Jan 30, 2011 21:58
Говорят, эсэсэровская фантастика некогда расщепилась на два течения -- "ефремовское" и "стругацкое". Никогда не слышал про "лемовскую" ветвь и нахожу это несколько странным.
Каковы, по-вашему, причины отсутствия отчетливой позднесоветской "лемовской эпигонии"?
Leave a comment
Comments 18
Reply
Reply
Reply
Из всех "трех" ветвей, увы, показать вам ничего достойного в наличии не имею.
Вместе с тем, ваше объяснение отсутствия "отчетвливой позднесоветской лемовской ветви" ("Лем слишком крут, чтобы можно было его повторять") не удовлетворило моего любопытства.
Reply
Во-вторых, Лем всегда придерживался традиционной линии "научно-фантастического мейнстрима". Жизнь идей и теорий ему была интереснее, чем жизнь людей. Стругацким же, как они сами признавались, человек и его психология быстро стали более интересны, чем наука, техника, изучение природы. Ефремову же социальные проблемы с самого начала были интереснее естественнонаучных . Их усилиями и усилиями их последователей произошла гуманизация советской фантастики. А Лем остался там, где он был - один из немногих. Соответственно, подражать ему стало немодно.
Reply
Итак (во-первых), потенциальных преемников "напугала сложность". Разумеется, тут более чем есть с чем согласиться. Однако, помимо этой причины, мне мерещится еще одна, которая куда похлеще -- отсутствие достаточно созревшего "соцзаказа" (превышение некой этапной критической массы социальной зрелости, порождающей "новых титанов"). Не важнее ли этот момент, чем "ничтожность всякой твари пред несравненным гуру".
"Во-вторых" -- Очень интересно про три соответственных акцента: пограничные идеи-теории, человек-психология, социум. И идея про "немодно" порадовала -- думаю, на поверхности перипетий духа того времени ситуация так и выглядела.
Reply
Reply
Reply
к тому же общее настроение у Лема западное. в русской культуре быть внутренне спокойным, сверх-интеллектуальным и ироничным ..не прилично что ли. достоевщина нужна, сопереживание, надлом, неврозы всякие.
Reply
Поздний СССР был весьма культурно-разношерстной формацией, это не совсем "русская культура".
Впрочем, в оправдание, нетарковский "Солярис" та еще достоевщина. У того главгерой натуральную старушку убивает, а здесь искусственную -- и драматизм, по-моему, весьма сравнимо зашкаливает.
Reply
Reply
А были ли на самом деле названные?
Reply
Reply
Leave a comment