Прочитал Новый завет. Делюсь впечатлениями

Jan 06, 2025 21:43

Наконец прочитал весь (ну почти) Новый Завет в замечательном переводе Андрея Сергеевича Десницкого. А то я, как и все русские, становлюсь православным на Рождество и Пасху, а вот с матчастью был знаком весьма смутно. Теперь я это исправил.

Что удивило:
1. Все четыре канонических Евангелия очень разные и по стилю изложения, и по образу Иисуса в них.
В Евангелии от Матфея автор упорно пытается натянуть сову на глобус притянуть ветхозаветные пророчества к Иисусу из Назарета., и ему это явно очень важно. Иисус у Матфея гневлив, раздражителен и вспыльчив. Он может и смоковницу проклясть, и ханаанку с собакой сравнить и фарисеям сказать всё, что о них думает.
Это кстати единственное Евангелие, в котором рассказывается об избиении младенцев. Тоже видимо подгонка под ветхозаветные пророчества..

Евангелие от Марка - очень краткое и чёткое. Да, в нём много описываемых событий совпадает с повествованием Матфея, но тональность несколько другая, да и отсылок к Ветхому Завету куда меньше. Зато есть один забавный эпизод, произошедший в трагический момент ареста Иисуса:
А все ученики тогда бросили Его и бежали. Был там подле Него один юноша, завернувшийся в покрывало на голое тело,, а когда его схватили, он оставил у них в руках покрывало и убежал голым.
Переводчик поясняет, что этим юношей был скорее всего сам Марк.
При этом большое впечатление на меня произвёл эпизод воскрешения девочки Иисусом:
И вот они приходят в дом начальника синагоги, и видит Он большой переполох, кругом плачут и кричат. Он входит и говорит:
- Что вы переполошились, что плачете? Ребёнок не умер - уснул.
Ему ответили насмешками - а Он всех прогнал, взял с Собой только отца и мать ребёнка и Своих спутников и вошёл туда, где был ребёнок. Взял ребёнка за руку и говорит ей:
- Талита куми (это переводится как "Девочка, тебе говорю, вставай".
И девочка тотчас встала и пошла. Ей было лет двенадцать. Всче пришли в крайнее изумление. Но Иисус строго приказал, чтобы никто об этом не знал, а девочку велел накормить.
Это посильнее более известного воскрешения Лазаря, на мой взгляд.

Евангелие от Луки в свою очередь самое подробное и документальное. В нём Мария и Иосиф не бегут от злобного Ирода, а пребывают в Вифлием, родной город Иосифа, для участия в римской переписи, которую повелел провести Август. В Евангелиях кстати много отсылок к величию Рима.
У Луки очень много притч. И тоже был эпизод как в какой-нибудь современной комедии, когда назаретянам не понравилась речь Иисуса про "не бывает, чтобы пророка приняли в родных краях":
Все, кто был в синагоге и это слышал, пришоли в негодование, вскочили с мест, схватили Его и потащили прочь из города на край холма, на котором стоял город, чтобы сбросить Его с обрыва. Но Он прошёл между ними и удалился.
В общем, у Луки, на мой взгляд, Иисус - простой парень, несмотря на то, что чудотворец и Бог.

В Евангелии от Иоанна Иисус наиболее пафосный. Что правда не помешало ему назвать самаритянку шлюхой очень-очень интеллигентно:
Отвечал Он ей:
- Ступай, позови своего мужа и с ним возвращайся.
Женщина ответила Ему так:
- Нет у меня мужа.
Говорит ей Иисус:
- Правильно ты говоришь, что нет у тебя мужа. У тебя было пятеро мужей, а кто есть сейчас - тот тебе не муж. Это ты сказала верно!

2. Галилея, родина Иисуса и большинства апостолов, считалась жутчайшим колхозом, эдакая еврейская Кубань.

3. Из Деяний апостолов я почерпнул следующее:
Во всех крупных эллинистических городах того времени были большие еврейские общины. Мне почему-то казалось что евреи рассеялись по миру немного позднее, но нет.
А "проповедь язычникам" - это не хождение к страшным бородатым франкам и готам, а беседы с греками и римлянами. Что у иудеев считалось нешуточным зашкваром, к слову.

4. Из всех Посланий Нового Завета (да в общем-то и из всего НЗ) мне интереснее всего было читать послания апостола Павла. Человека великой веры, непробиваемых убеждений, немного ворчливого, немного мизогина и гомофоба. Ему принадлежит мемное на мой взгляд высказывание: "Вот за что я вас не похвалю...". А так же действовавшая на всех и всегда фраза "Я - гражданин Рима!". Она реально пугала всех тогдашних власть имущих.
Он гордится тем, что зарабатывает на жизнь сам, а не живёт за счёт общины, как Пётр. Что не женат "и не надо" и что претерпел множество побоев и заключений за веру. Из него вышел бы потрясающий попаданец, на мой взгляд.
И этот бывший фарисей произнёс самые красивые и верные слова о любви из всех, что я когда-либо читал:
Любовь терпелива, любовь благожелательна. Она не завидует, не хвалится и не гордится, не бесчинствует, не самоутверждается, не возмущается, не помнит зла, не радуется неправде, но разделяет радость об истине. Всё она переносит, всему верит, на всё надеется и всё терпит.
Любовь никогда не иссякнет, даже если пророчества упразднятся, и языки умолкнут, и знания больше не будет.
....
И пребывают с нами вера, надежда и любовь, трое их, но больше прочих - любовь.

Важное дело, который сделал Павел - доказал необязательность обрезания, тогда, как я понял, это был очень важный вопрос.
А если серьёзно - доказал, что соблюдать Моисеев Закон во всех его мелочах после обретения Нового Завета вовсе не нужно.

Павел - тот исторический деятель, с которым бы я очень хотел поговорить лично.

5. Вот что я не осилил - это Откровения, сиречь Апокалипсис. Там и плоская Земля, и тысячеглазые ангелы, и падающие на Землю звёзды. И вообще - атмосфера позднесоветского мультика - дичь и сплошные непонятки.
Возможно, прочитаю позже, но не факт.

Очень рекомендую к прочтению Новый Завет. Хотя до этого каждый должен дойти сам, конечно. Сам почувствовать необходимость.
Надеюсь, не оскорбил ни чьих чувств, всё сказанное - моё личное восприятие и часть моей личной веры.
Всех с Рождеством!)

Религия

Previous post Next post
Up