Заметка про Кросс процесс. Something about Cross-process

Jan 25, 2006 13:40

Сегодня я решил поговорить про кросс-процесс (cross). Для тех кто не знает или забыл, напомню что кросс-процессом называют технический прием когда отснятая пленка проявляется не по "родному" процессу, а по какому-нибудь иному. Вриантов тут много, но самый распространенный это когда цветную общаемую пленку (слайд) проявляют по процессу C-41, то есть как негатив.

Процитирую статью из журнала Потребитель №7, 2004
Обработав обращаемую фотопленку по негативному процессу С-41, можно получить очень контрастный цветной негатив с искаженной цветопередачей и без маски. Отпечатанные с такого негатива фотографии будут иметь высокую цветовую насыщенность и контраст. Этот метод часто используется профессиональными фотографами как творческий прием и называется кросс-процессом (Cross).

Вот так примерно выглядит такой кросс-негатив





Но вот что удивительно, хотя результат печати или сканирования такого негатива может быть совершенно различным, большинство авторов упорно уводят цвет в зелень. Вот Вам типичный пример http://community.livejournal.com/ru_portrait/148341.html



Такой зеленый оттенок как у конечно имеет право на существование как творческий приём, но этот цвет для кросса не аксиома, не данность, а лишь один из вариантов.

Вот пример:



Это результат сканирования одного и того же кадра на разных сканерах и в разных режимах
1. Nikon 8000 - как есть
2. Nikon 8000 + Digital ROC + регулировка кривых при сканировании
3. Imacon + регулировка кривых при сканировании, фон выводился в практически белый
    цвет. А в результате какой золотистый цвет кожи получился!

Всё это лишний раз доказывает, что цветокоррекция это такой же творческий инструмент, как и все прочие. При печати или сканировании с негатива вообще и с кросс-негатива в частности понятие "нормальный цвет" теряет смысл. Вот результат удачной как мне кажется обработки "зеленого" кадра, упоминавшегося выше
http://community.livejournal.com/ru_portrait/148341.html?thread=406901#t406901



Обратите внимание какого фантастического цвета стали глаза!

Некоторые могут возразить, зачем мол нужен этот кросс-процесс если на компьютере можно проделать с цветом что угодно. Типичная ошибка. Я, как человек ежедневно сканирующий самые разные пленки, уверяю что далеко не все что можно сделать на этапе сканирования, можно восспроизвети потом в ФШ. Цветокоррекция при сканировании это одно, а последующая цветокоррекция в ФШ совсем другое. Так же как из TIF не сделать RAW :) И сканирование такой "экзотики" как кросс-негатив самый яркий тому пример.Я уже не говорю про то, что сканеры бывают разные. Кросс-негатив, если он правильный, то он как правило весьма плотный, даже недешевый Nikon 4000/5000/8000/9000 его просто не пробивает. И цвет естественно получтся другой. Конечно можно поробовать восспроизвети эффект кросс'а искуственно, но получается не то. При работе с кросс'ом, как впрочем и с пленкой вообще, всегда присутствует элемент случайности. Цветовой сдвиг, контраст, насыщенность, совершенно особая факткра зерна все это в совокупности идеально имитировать не удастся. Поскольку всю эту возню с кросс процессом затевают как правило ради экспериментов с цветом, так давайте же экспериментировать!

P.S. При съемке по технологии кросс-процесс, для усиления эффекта, настоятельно рекомендуется переэкспонирование пленки на 1/2-1 ступень от нормы. Добавлю так же, что для того чтобы работать по кросс-технологии совсем не нужно быть знатоком фото-химии :) Практически все профессиональные фотолаборатории принимают обращаемую пленку в кросс обработку, и стоит это как правило столько же, сколько стоит проявить обычный негатив

полезные советы

Previous post Next post
Up