Color management, похоже, одна из самых темных вещей для понимания. Такое вот у меня сложилось впечатление за уже довольно много лет, что я слежу за этим сообществом, вопросами и проблемами, поднимаемыми в нем. Причем, пользоваться им пытаются многие, но далеко не у всех получается, даже у тех, кому это надо было бы знать на зубок по долгу службы.
Одно из довольно распространенных заблуждений - использование профиля монитора в попытке избежать проблем с цветом при экспорте файлов без профиля (скажем, для web)... Совсем недавно был у меня спор на эту тему, и я тогда решил, что надо, наконец, написать толковое разъяснение, почему этого делать не надо.
Так вот...
Есть такое понятие как цветовой охват - совокупность всех оттенков цвета, которые могут быть представлены на данном устройстве, или на данном носителе (бумага, например), или в рамках данной абстрактной цветовой модели... Не важно где, но это характеристика, которая говорит нам о том, какие из тех цветов, которые в принципе может видеть человеческий глаз можно в таких-то конкретных условиях увидеть, а какие нельзя.
Вот эта штука называется цветовой диаграммой CIE xy 1931:
Она условно представляет все оттенки цветов, которые теоретически может видеть человеческий глаз. Поддробнее о ней вы можете
почитать тут.
Цветовой охват устройства или чего угодно описывается профилем. Профиль это, условно говоря, такая табличка, где записано, что это устройство может показать, а чего оно не может показать в плане цвета. Вот, скажем, цветовой охват абстрактного цветового профиля sRGB:
Все, что внутри треугольника, может быть отображено при работе с этим профилем, остальное - нет.
Я не зря выделил слово "абстрактного" выше. Дело в том, что sRGB (как и Adobe RGB, ProPhoto RGB) и т.п. - это абстрактные цветовые профили, в противоположность профилям реальных физических устройств. Это означает, что профили эти сделаны из несколько других соображений - не просто для того, чтобы учесть особенности какого-то устройства или носителя. Вот, например, ProPhoto RGB делался специально из расчета потребностей людей работающих с цифровой обработкой фотографий. Для чего делался sRGB - чуть ниже.
А есть профили реальных физических устройств. Например, мониторов. Они получаются не какими-то абстрактными математическими построениями, а измерением характеристик конкретных устройств аппаратными средствами. Вот, скажем, цветовой охват трех конкретных устройств и их соотношение с охватом sRGB:
Желтый - Samsung SyncMaster XL20, синий - Samsung SyncMaster 913N, красный - абстрактный sRGB, цианистый - ноутбук Asus M50S. Треугольнички эти я взял не от балды. Это результаты измерений, сделанные людьми, которым я в этом плане доверяю, в процессе тестирования мониторов. Можете
посмотреть, что и как они меряли.
Как видите, разница весьма значительная. XL20 - новый крутой монитор расширенного цветового охвата, 913N - стандартный по нынешним временам ЖК-монитор и его охват примерно соответствует охвату sRGB (это, кстати, неспроста - чуть ниже к этому вернусь), ну, а ноутбук он и есть ноутбук - хороших в плане цветопередачи матриц туда, увы, не ставят.
Теперь давайте перейдем непосредственно к нашей проблеме.
Допустим, вы крутейший дизайнер и у вас стоит крутейший монитор расширенного цветового охвата, как, например, у Samsung XL20. Только, вот, вы с какого-то перепуга решили поставить в качестве рабочего пространства пресет "Monitor color", ну, или просто ручками - профиль вашего монитора. Это, в принципе, еще полбеды, если вы не забываете перед сохранением вашего великого творчества для какого-то очень крутого сайта конвертировать картинку в sRGB... Но некоторые товариши этого не делают! Мотивация такая: "а зачем это, если у картинки все равно профиля не будет".
Посмотрите внимательно на эти треугольнички наверху. Вот, вы накрутили свою крутую картинку под своим крутым профилем, а потом сохранили ее как есть. И какие цвета увидит пользователь Вася Пупкин со своего домашнего SyncMaster 913N? А какие цвета увидит ваш заказчик со своего ноутбука Asus M50S?
Допустим, обратная ситуация - вы работаете на каком-то убитом мониторе, у которого охват не сильно от ноутбучного отличается (ну, не всем дизайнерам одинаково везет!)... С одной стороны, использование профиля монитора в качестве рабочего не грозит вам опасностью вылезти за рамки цветопередачи других мониторов... Но, зачем вы сами себя в своей работе загоняете в такие рамки? Посмотрите на цветопередачу Asus M50S - там нет ни настояшего синего, ни настоящего красного, ни настоящего зеленого... Есть только синеватый, зеленоватый и красноватый... И в вашей картинке, которую вы делаете будет то же самое. Да, ваш собственный монитор не показывает этих цветов... Но кто-то другой с более хорошим монитором мог бы их увидеть, если бы вы работали в более широком цветовом профиле! Хотя, правильнее было бы, конечно, сменить монитор...
