Шри Ауробиндо. Восторг работ

Nov 25, 2010 21:47

Супраментальное проявление. Собрание работ Шри Ауробиндо в 30-ти томах. Том 16. Восторг Работ


Восторг работ

В твоих работах всегда присутствуют трое: Мастер, Работница и Инструмент. Правильно распознать их в себе и правильно овладеть ими - вот секрет работ и ключ к восторгу.

Научись прежде всего быть инструментом Господа и постигни, как признавать и принимать своего Мастера. Инструмент - это то внешнее, что ты называешь собой; это отливка ума, движущая энергия силы, механика формы, нечто, полное пружин, зубчатых колес, хомутов, других приспособлений. Не называй это Работницей или Мастером, ибо не может это быть ни Работницей, ни Мастером. Прими себя скромно как божественный инструмент, скромно и все же гордо, преданно, послушно и радостно.

Ибо нет большей гордости и счастья, чем быть совершенным инструментом Мастера.

Сначала научись полностью подчиняться. Меч не выбирает, куда он ударит, стрела не спрашивает, куда ее пошлют, пружины в машине не претендуют на продукт, что произведут при их усилии. Это определяется намерением и работой Природы, и чем больше сознательный инструмент учится внимать и подчиняться чистому и сущностному закону своей природы, тем скорее выполняемая работа станет совершенной и безупречной. Личный выбор под воздействием нервной энергии или из-за протеста физического и ментального инструментария может только испортить работу.

Пусть тобой движет дыхание Господа, стань подобен листу в вихрях бури, предай себя в Его руки и будь как меч разящий и как стрела, выпущенная в цель. Пусть ум твой будет словно пружина в машине, пусть энергия твоя будет как выброс клапана, пусть работа твоя будет подобна ходу точила, что шлифует свой объект и придает ему законченную форму. Пусть речь твоя станет звоном молота о наковальню, стоном машины в ее натуженном труде, ревом трубы, что возвещает силу Господа пространствам. И как бы ты ни выполнял ту работу, что естественна для тебя и дана тебе, выполняй ее как инструмент.

Меч наслаждается игрой битвы, стрела весело смеется, вырвавшись в полет и рассекая воздух, земля полна восторга от своего головокружительного вращения в пространстве космоса, солнце охвачено царственным экстазом своего сияющего великолепия и своего вечного движения.

О сознающий себя инструмент, обрети же и ты восторг от данной тебе работы.

Меч не просит, чтобы его выковали, не сопротивляется своему владельцу, не жалуется, если его сломали. Есть радость и в том, чтобы быть созданным, и в том, чтобы быть использованным, и в том, чтобы быть отложенным на время, а также и в том, чтобы быть сломанным. Открой эту единую радость.

Страдания и боль ты испытываешь потому, что принял инструмент за работника и мастера, а свое положение, свою выгоду и свою полезность пытаешься выбирать неведением собственного желания; именно поэтому много раз ты должен быть опущен в раскаленный ад горна, и много раз ты должен родиться заново, снова и снова быть переделан и переформирован и многократно смягчен, прежде чем выучишь свой человеческий урок.

И все это потому, что вещи эти присутствуют в твоей незавершенной природе. Ибо Природа - это работница; но над чем она работает? Она из своих незрелых ума, жизни и материи формирует полностью сознательное существо.

***

Познай себя теперь как Работницу. Постигни, что твоя природа есть работница и что твоя собственная природа и Природа Всего есть ты сам.

Это «я» природы не принадлежит тебе, и у него нет границ. Твоя природа сотворила солнце и солнечные системы, землю и ее создания, тебя, твое и все то, что ты есть и что ты воспринимаешь. Она твой друг и твой враг, та, кто дала тебе жизнь, и та, кто уничтожит тебя, она твоя возлюбленная и твой мучитель, сестра твоей души и чужак тебе и незнакомец, она твоя радость и твоя печаль, твой грех и твоя добродетель, твоя сила и твоя слабость, твое знание и твое невежество. И все же она - ни одна из этих вещей, но нечто, по отношению к чему они попытки, пробы и несовершенные образы. Ибо за пределами всего этого она изначальное самознание, безграничная сила и неисчислимое качество.

Но в тебе есть некое особое движение, твое неотъемлемое свойство, твоя неповторимая энергия. Следуй за ним, как за ширящейся рекой, пока оно не приведет тебя к своему бесконечному истоку и первопричине.

