Друзья, недавно я беседовала с
Николаем Ивановичем Козловым, известным российским психологом, и спонтанно у нас получилось небольшое интервью. Предлагаю вам письменную версию моей недавней беседы. Прослушать все интервью, с подробными комментариями, 4 части, вы можете в моем журнале.
Как перестать откладывать дела - 12 простых способов.
В принципе, если ты снова и снова откладываешь начало какого-то дела, имеет смысл спросить себя: а не случайно ли это дело оказалось в моей жизни? Действительно ли оно мне нужно?
Если сложно ответить на этот вопрос вот так, сразу, можно договориться с собой: "Я думаю об этом до вечера". Если сложно решить самому, можно обратиться к маме, другу или другому близкому человеку, который знает вас достаточно хорошо, и его совет будет иметь для вас смысл.
А то и финансово все просчитай. Так один молодой человек никак не мог начать учить английский. Занятия английский требовали 1 час утром и 1 час вечером каждый день. Когда начали переводить эти часы на деньги, оказалось, что его рабочий час стоил 10 долларов, а если оценить утреннее время - это как соседу пойти забор красить, и красить он его пошел бы долларов за 50, да и то вряд ли. Сложили все "расходы" на изучение английского и поняли: жена и секретарь язык знают, и ему просто финансово невыгодно его учить - никогда он столько не заработает с помощью английского.
Все 12 способов самомотивации делятся на три блока:
Позитив:
1. Мечта перед глазами. Увидь то, о чем мечтаешь, зажги себя.
Начать можно с составления коллажа.
2. Легкое начало, посильные этапы. Что тебе нужно сделать, чтобы начать легко? А как разбить дело на максимально легкие этапы?
- Кстати, мы на днях с одной девушкой обсуждали, на какие части можно разделить написание диссертации. Предлагаю странички, а то и строчки.
3. Делать вместе - поддержка. Найди компанию людей, с которыми вы будете делать это вместе. Так, девушка, которая послужила поводом к этому интервью, никак не могла начать учет времени. Оказалось, что она постоянно отвлекается на другие дела, которые делает с кем-то вместе, а учет времени не может начать, так как его вынуждена была делать одна.
4. Позитивный опыт. Многие ведут дневник успехов, записывая общие успехи каждый день. А можно вести дневник успехов, записывая успехи по этому конкретному делу.
Организация:
5. Цейтнот: короткая интенсивная нагрузка. Если дело делать долго и постепенно, дело будет делаться медленно и размеренно. А если жестко организовать себя поработать коротко, быстро, то и дело можно сделать намного быстрее. Организовывай себя на короткие 10-15 минут четкой и быстрой работы.
6. Сделать привычкой. Если что-то выполнять регулярно в течение 21 дня, то через 21 день это делать легко и непринужденно. А если что-то регулярно делать в течение 40 дней, то через 40 дней без выполнения этого дела будет непривычно и некомфортно.
7. Тайм-менеджмент - жить по естественному распорядку. Другое дело, что распорядок у каждого свой. А у кого-то распорядок отсутствует и вовсе. Таким образом, если наладить тайм-менеджмент, психология будет уже не нужна. Естественный распорядок предполагает естественное выполнение дела.
8. Учить другого. Давно проверено, если человек учит другого, он и сам быстро научается тому, что учит.
- Например, в студенческие годы я подрабатывала репетитором. Репетиторов английского языка в городе было много, и доходы были невысокие. А репетиторов французского языка почти не было. Только вот французский я знала намного слабее английского. Но рискнула - дала объявление. Тут же нашлись ученики. И французский я выучила настолько быстро, так научилась его преподавать, что ученики все легко поступали на ин.яз.
Негатив:
1. Страшилка. Бывает, мы любим яркие впечатления. Поэтому если когда-то себя правильно, точно, умеренно попугать, на многих это производит впечатление. Сходишь в поликлинику, посмотришь на тетенек разных форм и с разным состоянием и спросишь себя: "Я от них чем буду отличаться через столь-то лет?" Когда поймешь, в тихом ужасе скажешь себе, что не хочешь быть таким .... Не прячь голову в песок, отдавай себе отчет в итогах. Когда знаешь итог, многие вещи становятся очевидными. "Я могу сегодня напиться?" - "Могу! Но последствия будут такими-то". "Я могу сегодня не идти на работу?" "Могу! Но результаты будут такими-то". А если ты сходишь в морг, посмотришь на сосуды умерших уже людей ... Сосуды выглядят как канализационные трубы. После этого хочется реально следить за питанием.
3. Соревнование и вызов "Слабо?" Когда похвастаешься перед кем-то, что занимаешься тем-то, тебя обязательно спросят о результатах. Зная заранее об этом, и не очень желая попасть впросак, ты скорее всего это сделаешь.
4. Объявить об обязательствах. Расскажи о своих обязательствах близким, коллегам или друзьям. Это работает.
5. Поставить себя на деньги. Если ты действительно хочешь чем-то заняться, расскажи об этом маме, расскажи об этом другу. Пусть они тебя спрашивают как можно чаще о твоих результатах, и если тебе сказать нечего - ты платишь то ли 100 рублей, то ли 100 долларов (какая сумма реальна и чувствительней?) С учетом того, что деньги ты платить не хочешь, ты скорее всего это сделаешь.
Таким образом, бери 1 или все из предложенных способов самомотивации и действуй. Всем успехов!