И вот теперь мы поговорим о том, что такое sRGB, и зачем оно надо.
sRGB - это абстрактное цветовое пространство, которое придумали HP и Microsoft в первую очередь для использованиях с мониторами и принтерами обычных пользователей (а не гиков-дизайнеров) и в интернете (для веб-графики). Пространство sRGB специально смоделировано так, чтобы отражать цветовой охват типичного монитора в обычных для типичного дома или офиса условиях освещения. Практически весь софт на данный момент, который не имеет каких-то навороченных систем управления цветом, которые есть у фотошопа, например, отображает все картинки, исходя из предположения, что он работает в пространстве sRGB и, соответственно, расчитывает именно на этот цветовой охват. При этом де факто считается, что если у картинки нет профиля, то ее профилем следует считать профиль sRGB.
Что это все значит. Это значит, что если вы перед сохранением, например, для web вашу картинку конвертнули из вашего рабочего профиля в sRGB (или с самого начала делали ее в sRGB), то вы можете быть уверены, что большая часть заранее неизвестных вам мониторов и программ отобразят цвета вашей картинки более-менее верно. Да, это все работает только до некоторой степени. Например, как можно видеть выше ноутбук Asus M50S никогда эти цвета верно не отобразит. Однако с большинстом мониторов и программ все будет ОК. Что делать? В свое время никто и не думал сразу везде ввести нормальный color management - и во всех программах, и в интернете вообще... Потом пришлось придумать такую затычку, как sRGB. Однако, эта затычка лучше, чем все другое, что вы можете придумать. Например, даже к Asus M50S sRGB гораздо ближе, чем SyncMaster XL20, поэтому будет меньше цветовых искажений даже там...
Кто-то может сказать, что "ну, мой монитор и так примерно sRGB соответствует, поэтому мне даже лень лезть в color settings". В принципе, да. Если соответсвует, то можно профилем монитора пользоваться как заменителем. Но вы уверены насчет цветового охвата своего монитора? Вы его замеряли? Вы его хотя бы откалибровали для начала? 8)
Итого:
1) Если вы работаете исключительно под web и не занимаетесь при этом серьезной цифровой обработкой фото, то ставьте в качестве рабочего sRGB и не парьтесь. Все будет с вашими картинками хорошо.
2) Если вам требуется действительно широкий цветовой охват (полиграфия, фотография), то ставьте в качестве рабочего Adobe RGB (1998) или даже ProPhoto RGB (что еще шире), но не забудьте тогда правильным образом настроить color management и не забывайте про необходимость конвертации в sRGB, если вы отправляете копию картинки куда-то, где нет color management (web, почта заказчика и т.п.). Как правильно все настроить - смотри по ссылкам в конце.
3) Не пользуйтесь профилями реальных устройств в качестве рабочего, если вы не знаете точно, каков их цветовой охват, и чем вам этот охват грозит. Пользуйте, абстрактными профилями и правильно настраивайте color management. Профиль реального устройства должен быть загружен в систему управления цветом вашей операционной системы при калибровке. В Windows это находится по адресу Start - Settings - Control panel - Display - Settings - Advanced - Color management. Вот это место для профиля вашего монитора. И Adobe Gamma или, например,
Quick Monitor Profile загружают его именно туда. И они абсолютно правы. Туда же его поставит и софт аппаратного калибратора.
Ну, допустим, я вас не убедил, и в по-прежнему считаете, что я лох педальный, а вы тут весь в белом стоите красивый... Давайте посмотрим, что по этому поводу думают сами разработчики Adobe Creative Suite...
Кстати! Самое смешное возражение, которое я слышал было таким: "Ну, у Фотошопа даже пресет такой есть - Monitor Color - значит, они предполагают, что пользоваться этим правильно и нужно".
Дружок! Хочешь я расскажу тебе сказку У Фотошопа много всяких пресетов. Он, например, вполне позволит тебе сохранить твою глянцевую рекламу на две полосы в журнале Glamour в JPEG с quality = 10% и 72 dpi и в таком виде отправить ее в типографию. Но ты ведь не станешь так делать, правда? Скажи, что не станешь, а то я расскажу тебе сказку напишу твоему боссу письмо с подробным объяснением, почему он должен тебя немедленно уволить.
Так вот... Вернемся к нашим баранам разрабочикам Creative Suite CS3. Открываем Adobe Bridge. В меню выбираем Edit -> Creative Suite Color Settings и читаем английским по белому:
Из этого, по-моему, абсолютно ясно, для чего разработчики предполагают использовать этот пресет. Они скромно умолчали о том, что для RGB это тоже не очень подходит, потому что в принципе оно подходит. Но все недостатки я выше разъяснил. Решать, что вам надо, только вам самим.
Обещанные ссылки:
Color Management System (CMS) в логике цветовых координатных систем.Photoshop CS3 - Colour ManagementPhotoshop CS2 - Colour ManagementMonitor calibration and gamma Удачного вам color management, синего неба, зеленой травы и красных помидоров!