May 31, 2008 11:29
Я промолчал и уже идя домой, думал об этом. Вообще, эта ситуация знакома и мнение это тоже хорошо известно. Попробую изложить мнение альтернативное, в том числе на основе собственных наблюдений, многократного опыта написания статей на тему проституции и, следовательно, сбора материала, общения с этими женщинами и т.д..
И начну вот с чего: Как-то я делал большой материал о торговле людьми. По этому вопросу высказывалась часто Елена Мизулина - тогда депутат Госдумы, а сейчас - представитель Госдумы в Конституционном суде, и я решил пообщаться с ней. Мы говорили о сексуальном рабстве и как-то разговор с фактов, цифр, законопроектов и т.д. сошел на вопрос проституции вообще. Я тогда изложил вот тот взгляд, который наиболее популярен, и который я уже передал и которого сам придерживался тогда - не дав себе труда взглянуть в суть вещей, а видя одну внешнюю сторону предмета - о том, что проституция должна быть легализована.
- Начнем с того, что ни одна женщина не согласится заниматься проституцией, если она в трезвом уме и доброй памяти, - сказала на это Мизулина. - Проститутка всегда социально или физически принуждается. Вы спросите у девушки, если она не психически больная - согласилась бы она работать так, если бы имела другие источники дохода в том же размере?
Тут она рассказала несколько случаев, которые были в ее практике на этот счет - об этом я после как-нибудь расскажу, были там интересные ситуации - но все они действительно после некоторого исследования подтверждали ее слова. Впрочем, мы заговорили о другом, но как-то слова эти запомнились мне.
В самом деле - много взглядов на проблему именно с той точки зрения, а вот взглянули ли с точки зрения самой проститутки, спросили ли ее? Не в том смысле спросили, что «не хочешь ли ты работать в помещении вместо улицы, чтобы тебя не били и больше платили» - это много раз спрашивали, а спросили бы: «а хочешь ли ты работать, заниматься этим и посвятить свою жизнь?» Нет, никто не спросил, словно подразумевая, что есть и существуют такие женщины, которые имеют склонность и стремление к этому, и эта склонность вполне здоровая и нормальная, и как будто они не вынуждены или не разложены или не больны - а сами хотели этого, как иные хотят заниматься наукой, другие - делать переводы и писать стихи, а третьи - рожать и воспитывать детей. Кстати, в сами хотели есть одна психологическая тонкость. А именно: те мужчины, которые пользуются этими услугами, для самоутешения говорят себе и другим, что, мол, этим женщинам нравится само это занятие. И приводят примеры, как одна просила остаться его уже бесплатно и т.д. - вообще в подобных рассуждениях это общее место. Но другое дело, если какая-нибудь женщина их круга, особенно из родственников приобретет вдруг привычку к вольному поведению - это никогда также спокойно не принимается, а, напротив, почти всегда называется болезнью, даже порой как-то лечится, посещаются психологи и т.д.. Я знаю массу таких примеров. И те же люди, которые считают такое поведение болезнью у своих, находят его нормальным у чужих, и полагают для себя нормальным пользоваться больным человеком, и не видят в этом факте никакого противоречия.
А ведь проститутка и в самом деле человек больной, надломленный - притом вне зависимости от того принуждена ли она силой к этому занятию или выбрала его самостоятельно. Давайте теперь заглянем немного в ее личность. Начнем вот с чего: мы живем не миллион лет назад и не в обезьяньей стае, где особи свободно скрещиваются между собой. Цивилизация наложила на нас определенные ограничения. Нельзя убивать, резать, воровать и т.д. - все это есть в нас с самого раннего возраста. Тех же, у кого нет этих врожденных убеждений и кто не следует им и не способен приобрести, мы называем сумасшедшими и помещаем в сумасшедшие дома и другие созданные для того заведения. Проституция -- одно из таких табуированных понятий, табуированных ввиду цивилизации, института брака и прочих человеческих достижений. И проститутка, которая идет на это дело, идет против неких общественных устоев. А нормальный, здоровый человек вообще не может идти против коренных устоев общества, то есть не наносных, вроде того, что Дима Билан - лапочка - признаваемых некоторым, пусть и большим числом людей, а врожденных,составляющих его эго - признаваемых всеми и им самим - и признаваемыми, главное, не одним умом, а сердцем. Идти против этого - как колосу идти против серпа - человек надламывается, нравственно уродуется в борьбе с собой, не имея возможности перебороть, убедить себя в собственной правоте. И женщина, ставшая проституткой, рано или поздно погибает как личность во внутренней борьбе, как бы сама себя переламывает. Отсюда и та истеричность, которую каждый, кто общался с этими женщинами, замечал у них. Истеричность на первом этапе - и тупое пьянство, спуск к животному состоянию - тому, к которому человек неизбежно приходит, отказываясь от цивилизации в лице перечисленных общественных устоев, вплоть до получения уже какого-то удовольствия от этого, до какого-то даже иногда извращенного наслаждения унижением - и сифилис и т.д. - на этапе последнем… Они, эти женщины, конечно, как-то пытаются свести все к механическому процессу - некоторые из них не целуются с клиентами и устанавливают для себя еще какие-то подобные правила и т.д. - то есть делают все, чтобы заглушить, уничтожить в этом акте все человеческое, но заканчивается это, повторяю, всегда одним и тем же, рано или поздно.
