Александр Шаров

Oct 31, 2011 23:56

Периодически вспоминаю детских писателей 60-х-80-х годов.
Довспоминался до Александа Шарова, точнее - до его сказки "Рыжая девочка с зеленым бантом". Она печаталась то ли в "Пионере", то ли в "Костре" и долгое время была для меня источником диких неутихающих депрессивных волн ( Read more... )

Leave a comment

Comments 4

alexander_pavl October 31 2011, 20:31:14 UTC
Да, верно. Шаров был мастер меланхолии. Удивительный писатель.
Но эстетизованная меланхоличность свойственны многим хорошим советским детским писателям. Фон большинства сказок Софьи Прокофевой печатлен. Измучен злой колдун в "Астрель и Харнитель Леса", бесконечно устал добрый доктор в "Зелёной пилюле", мрачна атмосфера "Пока бтют часы (Сказка о ветре в безветренный день)".
То же можно сказать о Сергее Вольфе с его "Завтра утром за чаем". А Георгию Баллу Пеппершштейн посвятил целое эссе.

В "большой" литературе такие настроения рубились на корню. А за "детской" литераторой присмотр был невелик, ибо считалось, что, мол, хули, сказочк для детишек... И самые изысканные декадентские авторы ускользали именно туда.

Reply

daniel_da October 31 2011, 20:38:04 UTC
Прокофьеву я всю перерыл, когда пытался вспомнить автора "рыжей девочки", был уверен, что это она.
Балл же в ранних детских книгах как будто предчувствовал личные трагедии будущего.
Формальный мотив их прихода в детскую литературу совершенно понятен, удивительно, что именно нота печали стала общей и доминирующей.

Reply

alexander_pavl October 31 2011, 20:52:51 UTC
Но это же очевидно: со второй половины 60-х советские люди жили в слопывающейся вселенной, описанной на последних страницах "Человека Без Лица" Альфреда Бестера. Тех, кто был более чуток, такое положение пугало. Отсюда и меланхоличность и уход в сказку, как бы туда, где есть хотя бы иллюзорная надежда на счастливый финал. Ведь в песнях это тоже звучало - например, пронзительная песня о несбывающихся мечтах в радиоспектакле "Дикая собака динго". Или мультфильмы - "Девочка и дельфин" с песней Оли Рождественской в конце. Хотя там вроде всё благополучно кончается, но атмосфера фильма просто по ту сторону отчаяния, когда даже отчаяния не остаётся.

В общем, те писатели, кто был умнее и честнее, пытались намекнуть детям, тем, у кого в руках будущее, что мир сложнее, чем киножурнал "Ералаш".
Как мы теперь знаем, попытки оказались напрасны. Ни Шарова ни Прокофьеву ни Томина ни Голявкина ни Пашнева ни Погодина ни раннего Крапивина никто не пожелал слушать.

Reply


bustanai November 1 2011, 09:36:05 UTC
В 60-70-е годы в России вновь приоткрылось окошко между мирами, и сказочники почувствовали несоответствие действительности и сказки.

Читаю Козлова - он создал потрясающе меланхоличный мир :)

Reply


Leave a comment

Up