Философия и высшая математика - с пелёнок!

Nov 07, 2010 21:49

Раннее обучение, обучение с пелёнок, обучение всему и сразу. И даже ещё вот такое: "обучение ребёнка, развивающегося в утробе матери". К чему это всё приводит? Почему так тщательно скрываются результаты экспериментов над детьми, проведённых и у нас в стране, и за рубежом? Почему это направление в прикладной психологии и педагогике сейчас столь модно? И пользуется повышенным спросом у родителей всё больше и больше? Ошибаюсь ли я, считая, что психологическое сообщество недостаточно внимания уделяет этой теме? Что тема эта в науке, не смотря на острую актуальность, практически не разрабатывается? Что кроме советов, основанных на собственном житейском и профессиональном опыте, психологу, консультирующему родителей, практически не на что больше сослаться как на источник, свидетельствующий о глубоких трагических последствиях такого "научного" подхода и отношения к ребёнку?

Когда я был совсем молодым студентом, ещё в педучилище, на "методике обучения музыке в школе" мы разучили странную детскую песенку, которая меня сильно тогда озадачила. Как можно было её преподать детям, если её смысл в то время до самого меня не доходил, совсем никак?.. Да и сейчас я толком не знаю, полностью и адекватно ли я трактую этот смысл. А он, похоже, какой-то чисто философский. Так я во время практики её и не решился начать разучивать с детьми. И слава богу.

Меня интересует Ваша философская или же житейская трактовка этой песенки. Кстати, мотивчик у неё довольно пошленький. Скажу как несостоявшийся в прошлом музыкант, по своему интонационному строю он напоминает один т.н. музыкальный матерок, который переводится вполне конкретно. Но это действительно песня из предлагаемого материала для разучивания с детьми в школе (насколько сейчас помню, кажется, 5 класс; к сожалению, не запомнил её авторов) по программе Д.Кабалевского. Кого заинтриговал - к делу...

Раньше мой дедушка старенький
Тоже был мальчиком маленьким.
В шутку ему захотелось
Стареньким стать, и тогда

Он выбрал волшебное время ,
Пришёл на волшебное место ,
Сказал там волшебное слово -
И стала расти борода .

Хочет мой дедушка старенький
Стать снова мальчиком маленьким.
Бегать в пятнашки со всеми
И на заборы влезать.

Но он позабыл это время ,
Но он позабыл это место ,
Не вспомнит никак это слово ,
Которое нужно сказать !




Кто-то (совершенно справедливо!) заметит, что какая же здесь "философия с пелёнок"? Ну, конечно, пятиклассники - это не младенцы и кое-что они могли бы понять, даже мораль какую-нибудь отсюда вывести. Будет ли им при этом интересно, это большой вопрос.

А вот, если хотите, пример самой настоящей философии, с самых что ни на есть пелёнок. Честно говоря, когда я впервые столкнулся с этим, то подумал, что это нонсенс, что никакого развития ни эта тема, ни тем более этот эксперимент иметь не будет. Напрасно! Сейчас массу материалов на эту тему, массу инвариантов можно найти в жизни. Увы!..

Передо мной лежит книжка, выпущенная в 1995 г. Сибирским Рериховским Обществом, "Дети и Живая Этика". В книгу вошли доклады и выступления педагогов, воспитателей, врачей.

В том числе, вступительное слово одного из духовных лидеров Рериховского Общества того времени Натальи Спириной, которая, в частности, заявила: "Год назад мы положили начало небывалому делу - преподаванию Живой Этики детям. (...) "Труд радостный является успешным в несколько раз" (Агни Йога. № 572). Это относится и к труду преподавания Живой Этики детям ЛЮБОГО ВОЗРАСТА И В ЛЮБОЙ ФОРМЕ. Это - благословенный труд."

