Mar 21, 2006 15:29
Начальная точка мира, первый момент творения - самая страшная сингулярность, которую тщетно пытается осмыслить современная физика. Библейская традиция называет это состояние Эдемом. Отсюда начинается процесс развертывания пространства и времени.
Через снега, снега -
Слышишь голос, звучавший еще в Эдеме?
Это твой слуга
С тобой говорит, Господин мой - Время.
(М. Цветаева)
Библия описывает события Эдема и одновременно Судного дня и Апокалипсиса, промежуточного состояния между старым и новым миром. Мы попытаемся распутать этот клубок, где переплелись добро и зло, свет и тьма, на основе Писаний.
И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. (Бытие 2:8)
И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. (Бытие 4:16)
Каждый человек берет свое начало в райском саду - Эдеме, откуда, после изгнания Адама, начинаются все процессы в мире.
Я тоже изгнан был из рая
лесов родимых и полей,
но жизнь проходит, не стирая
картины в памяти моей.
Бессмертен мир картины этой,
и сладкий дух таится в нем:
так пахнет желтый воск, согретый
живым дыханьем и огнем.
Там по написанному лесу
тропами смуглыми брожу, -
и сокровенную завесу
опять со вздохом отвожу...
(В. Набоков. Рай)
Уже первые главы (первые слова, первые буквы…) книги Бытия включают в себя всю Библию как свернутую пружину, которая раскручивается во всевозможные архетипы-символы. Однажды Бог уходит из мира и эдемские события заканчиваются: там больше нет блаженных состояний. Теперь в мире действует великий грешник, он же и праведник.
Он сразу был театром и собой,
той древней сценой, где прекрасны речи.
Сейчас начало! Гаснет свет! Сквозь плечи
уже мерцает фосфор голубой.
(Б. Ахмадулина)
Моисей, будучи жрецом в Египте и работая на закон, занимался астрологией, работал с запредельным знанием. Знание как невидимая на жестком диске компьютерная программа записана в этом мире. Найти эти идеи можно только внутри себя, включив свое сознание. В то время, когда Моисей в Египте изучал закон Торы, он наслаждался красотой поэзией. С этого периода, когда субъект и объект нераздельны, начинаются события Библии. Затем свет Бога гаснет, пишется программа плеромы, появляется голубое сияние небесных сфер, которое является для людей божественным. Восторг проходит.
Поставив точку, густо покраснел.
Пред кем я рифмоплетством занимаюсь!
Кому стихами докучать посмел!
(Микеланджело)
Так Моисей говорит Богу, до конца постигнув и записав Тору. Вначале он пребывал в экстазе, играя с ангельским знанием; теперь суровая реальность вступает в свои права.
События развиваются в активной форме только в то время, когда записывается программа; в другие периоды она лишь читается и прорабатывает свои циклы. В этих событиях важны сквозные образы - носители программы, исполнители и те, кто достигает цели (плодов, результатов). Первый и главный образ - Бог, транзитно переходящий через узкое горло мира в следующее бытие, в новый храм под названием мир со своей свитой - атрибутами Бога, являющими Его сияющую сущность. Другой сквозной образ - главный исполнитель, деятель, работник, который совершает работу по необходимости - как заложник и раб. Этот собирательный образ - Великий Хромой (см. шатания), хромоногий бес по имени Иаков, имеющий двойственную природу представлений о Боге. Он воплощает в себе нули и единицу программы не-Бога или, проще сказать, реализует проявленный мир. Он же - Адам, Авраам-творец, Христос, грозный всадник Апокалипсиса (Откр.19:14).
Творит, не замечая,
Как схоже с ним само же изваянье.
(Микеланджело)
Авраам и Бог неотличимы. Человек сотворен по образу и подобию Бога и заявляет о своем личном достоинстве.
Ну что ж, я не притворщик
И не свинья, а только говорю,
Что не уважить прав моих попробуй,
Так выкину я ваш кабак в окошко.
(Сервантес)
Иаков (Авраам) - не ваджравараха (алмазная свинья), не объект жертвоприношения, которое приносится на алтаре. Кабак - Эдем, где происходит небесный пир, который затем переносится в более тяжелые полевые условия - на землю.
И как ночь идет,
И как смерть идет,
И как звезды ходят из дома в дом -
Будет друг царем!
