

Развязка фильма явилась для меня более чем неожиданной. Практически невозможно было предположить, что схватка с окружающим миром, которая с самого начала обещала быть победоносной, закончится поражением. Один из главных героев, не выдержав давления со стороны родителей, заставляющих его навсегда отказаться от мечты стать актёром, совершает самый страшный поступок, на который может решиться человек,- самоубийство. Этот ставит точку в книге о борьбе слабости с силой, нерешительности с самоуверенностью, правды с ложью, свободы с неволей…Китинга увольняют, причем его ученики вынуждены сами же отрекаться от него. Неужели все стремления этого умнейшего человека были напрасны, неужели любая попытка сломать привычные жизненные рамки изначально обречена на провал? Мне кажется, фильм дает исчерпывающий ответ на этот вопрос. Нет, борьба с банальностью, посредственностью, серостью и убогостью имеет, чуть ли не вселенский смысл, и каждый, кто вступает в неё совершает истинный подвиг.

На мой взгляд, финал картины трудно предугадать еще и потому, что его действие развивается весьма спокойно, общая прглущенно-коричневатая цветовая гамма кадров не предвещают ничего драматичного. Развязка фильма действует на зрителя, как холодный душ : все мышцы сокращаются от напряжения, глаза впиваются в экран. Черная фигурка мальчика, на белом фоне навсегда врезается в память. Он только что осознал потерю друга, и эта невыносимая боль заставляет его бежать, неведомо куда, навстречу колючим снежным хлопьям…Но время имеет привычку двигаться только вперёд, и мы снова видим полный класс, ровные ряды парт, нового учителя у доски…Вот только напыщенные критические статьи никто не станет вклеивать обратно в книги, и никто не заставит этих мальчиков сменить угол зрения, под которым они смотрят на жизнь.

Рита Гагарина".

Мичман:

"Нет более ранимого возраста чем 13-17 лет. В этом возрасте ты готов перечеркнуть всё за одно мгновение, в этом возрасте ты готов принять новые правила навсегда. Готов подвергнуть сомнению любую прописную истину закостенелых догматов, готов принять самую безудержную фантазию новых икаров и прометеев. Старые правила уже не действуют, а новые ещё не укоренились. Это возраст когда определяется кто ты - часть или целое.

Жесткая англосаксонская образовательная система знает только один способ как обуздать молодые гормоны - это дисциплина. Столетия система работала ломая очередную личность за личностью и создавая нового успешного члена общества, выпускника престижной школы для мальчиков, будущего студента Йелля или Принстона, джентльмена.

В школу приходит новый учитель английского языка и литературы. Он сам бывший ученик этой школы, обладающий профессиональным контрсистемным подходом ко всему. Он приучает учеников рвать бездарные предисловия к шедеврам поэзии, проводит внеклассные занятия и ставит нестандартные задачи. Он учит основному - не зубрить, а понимать, учит учиться.
Зёрна бунта всегда находят благодатную почву в молодых умах. Тем более, когда это школа интернат для мальчиков, где к уже почти взрослым людям применяют средневековые телесные наказания.

И вот уже в школе действует тайный литературный кружок, убежище декадентов и романтиков. Но свобода, даже условная, никогда не дается бесплатно. Ничто не может так вывести из себя седоволосого католика с хорошим образованием как безразличие окружающих к его условностям. Ведь тогда эти условности выглядят как обычная глупость.
Когда что-то старое гибнет из-за неудержимой новой молодой энергии - это эволюция. Когда же молодое гибнет из-за заветов старого - это трагедия".

мнение

Previous post Next post
Up