Всем доброго здравия! Я живу в старинном городе Львове, люблю его историю и архитектуру, работаю экскурсоводом. И вот захотелось мне поделиться с участниками сообщества стимовской частью родного города, ведь Львов в эпоху пара был частью развитой Австрийской империи, более того - столицей её автономного королевства Галиции и Людомерии. И имперские достижения всё ещё украшают наш город.
Начну, пожалуй, с
железнодорожного вокзала.
Это сооружение называют одним из красивейших в Европе, построили вокзал в 1903 году к приезду австрийского кайзера Франца Йосифа Второго. Здание встроено в стиле модерн и выглядело настолько красивым и ярким символом прогресса, что уже в те времена его называли дворцом. Но самой интерессной его частью (по крайней мере для нас с вами) является уникальный для Украины стеклянный дебаркадер, выполненый в виде двух арочных ангаров из чугунной стали. Вот несколько фото:
Дебаркадер
Такого рода дебаркадер в нашей стране единственный. Раньше подобные строения считались вульгарными и ужасно некрасивыми и чугунные перекрытия и конструкции маскировали кирпичём. Только после возведения в Париже Эйфелевой башни ажурные металические вонструкции приглянулись обывателям и стали считаться символом новой промышленной эпохи.
Старая открытка, вид на дебаркадер и здание вокзала
Ещё одна открытка, старое фото
Ещё одна открытка, с видом на фасад вокзала и марки с портретом дедушки Кайзера.
Открытка с интерьером
Фасад вокзала богато украшен лепниной, фигуры мужчины и женщины держат герб Львова, под ними на вершине арки маскарон в виде головы Меркурия в крылатом шлеме, на крыльях фасада в нищах стоят две фигуры. Справа Женщина в лодке, с весами в руках, весло в её руке оплели змея, превращая его в кадуцей - жезл Меркурия. Это воплощение торговли и путешествий, которые приносит железная дорога. Справа мужчина, опирающийся на наковальню, у его ног шестерёнка и паровозный каток, а в руках молот и клещи. Это символ метало обработки, без которой железная дорога немыслима.
Ярким символом этой самой метало обработки является дополнение, украсившее наш вокзал в честь его столетия. это копия знаменитой Пальмы Мерцалова
Стальнаяя пальма, выкованая из единого железнодорожного рельса Мерцаловым, кузнецом Юзовскорго завода в Донецке в 1900 году получила гран-при на всемирной выставке в Париже. Дерево высотой 3,5 метра с 10-ю ветками и венчиком выполнено настолько достоверно, что не верится, что это сталь. При изготовлении использовались только молоток и зубило, в пальме нет ни одного сварного шва, ударив стальным стержнем по основанию, можно в каждой точке дерева услышать одинаковой частоты звук, как в камертоне.
Ну и ещё несколько фотографий.
Великая Война. Русские войска Царской армии у львовского Вокзала во время 17-тимесячной окупации.
А так вокзал выглядел до перестройки, неоготическое здание, частично возведённое из дерева.