Шри Ауробиндо:

May 31, 2007 13:20

"...Все проблемы бытия, таким образом, сводятся в основном к проблемам гармонии и возникают из ощущения неразрешённого противоречия и конфликта, из предчувствия возможного согласия и единства.
И если наиболее прагматическая животная часть человеческого существа вполне способна мириться с неразрешимым конфликтом и противоречием, то для полностью пробуждённого разума такое примирение совершенно невозможно.
Но обычно даже материалистическому сознанию удаётся преодолеть этот внутренний конфликт, либо закрыв глаза на существующую проблему, либо согласившись на примитивный, тёмный утилитарный компромисс.Причина тому - общее стремление Природы к гармонии;
к ней по-своему стремятся как жизнь и материя в своей форме, так и разум в построении своих конструкций и умозаключений.
И чем острее преодолеваемое противоречие, чем непремиримее конфликт противоборствующих сил, тем настойчивее и сильнее устремлённость к достижению более тонкой и совершенной гармонии, которая не потребовала бы такого напряжения и затраты сил, не будь противоречия столь явно выражены.
Одно из таких противоречий, которое предстоит разрешить Природе, заключается в несоответствии между активной жизнью и её проявлениями в материальной форме;
при этом последняя сводит жизненную активность к инерции.
И чем глубже противоречие, тем с большим совершенством решает его Природа, добиваясь бессмертия материальной формы разумно организованного животного тела.
Ещё одно противоречие, преодолевая которое Природа добилась удивительных результатов - и стремиться при этом ещё к большему совершенству, - состоит в том, что сознательные воля и разум человека не соответствуют его материальной форме и жизни, которые сами по себе не обладают самосознанием в полной мере и способны лишь, в лучшем случае, к проявлению механической и подсознательной воли.
Здесь Природе предстоит явить чудо в виде животного сознания, не только стремящегося, но уже владеющего и Истиной, и Светом, и практическим всемогуществом, что явится результатом обладания непосредственным и совершенным знанием.
В таком случае высшие устремления человека, имеющие своей целью примирение противоположностей на более высоких уровнях сознания, не только рациональны сами по себе, но являются единственным логическим выводом из правила, которым руководствуется Природа, и завершением её усилий, лежащих в основе главного метода её работы и исчерпывающих основной смысл её вселенских устремлений. ..." "Жизнь Божественная" гл.1 Устремления человечества.

Цитаты

Previous post Next post
Up