Один год с Leica M

Sep 10, 2012 11:36

Получилось целое эссе на тему.



Так получилось, что в этот день ровно год назад я почти случайно стал обладателем своей первой камеры системы Leica M. Хотел попробовать дальномерки, купил просто из интереса, но точно знал, что из-за всех недостатков никогда не буду снимать на них постоянно. Ха-ха ) Прошел год.
Сегодня я уже не могу себе объяснить, зачем стоит таскать с собой огромную автофокусную зеркалку, и вообще зачем люди это делают, не являясь работающими профессионалами. Особенно смешно, когда хрупкие девушки вешают на себя полнокадровую тушу с гранатой вроде 24-70, и идут с этим гулять по парку с друзьями.

С М системой я действительно обрел себя, и теперь каждый день у меня на борту одна из М-ок, а зеркалки пылятся на полке дома, лишь радуя глаз. После ручных отпечатков 60*45 с Лейки и 35мм объектива 95-го года даже на 20*30 с Никонов смотришь уже без особой радости. Вспоминаю свою самую первую пленку, которую я отснял на М3 1957го года выпуска, и копеечный разболтанный 50мм Цейсс планар - из 39 кадров брак по фокусу был всего на двух! Про резкость и прочие достоинства я умолчу.

Как человек, крайне въедливый и внимательный к деталям, проникшись, я начал стратно изучать все что мог по камерам серии М, и на сегодня накопил некий опыт, который возможно будет интересен другим людям.

Краткая хронология М-системы(только основные пленочные модели)
М3(1954год)...М2...М4...М4-2...М4-Р...М5...М6...М7...МР(2003)



Грубо можно поделить на две эпохи -
1) М3, М2, М4, М5 - Классика, ручная сборка, максимальное качество.
2) М4-2, М4-Р, М6, М7 - простушки и дуры(M7) - во времена М4-2 и М4-Р дела у Лейки шли из рук вон плохо, а только ближе к концу стали исправляться. Но осадочек остался(с) Модели М6 и М7 продолжили упрощать по материалам, но дозапихав в них электронику, облегчающую жизнь не умеющим снимать.

Самая лучшая камера Leica М - это M3, без вариантов. Такого видоискателя больше не было и нет ни у какой Лейки. После М3 такое ощущение, что все последующие модели начали постепенно удешевлять, упрощать, искать на чем еще можно сэкономить и.т.д. Причем эти упрощения затронули и саму модель М3 еще во время её производства.

Самые шикарные М3 - это последние серии двухвзводных моделей(серийник 800-860ХХХ). Такой плавной работы рычага взвода уже не найти у более поздних одновзводных моделей, есть и другие отличия, например светлый хром(сравните с М2 тех же лет, которые выглядят рядом с М3 замарашками), полированное колесико выдержек(позже стали ставить травленое матовое, выглядит уныло), фиксация задней дверцы в закрытом положении и открытие со щелчком (до сих пор, даже на нынешних МР, крышки болтаются свободно и норовят ударить по пальцам, когда заряжаешь пленку). Коллекционеры почему-то ценят самые поздние камеры с серийным номером за миллион, как по мне - так они не очень интересны, высокую цену объясняет разве что фактор редкости.

Всеми любимая М2 - очень хорошая камера, но после М3 она выглядит как бедная родственница.
Никто почему-то не пишет об этом, но для меня большое отличие - это более длинный и жесткий спуск у М2, такого легкого спуска, как у трешки от нее уже не добиться.
Если вам нужно просто снимать, и тесно это делать только с 50мм объективом - то эта М2 будет безусловно лучше, из-за наличия рамки для 35мм, и чистого незамусоренного информацией видоискателя (в нем только набор 35/50/90мм, вместо постоянно отвлекающих глаз спаренных 28+90/35+135/75+50 у современных моделей. Эстетически, дух фирмы наиболее полно отражен именно в М3, М2 это уже что-то для непривередливых и безжалостных репортеров.

Важнейший поинт за М2,М4,M5 - у них видоискатель с увеличением 0.72, как и у современных моделей, но вот рамки 35 и 50мм намного более точно отображают границы кадра, нежели чем показывают М4Р-М6-М7-МР. Разница примерно как между слайдом в рамке и без.