(М. Цветаева)
Друг, слуга и второе лицо Бога Авраам становится царем этого мира, покоряя его для Бога. Это происходит неотвратимо, подобно тому, как наступает ночь и рождаются звезды, начинаются и прекращаются все процессы. Авраам - главное лицо при творении в Эдеме, это другое имя Адама. Еврейские судьбы - звезды на небе, вечные изгнанники из одного царства в другое, начиная с Эдема и Египта. Египет, где получил все свои знания Моисей, - земной Эдем (корни небесного дерева берут начало в преисподней). В Библии он назван железной печью. По преданию, в Египте жили многие мудрецы, с которыми совещался фараон, - Иов, Валаам… Как и индийские поэты-риши, они приняли участие в начале творения.
Египет - не географическое понятие, а название периода для всего мира, фаза жертвоприношения. В этот период весь мир находится в Египте, осуществляется всеобщий ритуал. Эти события все время развиваются по спирали, через витки которой проходит каждый народ.
Вся эта длинная история об исходе из земли Египетской и в дом рабства аллилуйя. (Дж. Джойс. Улисс)
Египет - благоприятное существование в конце какого-то исторического периода, где нельзя засиживаться, для чего этот дом поджигается. Процесс искушения и изгнания из рая циклически повторяется. Евреи идут своими путями, воспроизводя закон как часы, каждой шестеренкой, на всех масштабах времени.
А Я, Господь Бог твой от самой земли Египетской, опять поселю тебя в кущах, как во дни праздника. Я говорил к пророкам, и умножал видения, и чрез пророков употреблял притчи (Осия 12:9-10).
В эдемской утробе была написана и созревала программа развития мира. Туда человек возвратится снова. Первое и последнее пророчество было и будет дано в Эдеме.
Снявши великую крышку с сосуда, их все распустила
Женщина эта и беды лихие наслала на смертных.
(Гесиод. Труды и дни)
Все высшие знания были выпущены из Эдема, чрева женщины, пройдя через покров тайны и нарушив все запреты Бога.
Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. (Бытие 4:7)
Грех, пробуждение человеческой совести и сознания, показывает путь к выходу из эдемской темницы.
Адам уходит из рая по-английски - без разрешения покидает Бога подобно тому, как Иаков бежит от Лавана вместе с семьей. Змей призван был выполнять указания Бога, но вместо этого помог сбежать Адаму и Еве из Эдема.
И мы идем с женою в мир,
В бесплодный край изгнанья,
Но ты не заставишь меня забыть
Чудесный плод познанья.
(Г. Гейне. Адам Первый)
Втроем они оставили Его, забрав с собой Каина - плод, программу развития мира, записанную Тору.
Р.Абба говорил: Если бы Адам не согрешил, он не породил бы детей со стороны дурного побуждения, а породил бы детей со стороны святого духа. Но теперь, поскольку все люди порождены со стороны дурного побуждения, жизнь их преходяща, и век короток, потому что в них есть частица “другой стороны”. Но если бы Адам не согрешил и не был бы изгнан из сада Едемского, он не произвел бы потомство со стороны святого духа - потомство святое, как ангелы небесные, которое обрело бы вечную жизнь (Зогар, Берешит 61а).
По большому счету, все происходит по воле Бога и ею оправдывается. Только благодаря греху Адама появились человеческие судьбы и стала записываться Библия. Если бы люди утратили свое греховное злое начало, мир бы не существовал, так как не было бы причины для его движения и развития - топлива, которым и является первородный грех. Божественное творение в течение шести дней - подготовка к следующему этапу, созданию тьмы внешней, проявленного мира, куда перешел Адам в результате грехопадения. Грех должен быть исчерпан - в проявленном мире уже действует математический закон количества (в божественном мире, где нет причинно-следственных связей, существуют только формы и качества). Земной мир существует количеством. Качество - атрибут запредельного, количество - грех. Так мир болтается между добром и злом, как маятник.
Покаяться должны
мы в том, что означало
лишь дерзкое начало
сомнительной вины.
(Р. Рильке)
Именно в этот момент появляются грехи мира. Видимый мир - это только фон, на котором начинается творение. Лишь признав свой грех, познав стыд и совесть, Адам и Ева начали мировую историю и обрекли на мучения весь род человеческий.
Для того ль, чтоб бесполезно,
Без блаженства, без печали
Между Временем и Бездной
Начертить свои спирали.
(Н.Гумилев)
Для Бога грехопадения не существует. Ничего бесполезного в конечном счете нет, на пути человека ждут и боль, и радость.
Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. (От Иоанна 1:47-51)
Христос повторно соблазняет Нафанаила, напоминая ему состояния, пережитые в Эдеме под деревом познания. Нафанаил тогда был Адамом, а Христос - висящим на дереве змеем. Познание высокого ведет к пробуждению, видению и вере.
Кто стережет смоковницу, тот будет есть плоды ее. (Притчи 27:18)
Змей, висевший на дереве познания в Эдеме, сам отправляется в долгий путь.