А вот уже выдержки из выступления одного из педагогов-практиков, Л.А.Толстихиной, откликнувшейся на призыв, и принявшей участие в предлагаемом эксперименте (в форме лонгэтюдного исследования, долгого по времени психологического эксперимента, проводимого на одном или нескольких людях), включив в это дело... собственного сына:

"Всем хорошо известно, как важны для образования и воспитания первые годы жизни ребёнка. То, что заложат в ребёнке родители в его первые годы, останется с ним на всю жизнь, и переделать позже этот фундамент почти невозможно. Вот почему важно в начале жизни посеять самые лучшие зёрна.
Вы знаете из Учения, а кто-то уже из своего опыта, что малыш легко и естественно принимает и понимает рассказ о Сердце, об Общине, об Иерархии, о Владыке, об основных законах Космоса, о Мирах Тонком и Огненном, о Новом Мире. Эти высокие понятия очень важно дать в первые годы, чтобы не опоздать. "После семи лет уже многое потеряно" (Община, 2-Х-4).
Всё, что получает малыш от своих родителей, а в этом возрасте заниматься с ребёнком могут только родители, он принимает очень легко, и это остаётся с ним как основа на всю жизнь. Вот почему важно не упустить это время, чтобы дать Основы. Это будут основы нравственности, основы мировоззрения, основы отношения к миру и взаимоотношений с людьми.
Своему сыну я стала понемногу рассказывать о том, что узнала из Учения, когда ему было 1,5 - 2 года. Специальных занятий я с ним не проводила, просто делилась с ним, когда у меня возникала такая потребность или был повод. Я рассказывала ему всё как есть, не по-детски, не в сказочной форме, только простыми словами. Я уверяю вас, он принимал это очень легко, как всю самую обычную информацию, которую получает маленький ребёнок от родителей. Такие беседы были довольно редкими, но тем не менее сейчас, когда сыну пять лет, он знает уже всё основное: он знает о перевоплощениях и о Карме, о существовании Иерархии и Братства, о Сердце и о действии мысли (иногда пытается практиковать) и немногое другое. Всё это он узнал наряду с обычной информацией о мире, и даже не догадывается пока, что не всем взрослым известно то, что уже знает он. Сейчас я читаю Грани Агни-Йоги, и когда встречаю места, которые считаю возможным доступно объяснить сыну, и у меня возникает такая потребность, мы разговариваем с ним об этом. Так недавно он узнал о накоплении Сокровища Камня. И теперь иногда занимается собиранием кристаллов воли. Совсем недавно я ему рассказала о том, как хитро действуют тёмные, как они навязывают людям плохие мысли, стараются поссорить людей и испортить им настроение. Теперь, когда случаются капризы, я только намекаю ему, и он догадывается, откуда взялись у него эти мысли и отыскивает свои собственные, которые оказываются гораздо лучше.
Рассказывать малышу о самом главном можно начинать с рождения. Даже если он не поймёт пока слов, он всё же точно уловит интонации голоса и мамино отношение к этим вопросам.
Период от рождения до одного года необычайно важен для всей последующей жизни. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, по нравственным качествам, в большой степени зависит от этого периода.
Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и к людям оставляет неизгладимый след на всём дальнейшем поведении и образе мыслей человека. (...)
Ведь то, что воспитывается мамой в первые дни и месяцы жизни естественно и непринуждённо, в ходе повседневного общения, в более позднем возрасте требует огромных усилий педагогов и родителей - и будут ли ещё успешны эти усилия?
Науки психология и педагогика учили раньше разным "хитростям", как бы извернуться и обойти природу. Но теперь они всё больше разворачиваются к естественному подходу, всё больше стараются постигнуть природу взаимоотношений матери и ребёнка и у этой природы поучиться, чтобы естественным ненасильственным путём развить в ребёнке его безграничные потенциальные возможности. (...)"