Ручная сборка камер М-серии на заводе одним мастером закончилась на моделях М4 в хроме. После этого стали использовать метод замены узлов в сборе при возникновении неприятностей, а раньше эти узлы делали с множеством регулировок, и мастер мог подгонкой и настройкой заставить камеру работать как надо, без замены. Для сборки камеры стали требоваться менее обученные и опытные люди.

Еще один важнейший фактор - у М3-М2-М4-М5 никогда не засвечивается пятно дальномера. Ибо в видоискателе стоит специальное зеркало-конденсер, в М3 его еще покрывали золотым напылением, на М2 это делать перестали.
Засветка пятна дальномера - это сильный недостаток М6 и ранних М7, особенно ей страдает видоискатель 0.85.
Это тоже результат экономии на производстве.
Я когда выбирал себе М-ку, не знал об этом "эффекте", и как-то раз пробовал в магазине М6, и за 5 минут случайно поймал этот засвет два раза, и это в почти темном помещении со шторами на окнах. С тех пор к М6 я не подхожу даже близко.

М4-2 - одна из самых простых, надежных, бесхитростных Леек. Несмотря на многие упрощения в конструкции качественная, простая и надежная камера, которую не жалко. Пока не подержал в руках, думал что она сильно хуже одноклассниц. Если нужна недорогая, черная, простая и надежная Лейка - нужно брать её или М4-Р.
М4Р мне нравится чуть меньше - на них уже нет вулканита и рамки стали парными. Не было бы МР - купил бы черную М4-2 не задумываясь.

М5 - очень крутой холодильник. Но большой. Эргономичная, удобно вешается на ремень в вертикальном положении,
много интересных передовых решений. Когда нибудь обязательно куплю в коллекцию.

М6 - её уродства -
1) красная точка с логотипом на передней панели, надо заклеивать как минимум. Любителям пускать пыль в глаза самое то.

2) огромное по диаметру, уродское колесо выдержек, вращается в обратную сторону относительно всех остальных камер М-серии. ЗАЧЕМ?(как пишут граффити артисты на зданиях)

3) с этой модели верхняя крышка корпуса стала делаться из порошкового цинкового сплава, вместо латуни.
Как только через микродефекты в покрытии до цинка добирается кислород, он начинает химически реагировать с ним, выделяя темный налёт, поначалу это выглядит как точки на покрытии, которые ничем не смоешь. Лет через 20 наверное будет сквозная дырка. Про засветку пятна я написал выше, в итоге - М6 меньше всего похожа на нормальную камеру. Единственная нормальная М6 - это серия Millenium - латунь, black paint, гравировки.

М7 - смотри М6, надежность М6 нужно поделить пополам, тогда вы получите результат для М7-й. М7 практически не работает без батареек. За эту камеру есть одно твердое "за" - это самая тихая М-ка - благодаря электронному затвору и замедлителю. М7 часто покупают начинающие, им боязно расставаться с автоматизацией после зеркалок.

Современная МР - это перелом тенденции упрощения и удешевления. Впервые хоть что-то улучшили -
убрали засветку дальномера, видоискатель доработали, он стал светлее и резче, вернули латунный корпус и классическую окраску black paint, вернули гравированные клейма, нормальное колесо выдержек, убрали ред дот с морды, у экспонометра стал шире рабочий диапазон и лучше индикация.

ЧЕСТНО ПРО М9.

Напоследок о грустном - перейдем к цифре.
Опускаю М8, не пользовался, да и кроп ненавижу с детства )

Есть такая невероятная камера - М9. В основном ее владельцы хвалят её безмерно, а вот толковой критики в её адрес вам не найти, уж если и ругают - то по мелочам, или за общеизвестные вещи(шумы после ISO-1600, дурацкий цвет и баланс белого, итд), но это вы и так найдете в любом обзоре.

Я купил б/у девятку как временное решение проблемы -

После пленочных М-камер первое впечатление - М9 это толстый, скользкий и уродливый кусок мыла, который невозможно держать в руках, и невозможно удерживать подолгу наготове, подведя палец под рычаг взвода(его просто нет). Легкий к тому же(непривычно конечно, но это скорее в плюс). Внешний вид только напоминает камеру легендарной М-серии, но конструкция и многие материалы другие. Повсюду много пластика, и это при том, что она стоит на треть дороже МР ! Пришлось отклеивать рэд дот, клеить полосы шершавой скейтбордной ленты под пальцы, чтобы не выскальзывала, причем из-за нагрузки иза полгода она стирается, и пора менять. Получилась практически М9Р - черная, без опознавательных знаков.