Нет, не ошибка - акция
Свершилась надо мною, -
Чтоб начал пресмыкаться я
Вниз пузом, вверх спиною.
(В. Высоцкий)
Змей был выкинут из Эдема Богом не в порыве гнева, а целенаправленно - чтобы нести оттуда на землю все знания.
Сколь милосерден Творец, что не высадил пробковой рощи
Ране, чем штопор витой в небе своем смастерил.
(Гете и Шиллер)
Ни о чем беспокоиться не нужно, страх бесполезен. Когда рождается ребенок, уже приготовлены молоко и все условия для его жизни. Сам по себе никто не умрет и не достигнет Царства небесного. Если посажено дерево познания добра и зла, плод с него неизбежно будет сорван; Адам и Ева должны быть вырваны из Эдема. В качестве штопора выступит змей-искуситель, который отправит людей на их рабочее место. Бог настолько милостив, что посылает Христа-змея для спасения людей. Теперь они обречены на вечную жизнь (Иоан.3:14-16).
Ты все мне поведал - так рано!
Я все разгадала - так поздно!
В сердцах наших вечная рана,
В глазах молчаливый вопрос.
(М. Цветаева)
Ева получила от Змея знание уже в начале мира - в Эдеме. Однако она увлеклась игрой красивыми истинами-цветами и не смогла вовремя разгадать эту загадку. Рана - греховность, тоска о потерянном рае. Вместо активного поиска теперь остается вопрос - ожидание небесного спасителя, который поможет и все объяснит.
То ли будет, другое…
Я и знать не хочу -
разобьюсь ли о горе,
или в счастье влечу.
(Б. Ахмадулина)
Перед исходом из Эдема Ева гадает на ромашке, пытаясь узнать свою судьбу - что произойдет при встрече с Богом? Ветвящееся дерево познания двойственного закона есть дерево гадания.
Воистину, создание каждого из вас происходит в животе его матери: сорок дней в виде семени, затем такой же срок в виде сгустка крови, затем такой же срок в виде куска плоти; затем к нему посылается ангел, который вдыхает в него жизнь и которому отдано четыре приказания (Исламский хадис).
Чрево матери (утроба Бога) - Эдем, где проходят три этапа. Семя (жемчужина) - символ плеромы, несущей генетическую программу развития целого мира. Кровь - осуществляющая причастие душа, которая также растет сорок дней во время сорокадневного поста Христа. Плоть, насыщенная жизненной энергией, означает любовь. Четвертый - объединяющий принцип трех этапов, который появляется после переплавки в печи (Дан.3).
В это время родился Моисей, и был прекрасен пред Богом. Три месяца он был питаем в доме отца своего. А когда был брошен, взяла его дочь фараонова и воспитала его у себя, как сына. И научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах. Когда же исполнилось ему сорок лет, пришло ему на сердце посетить братьев своих, сынов Израилевых. (Деяния 7:20-23)
Как и другие герои Библии, Моисей в свое время выбрасывается из Египта-Эдема. Еще более трагична история падения Христа (Иез. 28:13-16).
События трех запутанных лет
Всего лишь запутанный сон.
Кто будет искать здесь правду,
Найдет лишь зайца с рогами да мохнатую черепаху.
(Буддийский канон)
Информация о трех благополучных периодов (трех югах, Золотом Веке) сохранилась лишь в легендах об Эдеме, разуму современного человека она недоступна.
И вот, Ибрахим воздвигает основы дома (Коран 2:127)
Начало книги Бытия говорит о следующем. Творцом создан некто (по имени Авраам или Адам), способный стоять на своих ногах и реализовать всю полноту власти Бога в проявленном мире. Этот работник брошен в мир, чтобы пахать в полную силу. Все его последующие деяния делятся на три периода: созидание, осуществление главной цели и завершение мира разрушением. Действует он на основе указаний - поступающей от Бога информации, которая дается в особой семенной форме.
Лишь потом оценю я привычку
слушать вечную, точно прибой,
безымянных вещей перекличку
с именующей вещи душой.
(Б. Ахмадулина)
Адам, он же красный риши упанишад - душа мира, активное действующее начало, которое стремится к различению добра и зла и дальнейшей творческой работе: внешняя тьма неведения должна быть освещена. По преданию, до грехопадения Адам обладал всем мистическим знанием. Бог дает ему поручение именовать все твари еще в Эдеме путем созерцания.
Сперва со мной ты ласков был и добр,
Ты вкусным угощал меня напитком,
Ты научил меня, как называть
И яркое и бледное светила,
Которые нам светят днем и ночью,
И я тебя за это полюбил,
Весь остров показал и все угодья:
И пастбища, и соляные ямы,
И родники... Дурак я! Будь я проклят!..