Вполне естественно, что никто из нас, вероятнее всего, никогда не узнает о результатах этого чудовищного эксперимента, проведённого Сибирским Рериховским Обществом. Т.к. сами мамы и педагоги, активные его участники, и тем более организаторы и вдохновители, получив ужасные результаты, ничего и никому не рассказывают. А ведь всем нам было бы весьма полезно узнать эти результаты как один из ярчайших примеров того, что делает с психикой здорового ребёнка раннее и преждевременное обучение.
А тем временем, не зная об этих результатах, другие мамаши, другие духовные лидеры раннего развития и обучения всему и с пелёнок в массовом порядке продолжают свои эксперименты над детьми. И за это теперь даже деньги берут немалые, т.к. социальный заказ от общества, как это не покажется странным, в этом отношении сильно подрос...

Куды бечь от этого? Как уберечь своих детей?..




Комментарии к этому посту в сообществе doshkolnik_psy:

alena_73 6 Ноя, 2010 01:46 (местное)
Дмитрий, а что не так с этой песней. перечитала три раза, но честно, никакой особой философии не вижу. Может не там смотрю? )))

dz0rin 6 Ноя, 2010 01:56 (местное)
трудности в понимании
Трудность в том, что понимать за словами: "волшебное время", "волшебное место" и "волшебное слово". Что бы это значило? Что подразумевается под этими загадочными вещами? Или просто - сказочка такая? (Довольно дурацкая сказочка получается, если понимать буквально, правда?..)

alena_73 6 Ноя, 2010 01:58 (местное)
Re: трудности в понимании
Так ну, естественно, и место, и время, и слово волшебные. А как бы иначе мальчик смог превратиться в дедушку? )))
Может мораль - не торопи события, всему свое время?

dz0rin 6 Ноя, 2010 02:16 (местное)
Re: трудности в понимании
Ну да, это понятно, что мораль такова. Только ведь для детей 5 класса такая мораль на вряд ли глубоко понятна будет. Слишком маленький ещё жизненный опыт. Другое дело, что сами взрослые не должны бы создавать подобные условия, в которых детям приходилось бы пытаться, опережая события собственной жизни, что-то там делать не в своё время...
А вот с философской, уже взрослой точки зрения если смотреть (если не рассматривать текст как чисто "детский"), если глубже копать? Если все эти метафоры, да попытаться расшифровать? Вспомнить подобные из литературных произведений, например Бороду Черномора из сказки А.Пушкина "Руслан и Людмила"...

dz0rin 6 Ноя, 2010 04:18 (местное)
Re: трудности в понимании
Оля, я решил кое-что дописать в своей заметке, т.к. благодаря Вам понял, что выразил в ней, не понятно что. И получилось целое эссе. Вот только что закончил. Если будет желание, прочтите. Кажется, мы уже говорили на эту тему раньше...

as_sejida 6 Ноя, 2010 07:48 (местное)
Наверное, я безнадежно отсталая, но ничего крамольного в песне не увидела.
Ребенок в ней увидит только интригу - волшебное, волшебное и атрибут взрослости - борода.
Взрослый вздохнет с ностальгией - да, классно на заборы влезать. И то, что мы что-то теряем, забываем, что у нас было в детстве. Тут можно домысливать - ощущение беззаботности, легкости и счастья. Что в мире все справедливо, что тебя все любят и т.д.

dz0rin 6 Ноя, 2010 15:12 (местное)
Песня-то мне самому нравится. Правда, лет с 25 только, когда понял её смысл более глубоко... А в училище отвращение вызвала, стойкое. Особенно, мотивчик оттолкнул, который вокруг 3-х ноток крутится: туда-сюда, туда-сюда, от начала до конца, из конца-в конец... А по методике преподавания музыки в школе преподавательница учила глубоко в образную сторону стремиться проникнуть (хотя бы самому, не говоря уж о детях!) - не только слов, но и музыки... И только всё вместе создаёт художественный образ. Получается синтез ужа и ежа...