Познай тогда, что тело твое - это узел в Материи, разум твой - завихрение во вселенском Разуме, жизнь твоя - мелкий водоворот жизни, которая извечна. Познай, что сила твоя - это сила каждого существа, что знание твое - слабый проблеск света, который не принадлежит человеку, что работы свои делаешь не ты, но они делаются для тебя и избавлены от ошибок твоей личности.

И познав это, обретешь ты неограниченный восторг и в истине своего индивидуального существования, и в своей силе, и в своей славе, и в своей красоте, и в своем знании; а также в отказе от всего этого ты обретешь восторг тоже. Ибо все это - драматическая маска единственной Личности и само-изображение единственного само-Ваятеля.

Но почему ты должен ограничивать себя? Почувствуй себя также и в мече, что поражает тебя, и в руках, что обнимают, и в сиянии солнца и танце земли, и в полете орла и песне соловья, во всем, что было, что есть и что стремится стать. Ибо ты бесконечен и вся эта радость открыта тебе.

Работница радуется своей работе и своему Возлюбленному, ради которого она трудится. Она знает себя как его сознание и его силу, его знание и его ограничение знания, его единство и его саморазделение, его бесконечность и границы его бытия. Познай, что и это тоже ты, и насладись восторгом своего Возлюбленного.

Есть те, кто знает себя как некую мастерскую, или инструмент, или нечто, над чем работают, но они принимают Работницу за Мастера; это тоже ошибка. Те, кто совершают ее, едва ли могут достигнуть высоких, чистых и совершенных работ Труженицы.

Инструмент ограничен в облике личности, работница безгранична, хотя склонна к индивидуализации, однако ни он, ни она не есть Мастер, ибо ни он, ни она не есть истинная Личность.

***

Познай же наконец, что ты Мастер; но не пытайся наложить на ту суть форму и не ищи в ней определение качества. Будь един с Тем в своем бытии, беседуй с Тем в глубине своего сознания, повинуйся Тому в своей силе, наслаждайся Тем в его крепких объятьях, реализуй То в своей жизни, своем теле, своей ментальности. Тогда перед открывающимся в тебе взглядом появится эта истинная и единственная Личность, твоя и не твоя, но всех других и больше, чем всех других, Тот, кто направляет твои работы, и Тот, кто наслаждается ими, их Мастер и инструмент, Кутила и Буян в танце универсума и в то же время с тобой - молчаливый и уединенный в тишине внутренних покоев твоей души.

И когда ты овладел радостью Мастера, тебе больше нечем овладевать. Ибо Он подарит тебе Себя и все вещи, а все создания разделят с тобой все то, чем они обладают и что получают, что они делают и чем наслаждаются, и еще Он даст тебе то, что невозможно разделить ни с кем.

Ты будешь содержать в своем бытии себя и всех других, а также будешь тем, что не является ни тобой, ни всеми другими. Вот предел и завершение работ.

Оригинал:

Supramental Manifestation, Sabcl Volume16, The Delight Of Works

The Delight of Works

IN thy works there are always these three, the Master, the Worker and the Instrument. To define them in oneself rightly and rightly to possess them is the secret of works and of the delight of works.

Learn thou first to be the instrument of God and to accept thy Master. The instrument is this outward thing thou callest thyself; it is a mould of mind, a driving force of power, a machinery of form, a thing full of springs and cogs and clamps and devices. Call not this the Worker or the Master; it can never be the Worker or the Master. Accept thyself humbly, yet proudly, devotedly, submissively and joyfully as a divine instrument.
There is no greater pride and glory than to be a perfect instrument of the Master.

Learn thou first absolutely to obey. The sword does not choose where it shall strike, the arrow does not ask whither it shall be driven, the springs of the machine do not insist on the product that shall be turned out from its labour. These things are settled by the intention and working of Nature and the more the conscious instrument learns to feel and obey the pure and essential law of its nature the sooner shall the work turned out become perfect and flawless. Self-choice by the nervous motive-power, revolt of the physical and mental tool can only mar the working.

