Click to view
Коллизия в ролике напомнила проблему, которую С.Е. Кургинян поднял в свой
статье о судьбе гуманизма в XXI столетии от 8 июля 2016 года.
Статья дает довольно объемный разбор версий и происхождения понятий о Хаосе и Предвечной тьме и бездне, в/над которыми возникло Творение. По сути - это споры об образах и метафорах определяющих мировоззрение и деятельность. Метафизика определяет методы, которыми те или иные человеческие культуры будут решать свои исторические задачи. И как они вообще будут их осмысливать.
Любопытен спор об образе в конце: если творение возникло из ничего, значит конфликта со средой нет. Бороться метафизически не с чем, только с самими собой. Мы это хорошо знаем по маразмирующим культурным и политическим системам: "борьба с собственными недостатками", "от хорошего к лучшему" и прочая такая чушь.
...А вот если творение возникло и противопоставилось из хаосу - как симпатичный и упорядоченный цветок... или нежный гриб шампиньон навозной куче например - то этому хаосу надо противостоять вечно! Неизменно и решительно, пока это самое творение существует.
В конце статьи интеллигентный намек, как в к/ф "Игла":
- Люди в мире разделяются на две категории: одни сидят на трубах, а другим нужны деньги. На трубе сидишь ты.
Происхождение из ничто - ничем канонически не зафиксировано, а значит мы не обязаны считать, что христианству принципиально запрещен дух вечной борьбы, или что зло есть всего лишь «недостаток добра», как полагают авторитетные, но не окончательные для этой религии учителя.
...специалисты, такие как Татьяна Юрьевна Бородай, прекрасно знают, что в Священном Писании Ветхого Завета учение о происхождении мира из ничего, объявленное богооткровенным, именуется также «прикровенным». Точнее, говорится, что это откровенное учение о происхождении мира выражено прикровенно. Что значит «прикровенно»? Это значит, что нет канонических для православного человека, для христианина вообще ветхозаветных текстов, в которых говорится, что Бог сотворил мир из ничего.
https://rossaprimavera.ru/article/sudba-gumanizma-v-xxi-stoletii-77 Другим крупным высказыванием на тему о метафизических традициях, темной материи, энергии и их отношениях друг с другом, а также позиции человека в этих хитросплетениях является передача из цикла Суть времени №35.
http://www.kurginyan.ru/publ.shtml?cmd=add&cat=4&id=218 Здесь больше про парадигмальный сдвиг в мышлении очень крупных научных деятелей - Эйнштейна, Маркса и Фрейда. Которые фактически пришли к своеобразному варианту дуалистической установки в конце творческого пути. То есть речь о недостаточности монистического источника для простраивания целостного мировоззрения.
Оставляю здесь эти ссылки для того, чтобы в будущем не искать заново. Думаю и в дискуссии пригодится. Практически всегда, насколько я помню, при обсуждении сути нашего времени выделяются два направления: метафизическое и диалектическое.
Кому-то в первую очередь интересная образная, метафорическая часть, связь с религиозными установками и практические выводы из этих соотношений. Другим - логика соотношений между сущностями, риторика и аргументация, организация обсуждений и практические выводы из установленной концептуальной структуры. Впрочем, редко кто «прыгает на одной ноге» всю дорогу.
Мы вышли на эти темы в ходе небольшой «когнитивной экспедиции» по статьям из серии «Судьба гуманизма в XXI столетии». Часть группы очень заинтересовалась пассажем про метафизику и религиозность:
...Когда в передачах «Суть времени» я заявил о том, что творению, то есть Космосу, как альтернативе Хаосу, угрожает некая Предвечная тьма, когда я сопоставил религиозные аспекты подобной концепции с тем, что разработано в этой сфере самим Эйнштейном, его учениками, всеми, кто осмысливает соотношение Космоса и Хаоса, начались вопли по поводу того, что я осуществляю подкоп под основы монотеистической, а значит, и христианской, религиозности.
И кое-кто из особо непонятливых тогда поверил, что эти вопли и впрямь исходят от ревнителей какой-то христианской ортодоксии. Но на самом деле эти вопли исходили из прямо противоположного источника. Очень темного, сугубо метафизического и не желающего, чтобы кто-то обсуждал его деятельность и противопоставлял этой деятельности нечто системное.
Итак, уже телевизионные программы «Суд времени» и «Исторический процесс» вызвали беспокойство по поводу возможности формирования неосоветской альтернативы управляемому хаосу.
https://rossaprimavera.ru/article/27b82448 За пару дней удалось собрать ключевые источники. Думаю, что те, кто разберет их, отследит ключевые темы, аргументы и связи между ними, поднимет уровень осознанности, а с ним и обсуждения ядра нашей идеологии.