Хорошая новость для жителей Москвы и Владимирской и Нижегородской областей - возобновил курсирование поезд N117/118 Нижний Новгород-Москва, отмененный в августе 2010 года, чтобы не составлять конкуренцию "Сапсану".
Поезд курсирует по своему прежнему расписанию, отправляется из Нижнего Новгорода в 16.15 и прибывает в Москву в 22.43 по средам, пятницам и воскресеньям, а в обратную сторону уходит из Москвы в 0.55 и прибывает в Нижний Новгород в 8.13 по понедельникам, четвергам и субботам. Этот поезд очень важен тем, что идет в сторону Москвы в дневное время, делает остановки в Дзержинске, Вязниках, Коврове и Владимире, является нефирменным и имеет в составе сидячие вагоны. Так, стоимость проезда из Нижнего Новгорода в Москву в сидячем вагоне составляет 329 руб, а из Владимира в Москву 231 руб (это единый общесетевой тариф для проезда в сидячих вагонах РЖД, утвержденный Федеральной Службой по Тарифам).
Несмотря на большое число достаточно крупных городов на нижегородской линии и высокие пассажиропотоки, железнодорожная связь между ними крайне неудобна. Дневные поезда с сидячими вагонами и удобными расписаниями, которые составляют основу ж-д сообщения на подобных линиях в Европе, здесь практически отсутствуют, в связи с чем пассажиры активно пользуются автотранспортом, несмотря на перегруженность трассы М7 ближнем Подмосковье. С запуском скоростного движения ситуация на этом направлении еще более усугубилась, поскольку были отменены дневные поезда N117/118 и "Буревестник-1", а тариф на оставшийся "Буревестник" после присвоения ему статуса "скоростной" и сокращения времени пути до 4ч 40мин (напомню, что за это время поезд ходил еще 2 года назад, причем в графике была заложена 15-минутная стоянка на смену локомотива во Владимире, а на период реконструкции время хода было увеличено) был поднят почти в 1,5 раза. Это вызвало негативную реакцию многих пассажиров и значительное число людей отказались от услуг железнодорожного транспорта. Так, поезд "Буревестник-2", ходивший ранее составностью 17 вагонов и заполнявшийся практически всегда на 100%, после ускорения и подорожания потерял значительную часть своих клиентов и был укорочен на несколько вагонов.
Поезд N117/118 после отмены несколько раз назначался в качестве дополнительного по праздникам. На прошлой неделе он возобновил курсирование, уже сделал 3 пары рейсов и, несмотря на слабое освещение новости в СМИ, показал хорошую востребованность в направлении Москвы (т.е дневной рейс) - практически все из 700 с лишним мест в составе были раскуплены. В направлении Нижнего Новгорода популярность пока не очень велика, поскольку ночных поездов на этом участке достаточно, а для большинства промежуточных остановок ночной график неудобен.
С конца апреля поезд N117/118 будет переведен в ежедневное курсирование и проходит в таком режиме до введения нового графика в начале лета. К сожалению, в новом графике этот поезд не заложен и вроде бы даже не будет существовать его нитка. Но всё же есть надежда, что если поезд будет хорошо востребован и при этом сильно не снизится населенность "Сапсанов" и фирменных поездов, то в будущем вопрос о бюджетной альтернативе на железной дороге будет как-то решен.
Очень не хватает подобного поезда на ленинградском направлении, где с запуском "Сапсанов" были отменены популярные дневные поезда "Юность", электропоезд-экспресс повышенной комфортности N813/814, а позже и электропоезд-экспресс Москва-Бологое. Также были рассогласованы расписания стыковочных электричек на пересадочных станциях, а часть важных электричек отменена из-за изменения времени дневного технологического перерыва и неспособности департамента управления движением РЖД увязать их с расписанием "Сапсанов". В результате перемещение из Москвы до населенных пунктов линии Москва-Петербург по железной дороге любыми способами, кроме "Сапсанов", стало максимально неудобным, также стало невозможно попасть в Санкт-Петербург во второй половине дня. Поскольку тарифы в "Сапсанах" в 4-6 раз дороже, чем в сидячих вагонах поездов дальнего следования, и даже значительно выше тарифа в нефирменном купе, то уничтожение доступной альтернативы вызвало сильную критику госмонополии.