Let thyself drive in the breath of God and be as a leaf in the tempest; put thyself in His hand and be as the sword that strikes and the arrow that leaps to its target. Let thy mind be as the spring of the machine, let thy force be as the shooting of a piston, let thy work be as the grinding and shaping descent of the steel on its object. Let thy speech be the clang of the hammer on the anvil and the moan of the engine in its labour and the cry of the trumpet that proclaims the force of God to the regions. In whatever way do as an instrument the work that is natural to thee and appointed.

The sword has a joy in the battle-play, the arrow has a mirth in its hiss and its leaping, the earth has a rapture in its dizzy whirl through space, the sun has the royal ecstasy of its blazing splendours and its eternal motion.

O thou self-conscious instrument, take thou too the delight of thy own appointed workings.

The sword did not ask to be made, nor does it resist its user, nor lament when it is broken. There is a joy of being made and a joy of being used and a joy of being put aside and a joy too of being broken. That equal joy discover.

Because thou hast mistaken the instrument for the worker and the master and because thou seekest to choose by the ignorance of thy desire thy own state and thy own profit and thy own utility, therefore thou hast suffering and anguish and hast many times to be thrust into the red hell of the furnace and hast many times to be reborn and reshaped and retempered until thou shalt have learned thy human lesson.

And all these things are because they are in thy unfinished nature. For Nature is the worker and what is it that she works at? She shapes out of her crude mind and life and matter a fully conscious being.

***

Know thyself next as the Worker. Understand thy nature to be the worker and thy own nature and All-Nature to be thyself.

This nature-self is not proper to thee nor limited. Thy nature has made the sun and the systems, the earth and her creatures, thyself and thine and all thou art and perceivest. It is thy friend and thine enemy, thy mother and thy devourer, thy lover and thy torturer, the sister of thy soul and an alien and a stranger, thy joy and thy sorrow, thy sin and thy virtue, thy strength and thy weakness, thy knowledge and thy ignorance. And yet it is none of these things, but something of which they are attempts and imperfect images. For beyond all these it is an original self-knowledge and an infinite force and innumerable quality.

But in thee there is a special movement, a proper nature and an individual energy. Follow that like a widening river till it leads thee to its infinite source and origin.

Know therefore thy body to be a knot in Matter and thy mind to be a whirl in universal Mind and thy life to be an eddy of life that is forever. Know thy force to be every other being’s force and thy knowledge to be a glimmer from the light that belongs to no man and thy works to be made for thee and be delivered from the error of thy personality.

When that is done, thou shalt take thy free delight in the truth of thy individual being and in thy strength and in thy glory and in thy beauty and in thy knowledge; and in the denial of these things thou shalt take delight also. For all this is the dramatic mask of the Person and the self-image of the self-Sculptor.

Why shouldst thou limit thyself? Feel thyself also in the sword that strikes thee and the arms that embrace, in the blazing of the sun and the dance of the earth, in the flight of the eagle and the song of the nightingale, in all that is past and all that is now and all that is pressing forward to become. For thou art infinite and all this joy is possible to thee.

The Worker has the joy of her works and the joy of her Lover for whom she works. She knows herself to be his consciousness and his force, his knowledge and his reserving of knowledge, his unity and his self-division, his infinity and the finite of his being. Know thyself also to be these things; take thou also the delight of thy Lover.

There are those who know themselves as a workshop or an instrument or the thing worked, but they mistake the Worker for the Master; this too is an error. Those who fall into it can hardly arrive at her high, pure and perfect workings.

The instrument is finite in a personal image, the worker is universal with a personal trend, but neither of these is the Master, for neither are the true Person.

***

Know last the Master to be thyself; but to this self put no form and seek for it no definition of quality. Be one with That in thy being, commune with That in thy consciousness, obey That in thy force, be subject to That and clasped by it in thy delight, fulfil That in thy life and body and mentality. Then before an opening eye within thee there shall emerge that true and only Person, thyself and not thyself, all others and more than all others, the Director and Enjoyer of thy works, the Master of the worker and the instrument, the Reveller and Trampler in the dance of the universe and yet hushed and alone with thee in thy soul’s silent and inner chamber.

The joy of the Master possessed, there is nothing else for thee to conquer. For He shall give thee Himself and all things and all creatures’ gettings and havings and doings and enjoyings for thy own proper portion, and He shall give thee that also which cannot be portioned.

Thou shalt contain in thy being thyself and all others and be that which is neither thyself nor all others. Of works this is the consummation and the summit.

Работы Шри Ауробиндо, Переводы

Previous post Next post
Up