chi_bis 6 Ноя, 2010 09:16 (местное)
Волшебное место, время и слово - это будто бы из сказки.
Например: приходи в воскресенье перед рассветом на третий холм у реки, повернись на восток, и как только появится над горизонтом первый солнечный луч - скажи волшебное слово "борода".
Придёшь в другой день, перепутаешь холм или забудешь слово - ничего не выйдет :) А записывать нельзя - тогда обряд потеряет силу, всё нужно держать в голове :)
Целое приключение получается. Место, время и слово можно придумывать.

dz0rin 6 Ноя, 2010 15:42 (местное)
Наташа, в том то и дело, что ничего не надо придумывать, и сказка пришла уже почти что в каждый дом. И есть настоящие волшебники на свете, которые знают и место, и время, и слова, которые нужно говорить ребёнку, чтобы из него вырос Карла с огромной Бородищей... (Я-то с ними сталкиваюсь периодически, т.к. сам работаю дефектологом и довольно много общаюсь по своей работе с клиническими психологами и психиатрами...) Ниже текста стихотворения - откровения как раз таких волшебствующих (уже во взрослом состоянии и с длиннющей бородой) тётенек, которые целенаправленно делают из здоровых детей уродцев-карликов. Волшебники, о которых ещё А.С.Пушкин, будучи выпускником-лицеистом, писал в своей поэме "Руслан и Людмила":

Я каждый день, восстав от сна,
Благодарю сердечно бога
За то, тчо в наши времена
Волшебников не так уж много.
К тому же - честь и слава им! -
Женитьбы наши безопасны...
Их замыслы не так ужасны
Мужьям, девицам молодым.
Но есть волшебники другие,
Которых ненавижу я:
Улыбка, очи голубые
И голос милый - о друзья!
Не верьте им: они лукавы!
Страшитесь, подражая мне,
Их упоительной отравы
И почивайте в тишине.

Да, Вы правы! Ведь и записать невозможно ребёнку в этом возрасте ничего, чтобы потом вернуться и проанализировать ситуацию критически. Ему нечем записать это событие ("ненасильственного" скрючивания собственного сознания в бараний рог - зато без какой бы то ни было физической боли, каково!..) даже в памяти. Информация остаётся на всю жизнь в подсознании. И действует оттуда исподволь. Осознана она быть уже не может. Ни-ког-да!..

puhmelyator 6 Ноя, 2010 12:18 (местное)
у меня стишок вызвал такую ассоциацию: если бы молодость знала (в данном случае, что старый может забыть), если бы старость могла (в данном случае вспомнить или изменить прошлое)
но, видимо, к этому стихотворению должны быть какие-то пояснения, мне кажется для детей 5 класса это очень трудно проассоциировать самостоятельно.
"волшебное время, волшебное место" это просто короткий поэтический образ, думаю, чтобы не развивать особо описание как в "Горячий камень", по-моему.
то есть автор сделал акцент на конкретном событии, но не на сопутствующих обстоятельствах, есть некое место, оно - волшебное, подробности не важны, важно событие.
мне думется так.

что касается преждевременных знаний, а тем более веры, поверий, предрассудков, навязываемых детям в том возрасте, когда они ещё элементарных вещей не узнали, таких как: смена времён года, и отчего утка плавает :) это - катастрофа для детского представления о мироустройстве, а дальше и для общества (моя больная тема), я так думаю.

dz0rin 6 Ноя, 2010 15:54 (местное)
Дмитрий, спасибо! Для меня это тоже очень "больная тема". В связи с тем, что занимаюсь с детьми, в т.ч. страдающими и различными формами дидактогений (психических травм, полученных в результате обучения, не понимающего и игнорирующего истинные потребности ребёнка)... Песенка лишь раскрывает механизм действия на ребёнка любой информации извне, которая даётся сверх того, что организм и мозг способны по-настоящему "переварить"-осмыслить...
Previous post Next post
Up