АВИЦЕННА

Jan 27, 2011 02:15

АВИЦЕННА (настоящее имя Ибн Сина, Абу Али Хусейн ибн Абдаллах; 980, с. Афшана близ Бухары - 18.6.1037, Хамадан), учёный, философ, врач.



Известен как автор "Канона медицины" (медицинской энциклопедии, состоящей из пяти частей), получившего мировую известность и многократно переведённого на многие европейские языки. Но вот о приложении к "Канону медицины", которое называется ДВОЙНАЯ ВЫГОДА, знают немногие. В этом сочинении Ибн Сина подвергает ревизии знаменитую "Клятву Гиппократа" (http://how.sergi.ru/faq/vrachom.html), в редакции Авиценны она получает соответствующее название: "Клятва Ибн Сины".

Если вы доктор, то, конечно, помните начало "Клятвы Гиппократа", которую давали по окончании медвуза: "Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное... ".

В своём варианте клятвы Ибн Сина этот кусок попросту вырезает, а оставшийся текст переписывает на свой лад, вкладывая в него новый смысл.

Основная идея Авиценны такова: врач, врачуя больного, создаёт себе задел для будущей работы - чем дольше проживет больной, тем больше раз обратится к врачу, обеспечивая "достаток и безбедное существование оного".

И далее: "но если больной всё же умер, лишив врача выгоды, на которую тот рассчитывал, да имею я право снизить размер этой потери, воспользовавшись тем, что умершему более не надобно!"

Далее в клятве регламентируется перечень того, чем врач обязуется воспользоваться в случае преждевременной кончины пациента: зубы ("нанизанные на нить, да станут они бусами!"), голова ("да очищу я голову от излишков, да сделаю чашу себе знатную!"), кожа ("да выдублю я её тщательно, ибо сапожники за такую цену бОльшую дадут!") и волосы ("да для подушки сгодятся!").

Всё остальное клятва предписывает себе не брать, а вернуть родственникам, чтобы "попрощались они с родичем своим, как обряд велит".

Конец клятвы звучит так: "Клянусь служить верой и правдой наукам медицинским, ибо доходны они!"

Подвергнув "Клятву Гиппократа" такой не лишённой остроумия переделке, далее в своём сочинении "Двойная выгода" автор предаётся изнурительным математическим расчётам выгоды, которую можно получить от пациента на протяжении всей его жизни, с учётом "посмертного барыша", как именует его Ибн Сина.

Проблема такая: с возрастом зубы и прочие части тела, которые врач имеет право взять себе в счёт недополученной прибыли, стареют, портятся, теряют свою цену; в то же время, больной чаще болеет, но зачастую может платить меньше, чем прежде.

Строгая постановка задачи формулируется Авиценной так: "каков тот возраст, по достижении пациентом которого причитающиеся врачевателю блага стоит изымать силой принуждения?"

Ибн Сина вынужден ввести множество переменных в эту схему, чтобы не ошибиться, а именно: возраст, пол, обеспеченность, наличие обеспеченных родственников, склонность к облысению, наличие травм кожи и головы, энергичность и работоспособность, склонность к частым болезням.

Полученные факторы он закладывает в некий функционал (в трактате обозначается как R или Residuum, в переводе - "остаток"; лишь в одном месте поясняется смысл, заложенный автором в это обозначение: "То, что я оставлю деткам своим сиротинушкам, после того, как мой лекарь скажет, что пришёл мой день").

Функционал R вычисляется через сложные интегральные формулы (включают функции Эйри, Бесселя, а также интегралы Эйлера), цель исследования - отыскать абсолютный максимум функционала (максимальная прибыль Авиценны).

Всё это действительно поражает: напомним, что, к примеру, аппарат дифференциального исчисления был введён в обиход Ньютоном только в XVII веке - а Ибн Сина применяет куда как более сложные операции.

Поистине, талантливый человек талантлив во всём!

Правда, математической части "Двойной выгоды" почему-то не придавали значения - видимо, потому, что Авиценна опередил время, и никто из его современников не был способен понять его выкладок.

После проведения всех калькуляций, автор получает на удивление простой результат, поддающийся понятной интерпретации.

Ибн Сина формулирует его так: "Если сегодня пациент принёс тебе меньший гонорар, чем вчера, и не по забывчивости или скупости, а по бедности - не медля овладей теми его органами, что принадлежат тебе по праву врачевателя".

А завершается научный труд таким назиданием: "Человек может дать двойную выгоду, и задача врача держать руку на пульсе, чтобы её не упустить".

В наши дни приложением "Двойная выгода", как правило, зачитываются лишь хирурги. Ведь "Клятву Гиппократа" они все равно в полной мере соблюдать не могут (один из пунктов Клятвы: "Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом").

См. также: ПОДЛОЖИТЬ БОЛЬШУЮ СВИНЬЮ, ЛОРА ПАЛМЕР, АНАТОЛЬ ФРАНС.

a

Previous post Next post
Up