Некогда таких женщин называли погибшими, про женщину, взявшую желтый билет, говорили: «Она погибла». И знаете, а это ведь верно.
Тут, кстати, замечу, что среди этих женщин есть и еще одна категория - эдакие Сонечки Мармеладовы, то есть пожертвовавшие собой ради ребенка, не имевшие другой возможности прокормить себя и семью, которые идут на это чуть ли не с сознанием благородности своей цели - эти хоть и страдают и ненавидят свое занятие больше других, но внутренне они намного здоровее и лучше тех, изуродованных. Кстати, интересно, если понаблюдать коллектив этих проституток, то можно заметить, что именно к таким Сонечкам тянутся обыкновенно те из женщин, которые пошли сами из-за денег и т.д. Видимо, ищут у них того, чего нет у них самих, что они продали за деньги.
Однако, что ни говори, в нашем обществе как-то уже установилось мнение о том, что проституцию надо легализовать, во всяком случае его чаще услышишь, чем противоположное. Люди, которые предлагают это - я говорю не о случайных, а об убежденных сторонниках этой идеи, не только ничего не находят плохого в купле и продаже человека, но эту продажу считают нормальным, хорошим актом, стремятся возвести его в закон и даже находят подобное возведение гуманным. Для них, вероятно, приятно было бы со своей стороны смотреть на проституцию как на сферу оказания услуг и т.д., нежели как на некое общественное преступление и нарушение моральных норм. Это бы их утешило, избавило от тех уколов совести и здравого смысла, которые они иногда ощущают. Впрочем, такие люди, стоит только заикнуться об обратном, как о ханжестве говорят о любых моральных нормах, которые могли бы ограничить их удовольствия. Вообще, им нравится отрицание морали и общепризнанных ценностей, и они в отрицании морали видят даже что-то оригинальное и новое. «А что в этом плохого?» - спрашивают они обыкновенно, поражаясь своей смелости и удивляясь новизне и прогрессивности своей мысли (в противоположность, конечно, мысли устарелой, из 19-го века, категориями которого современный человек мыслить не должен), и в то же время не замечая собственного оскотинивания. Такие рады и готовы насиловать эти человеческие обрубки.
Также часто пытаются свести эту грандиозную и огромную проблему (у нас в стране сегодня больше 80 тысяч проституток, большинство которых - до 70 процентов - больны различными заболеваниями) на личную тему. И говорят нечто вроде: «Она сама выбрала этот путь» и т.д. Это очень милое рассуждение, в основе которого лежит детская убежденность, что не общество творит человека, а человек делает себя, и нет обстоятельств, из которых нельзя было бы выбраться честным путем - все это, конечно, на основе многодумных наблюдений за собственной жизнью и собственным мирком. Но как-то быстро опровергается это утверждение, если на минуту только предположить, что не все рождаются в одинаковых условиях, не у всех есть деньги, что иногда бывают те безвыходные ситуации, когда женщина одна оказывается в Москве с ребенком и не знает куда податься и находится на грани отчаяния, что есть еще тысячи и тысячи разных ситуаций - то есть если предположить, что вокруг не милый прелестный мирок с пряничными домиками и т.д., а та настоящая бурлящая жизнь, которой все мы живем и в которой случается всякое. И с этой точки зрения уже не скажешь про проститутку «Сама дура». Разве что в том смысле, в котором иные недалекие люди говорят «Сам дурак» о человеке, который вышел поздно вечером за сигаретами и был убит ворами.
«Так что же вы предлагаете?» - спросит кто-нибудь. Я думаю, надо не разрешать проституцию, а бороться с ней. В перспективе - устранять социальные причины, а сейчас - в качестве срочных мер - поставить законодательные, пропагандистские и иные барьеры на пути этого явления. А легализация - способ не решить проблему, а завуалировать ее, покрасить гнилые бревна масляной краской. Блестеть-то будет, да избу из них не сложишь. А если по этому предлагаемому пути идти - то есть не бороться с проблемой, а смиряться перед ее лицом - мол, мы победить все равно не можем, так давайте по возможности уменьшим вред - то надо, например, легализовать и продажу наркотиков - тоже деньги не будут уходить в криминал на финансирование бандитов, и людей меньше погибнет от некачественных препаратов и т.д. А также легализовать коррупцию, даже заказные убийства и т.д.