На метафорах построены учебные истории Эриксона. Ранее встречалась мысль, что легче человека чему-то обучить, рассказав ему историю и попасть в "в цвет". Но не все могут откликнуться на метафоры, поскольку понимание может отличаться. А если понимать не так, как все, то это же о чем-то говорит?
Да! у Милтона Эриксона много-много-много метафор :)
Для качественного обучения одной метафоры, я считаю, недостаточно. Когда я училась на тренерском курсе у Андрея Плигина, там говорили что тренер должен уметь дать 3 типа определения: Атрибутивное - где это встречается Функциональное - что оно делает Структурное - как оно устроено
Кроме этого еще дать примеры, можно дать метафору в качестве яркой иллюстрации и конечно дать человеку самому всё попробовать и отработать :)
А насчет понимания метафор - конечно, каждый понимает их по-своему, а иные метафоры и вовсе не понимает. Это может говорить о том, что жизненный опыт человека не подходит под конкретно эту метафору. Или что стиль мышления у него такой, что ему в принципе трудно с метафорами, и лучше говорить прямо.
Люди с образным мышлением хорошо понимают метафоры. А если еще помочь с иллюстрацией, то есть подать идею метафоры, фантазия все достроит). Логикам больше нужно напрягаться. Но в оригинальности своих метафор даже могут превосходить.
о, вот про логиков - я сразу вспомнила Дэвида Гордона и его книгу "Терапевтические метафоры". Там как раз и очень логично, и метафоры настолько навороченные, что я даже не знаю как такое придумать можно :)
Мне нравятся метафоры, но я их воспринимаю как развлечение - из-за их ограничений; ценю их за то, что в них можно найти интересную модель, сходство с чем-то… это увлекает, но при погружении в метафору я начинаю сожалеть, что сходство неполное, не учитывает вот этого, вот этого и ещё вот этого… - и на каком-то таком моменте я обычно метафору оставляю и возвращаюсь в реальность; у меня сопротивление к фрагментации и требование чего-то абсолютного, запрос на индивидуальное, - всё это и возвращает меня обратно к себе. Тем не менее несколько сказкотерапевтических статей мне не так давно очень понравились, интересный разбор психологических моделей, местами возникало узнавание.
да, сходство метафоры не может быть совсем полным, на то она и метафора :)) Я эту мысль вспоминаю и озвучиваю, когда мне кто-то с помощью аналогии/метафоры пытается доказать свою мысль, чуждую мне :)
Про сказкотерапию - да, очень люблю это направление!
День добрый! Да! Хотим или нет, а метафорами пронизана вся человеческая жизнь.
James Geary (у него есть выступление на TED) подчеркивает: "Метафоры важны, они постоянно окружают нас; всегда. Метафоры важны, и их нельзя игнорировать потому, что они предуготовляют ожидания... Метафора -- это важно: она открывает двери в новое.” (Metaphor matters because it's around us every day, all the time. Metaphor matters because it creates expectations...Metaphor matters because it opens the door to discovery.)
Говорят, ассоциативный метафорический поток человека -- “шесть метафор в минуту”! Каждый из нас постоянно воспринимает и самостоятельно создает их. И при это называем себя “нетворческими”? :) Конечно, метафоры из первого ряда ассоциаций будут казаться слишком простыми, но они точны, понятны и правдивы. Метафоры и сравнения, построенные на следующих уровнях ассоциации -- лучше запоминаются, они неожиданны, но откликаются не всем и не всегда понятны.
Мне больше по душе метафоры-визуализации, а одна из любимых “волшебный ковер”:
В обсчете “метафор", если не ошибаюсь, учитывали и переносные смыслы, и устоявшиеся выражения, и сравнения разного уровня, т.е. все, что так или иначе связано с метафоричностью и развитием метафор. Фактически этот ежеминутный поток складывается из метафор разной степени сравнения и обобщения. Вообще метафоричность чрезвычайно многогранный феномен, что понятно и близко одним, совершенно сливается с фоном и проходит мимо для других
( ... )
Comments 16
На метафорах построены учебные истории Эриксона. Ранее встречалась мысль, что легче человека чему-то обучить, рассказав ему историю и попасть в "в цвет". Но не все могут откликнуться на метафоры, поскольку понимание может отличаться. А если понимать не так, как все, то это же о чем-то говорит?
Reply
Для качественного обучения одной метафоры, я считаю, недостаточно.
Когда я училась на тренерском курсе у Андрея Плигина, там говорили что тренер должен уметь дать 3 типа определения:
Атрибутивное - где это встречается
Функциональное - что оно делает
Структурное - как оно устроено
Кроме этого еще дать примеры,
можно дать метафору в качестве яркой иллюстрации
и конечно дать человеку самому всё попробовать и отработать :)
А насчет понимания метафор - конечно, каждый понимает их по-своему, а иные метафоры и вовсе не понимает.
Это может говорить о том, что жизненный опыт человека не подходит под конкретно эту метафору. Или что стиль мышления у него такой, что ему в принципе трудно с метафорами, и лучше говорить прямо.
Reply
Люди с образным мышлением хорошо понимают метафоры. А если еще помочь с иллюстрацией, то есть подать идею метафоры, фантазия все достроит). Логикам больше нужно напрягаться. Но в оригинальности своих метафор даже могут превосходить.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Тем не менее несколько сказкотерапевтических статей мне не так давно очень понравились, интересный разбор психологических моделей, местами возникало узнавание.
Reply
Про сказкотерапию - да, очень люблю это направление!
Reply
Reply
Да! Хотим или нет, а метафорами пронизана вся человеческая жизнь.
James Geary (у него есть выступление на TED) подчеркивает: "Метафоры важны, они постоянно окружают нас; всегда. Метафоры важны, и их нельзя игнорировать потому, что они предуготовляют ожидания... Метафора -- это важно: она открывает двери в новое.” (Metaphor matters because it's around us every day, all the time. Metaphor matters because it creates expectations...Metaphor matters because it opens the door to discovery.)
Говорят, ассоциативный метафорический поток человека -- “шесть метафор в минуту”! Каждый из нас постоянно воспринимает и самостоятельно создает их. И при это называем себя “нетворческими”? :)
Конечно, метафоры из первого ряда ассоциаций будут казаться слишком простыми, но они точны, понятны и правдивы. Метафоры и сравнения, построенные на следующих уровнях ассоциации -- лучше запоминаются, они неожиданны, но откликаются не всем и не всегда понятны.
Мне больше по душе метафоры-визуализации, а одна из любимых “волшебный ковер”:
А ( ... )
Reply
Волшебный ковер - завораживающе! А за счет чего он так перемещается? Там вентиляторы вокруг?
и ведь каждый увидит в этом танце что-то своё...
Про кувшин притча очень красивая, спасибо Вам за нее, я ее не знала!
Reply
Reply
метафоры помогают мне быстро и относительно кратко выразить что-то сложное.
Reply
Reply
Leave a comment