(Шекспир. Буря)
Адам высказывает Богу свои упреки. Еще не обладая чревом, он бродил по Эдему, вкушая напиток, и давал имена светилам-животным, символически занимаясь астрологией со своей первой женой - полузверем Лилит. Адам познал двойственность, день и ночь, Солнце и Луну, сияющие атрибуты Бога и смутную тайну, мужское и женское. Полюбив Бога, Адам открыл Ему все тайны творения и перспективы бытия, показал ему всю плерому. Вся гностическая работа была проделана человеком; именно поэтому Адам так нужен Богу.
Блаженней стократ богача, отъевшего брюхо в раю,
Довольный немногим бедняк, живущий в родимом краю.
(Панчатантра 3.2)
Новый этап истории мира начинается с деятельности Змея. Христос-змей ни в чем не нуждался в Эдеме, где он находился в состоянии богача, насыщенного запредельным знанием, тайнами небесного мира. Покидая рай, он должен прекратить период накопления, истратить эти богатства.
Садовником был сам Адам, и Бог хотел, чтоб он
В саду трудился целый день, коленопреклонен.
Когда работу кончишь, помойся, и тогда
Помолись, чтоб Слава Сада не минула никогда!
(Р. Киплинг)
Бог только смотрел, вникал в то, что происходит, и наслаждался. Угодья и поля - органы чувств (индрии) и поле сознания, пространство закона. Ямы - адские состояния, подземные миры, где соль сыплется на раны; родники - женские источники. Будучи проклят, Адам сам становится змеем, сливаясь с ним. Начиная действовать и работать, человек изгоняется из Эдема, отправляется на тяжкие труды во тьму внешнюю.
Ты лживый раб!
С тобой добром не сладишь, только плетью.
Сначала я с тобою обращался,
Хоть ты животное, как с человеком.
Ты жил в моей пещере. Но потом
Ты дочь мою замыслил обесчестить!
(Шекспир. Буря)
Бог отвечает одновременно Адаму и его двойнику - змею-Христу, соблазнившему Еву. Слыша от человека претензии, Бог грозит обуздать его и называет животным (будучи тварными, живые души человека и животного неразличимы). Бог получил желаемое и ищет повод сбросить Адама-змея вниз, как только тот выполнил работу по творению.
Тот самый Калибан, тупой и темный,
Которого держу я для услуг.
(Шекспир. Буря)
Не создав работника-Адама, Бог не смог бы перейти в следующий мир. Эдемские события развиваются на фоне существующего, но уже умирающего мира, из которого нужно вовремя успеть выскочить, построив себе корабль-ковчег. Работа должна быть сделана чужими руками.
Нисходил ли ты во глубину моря и входил ли в исследование бездны? (Иов 38:16)
В дальнейшем Адам становится сквозным образом Библии, выполняя поручения Бога под именами Авраама, Иакова, Каина… Однако движение вниз обратимо - достав для Бога жемчужину внизу, Сын затем снова вернется на небеса к Отцу.
На пятом листе изображался розовый куст, цветущий посреди красивого сада; поднимаясь вверх, он обвивал полый ствол старого дуба. У его подножия бил фонтан; истекающая из него белоснежная вода, прежде чем устремиться в глубины земли, проходила сквозь руки огромного числа людей, которые изрыли весь сад в поисках этой самой воды, но не видели ее, поскольку были слепы, за исключением тех немногих, кто обратил внимание на вес в руках (Н. Фламель. Иероглифические фигуры).
Розовый куст - змей, висящий на дереве познания добра и зла в райском саду. Рай находится недалеко от нас: он расположен в теле и сердце каждого человека, поскольку они сотворены по образу и подобию Бога. Люди питаются исходящей из Эдема энергией (на востоке - праной). Все ищут воды вечной жизни и спасения, но большинство не сможет найти ее из-за своей слепоты, хотя она доступна всем и возможности у всех одинаковы. Только тот, кто будет работать со своим вниманием (рукой) и поймет благородную истину страдания (дукха, неудовлетворенность, тягота), а не ограничится мечтами о райском блаженстве, сможет открыть этот источник внутри себя.
Вселенную перед собой как бремя
Нетрудное в протянутой руке,
Как дальний свет на дальнем маяке
Несу…
(А.Ахматова)
Необходимо лишь задуматься о своей судьбе и пойти по пути отречения. Как говорят в Индии, мир - одежда Бога; тот, кто отказывается от мира, получит его обратно в свое полное владение.