Самый потрясающий облом - это затвор. Неубиваемая, рассчитанная на 400-500 тысяч циклов тканевая шторка осталась в прошлом, затвор заимствован от провальной R-серии, а он никогда не славился своей надежностью.
Теперь вместо тихого "сник" вы вознаграждены звуком Щелк-ВЖЖЖЖЖЖЖ, на который иногда оглядываются люди на улице.
Многие, купив девятку, считают что они приобщились к легенде, и что в плане надежности затвора вопросов у них возникать не будет. Эти иллюзии лучше отбросить. Это совсем другая камера и другой уровень надежности. Не верите - спросите Игоря Мухина( у него так встала М8) или наберите в гугле "m9 shutter error" и почитайте, как у людей через месяц после покупки камеры она превращается в бесполезный кирпич. Проблема довольно массовая и хорошо известна в мире.

М9 просто окружена слухами про то, что камера настолько высокотехнологична и требовательна, что объективы, рассчитанные на пленку, лучше перенастраивать под её рабочий отрезок, отсылая их на фабрику для калибровки.
Еще ходят слухи, что якобы некий гражданин объехал всю Москву, пытаясь купить себе 9ку, и из 15 камер нашел только одну с точным дальномером, а остальные были сбиты в той или иной мере прямо с завода. Может быть это так, я не проверял, зато у меня есть информация поинтересней. В М9 они что-то упростили в видоискателе. Причем информацию об этом вы не встретите нигде, но это стопроцентный факт, который легко проверить.

Эксперимент простой: приезжаете в салон Лейки, берете МР и М9. Ставите на них один любой объектив, фокус на бесконечности, и смотрите(засветло) на какую-нибудь антенну на доме вдалеке, поставив на нее пятно дальномера. Антенна сходится, ибо у нас исправные новые камеры и объектив. А теперь фокус(каламбурчик) - перемещайте глаз влево-вправо относительно окуляра. На МР, М3 и любой пленочной Лейке не изменится ничего, а на М9 - ваш фокус на бесконечности будет меняться вместе с перемещением глаза! Поздравляю всех владельцев М9, вы купили камеру за ххх тысяч, в которой кто-то "слегка" доработал дальномер ))
Вот вам и общепринятое мнение, что на М9 он такой же, как на пленочных Лейках, но со слегка уменьшенной кратностью с 0.72 до 0.68. Это далеко не так. Большинство ошибок в фокусировке растут именно отсюда.

Тем не менее М9 это безусловно шедевр инженерной мысли, и файлы с нее выглядят незабываемо.
Что действительно нравится в ней - обалденное внутрикамерное ч/б, причем стерильное и цифровое, но все равно смотрится очень здорово. Пример - Ян Граруп, его прошлогодняя серия про последствия землетрясения на Гаити, получившая Barnack Award 2011 - это чистейший Лейковский new look. Меня год назад он просто поразил.
Лейка для ч/б написала какой-то очень грамотный алгоритм пересчета, и снимая пары raw+jpg приходится потом долго подгонять в различных конвертерах raw к уже пересчитанному в камере jpg, чтобы получить хоть что-то похожее, но без артефактов от экстремального разделения цветовых каналов. Я последний год снимаю на девятку исключительно в ч/б jpg, экспозиция всегда на глаз ручками, так очень удобно учить экспопары не тратя понапрасну пленку, динамический диапазон уже, чем у пленки, и ошибки экспозиции хорошо видны в цифровых "дырках" 255 255 255.
Еще М9 обожает "режимный свет". Я купил её специально для поездки в Норвегию, зная, что если поеду туда с пленкой, то столько рулонов я не унесу, или просто разорюсь покупать и проявлять, а потом еще потрачу пол-жизни на сканирование. Так вот, в Норвегии летом солнце не садится, и режимный свет продолжается с шести вечера до 12 ночи. В этот период Кодаковская матрица девятки давет просто шикарнейшие цвета. В пасмурную погоду лучше цвет на М9 вообще не снимать, он ужасен.

В общем я уже несколько раз порывался продать к такой то матери М9, особенно после неприятного открытия с дальномером, и остаться только на пленке.
Но хорошо она снимает, зараза, и пока не поднялась рука, несмотря на все недостатки.
•••
Previous post Next post
Up