ЦАП/АЦП: теория, практика, холивары.

Dec 10, 2024 13:19

Ввязался в очередной раз в очередном месте в очередной аудиофильский спор на тему "живой аналог и сухая цифра", "аппаратный синтезатор и софтовый синтезатор", и вот это вот всё ( Read more... )

Leave a comment

Comments 19

avla December 10 2024, 06:48:37 UTC
This business is filled to the brim with unrealistic motherfuckers...

Reply


mikell December 10 2024, 07:09:32 UTC
https://ru.wikipedia.org/wiki/DSD

Вот эту штуку применяют для воспроизведения с CD, то есть не в сквозном тракте - уже лет 20.

Reply

kray_zemli December 10 2024, 07:41:26 UTC

ardelfi December 10 2024, 07:15:41 UTC
Если правильно понял вопрос, сложную версию ответа могут написать старшие товарищи, а я напишу простую.
1. Pulse-density modulation (PDM)
2. Сверхдискретизация (многократное превышение частоты дискретизации над максимальной звуковой даёт в результате больше годных битов)
3. Noise shaping (гениальная математика, ничего делать не нужно)
4. Простой ФНЧ на выходе даёт чистый звук, в том числе в CDDA.
Почему исторически сложилась склонность использовать любые модуляции кроме наилучшей в этом деле - тоже вопрос к старшим товарищам.

Reply

kray_zemli December 10 2024, 07:39:08 UTC

Ну, я в курсе, что в большинстве ЦАП и АЦП нынче сигма-дельта. На носитель-то можно записать всё что угодно, даже такую мешанину бит. Но, насколько я знаю, в большинстве случаев DSD с АЦП так или иначе фильтруют тем или иным (каким? есть индустриальные стандарты?) суррогатом sinc и выдают PCM сигнал. И то же самое при обратном преобразовании - берут PCM сигнал, апсемплят его каким-то образом в эти 64 или сколько там раза и делают из него снова DSD. То есть, если нужна не мешанина бит, а что-то осмысленное, то все проблемы остаются.

Но даже, допустим, мы всю промежуточную обработку решились делать над DSD сигналом. Хотя... как, чёрт побери, это сделать? Например, хотим мы дисторшена резануть.

Опять же, там разные порядки фильтра в шейпинге задействованы. Вменяемый результат получается, судя по картинкам, начиная с третьего порядка. И если мы всё же взялись работать с DSD напрямую, то можем ли считать каждый отсчёт хотя бы локализованным (чтобы хотя бы накатить ADSR и LFO не ломая голову)? Или опять полезут грабли с искажениями?

А может ( ... )

Reply

ardelfi December 10 2024, 07:59:47 UTC
Может быть интересно по теме: Mixing in pure DSD
https://www.youtube.com/watch?v=Pr0_KCnISmc

Reply

kray_zemli December 10 2024, 08:14:18 UTC

Превратить DSD в почти-PCM, смешать, превратить назад в DSD. Вот и весь принцип, о котором рассказывает дед.

Reply


aso December 10 2024, 07:38:12 UTC

... )

Reply


masterspammer December 10 2024, 08:18:12 UTC
>>> для небольшой частоты дискретизации (8 КГц), то появляется характерный окрас ("звон")
Если говорить не о теории, а о практике (пример - оцифрованные крики в DOOM2 и т.д.), то это отражение спектра выше (половины) частоты дискретизации - фильтра-то там нет на эти частоты - одна схема и для 8кГц и для 44.

Reply

kray_zemli December 10 2024, 09:32:12 UTC

Не, не тот резкий скрежет плохих ресэмплеров (когда-то других и не было). Другой... не знаю как объяснить.

Но если тупо воспроизвести sinc небольшой частоты (1 кГц), будет чётко слышно, что отфильтрованный таким образом дельта-импульс - уже никакой не резкий щелчок, он с плавным нарастанием, нехарактерным для резких звуков. На 8 кГц эффект уже не такой очевидный, но есть.

Reply

masterspammer December 10 2024, 09:33:47 UTC
Там, кстати, никаких ресемплеров не было :-(

Reply

kray_zemli December 10 2024, 09:35:31 UTC

Ну как же не было, когда сплошной nearest-neighbor всюду в ходу был. Зато... ОФИГЕТЬ, ЗВУК!!! ИЗ КОМПА!!! И даже высоту можно поменять! И даже .MOD-ы 4-канальные через Covox слушать!

Reply


Leave a comment

Up