20 дней, 11,5 тыс. км. Дальний восток, Еврейская автономная область, Западная и Восточная Сибирь, Бурятия, Байкал, Саяны, Южный Урал, Поволжье.
Примерная карта на
GoogleMapsФотографии для просмотра в GoogleEarth -
kmz файлGPS трек маршрута:
1,
2,
3.
Автомобильно-Владивостокское.
Все началось с того, что после 8-ми часов в эконом классе самолета (подушка на шею - незаменимая штука) мы оказались в тропиках.
Чудесный город Владивосток встретил нас, после хмурой, холодной и дождливой Москвы, температурой в 30 с хвостиком градусов, 100% влажностью и полным отсутсвием облаков.
Задача у нас была простая, мы четко знали, какой именно автомобиль нам нужен - Toyota Hilux Surf в 215 кузове, 2.7, бензин (остальные жрут много и стоят заметно дороже, бензин потому что дизели у них слишком современные и плохую соляру не переносят), комплектация, желательно, SSR-G (но не хуже SSR-X). цвет, желательно, голубой, и надо просто найти неубитый вариант по приемлимой цене :) Так же была пара запасных вариантов типа Mitsubishi Pajero 3.0 и (...барабанная дробь...) леворульной Honda Element, которых в городе оказалось целых две штуки.
Первый день мы полностью убили на хождение между разбросанных по сопкам автомобилей и осознание того, что в основном везде хлам, не хлам стоит аццки дорого (видимо новость о том что подержанные автомобили из Америки и Японии подешевели, про которую кричали все СМИ перед нашим отъездом еще не докатилась до Дальнего Востока).
и дальше за горизонт автомобили, автомобили, автомобили....
Лица и руки стали выглядеть, как после недели в Сочи, мозг плавился от жары, вода внутренне и наружно не спасала. Уже выйдя с рынка, и сидя под кондеем в машине замечательного человека Григория, решаем обзвонить объявления из интернета и обнаруживаем, что мы пропустили парочку Сурфов на рынке. Вернулись и случилось чудо, обнаружился Сурф, почти то что нужно: SSR X, зато 8 подушек безопасности (очень-очень редко бывает больше 2-х), цвет серебристый, зато бампера и колесные арки отделаны пластиком (это не понтово и сразу сбивает цену, а для нас то что нужно), салон тряпочный, зато есть климат контроль и камера заднего вида.
На следующее утро, целенаправленно пришли уже за этой машиной, загнали на сервис, покатались чуток, еще раз посмотрели и все проверили. Антон аццки торгуется с владельцем по телефону, сбивая каждую копейку(это спасибо якутянам, я видел как они "душат" продавцов, продавливая до нужной им цены). Оформили документы, купили страховку и сразу поехали менять расходники. Поменяли масло в двигателе, раздатке, обоих мостах, фильтры. Купили запчастей (тормозные колодки, фильтры, масло и антифриз на долив, свечи, аптечка, огнетушитель, трос, ножной насос, комплект для ремонта стекол, дворники и запасные лампочки в фары) и скорее, скорее покупать резину. Тут надо сказать отдельное спасибо Андрею ("Топор") и магазину 1000 размеров - нужная резина с существенной скидкой + новые диски (б/у к сожалению не нашлось)+шиномонтаж были проданы нам уже после окончания работы магазина. Замечательная оказалась кстати резина Sumitomo 850 (AT), жаль в Москве такую не продают. Машину загнали на стоянку (стоянки очень интересные - машину ставят вплотную друг к другу и нужно указать точное время, когда ее заберешь, а сторож разработает хитроумную комбинацию и скажет кого можно запирать) и поехали с Григорием смотреть на море и город. Мне город неуловимо напомнил Сочи, в который понатыкали военных кораблей, сперли пальмы и кавказцев заменили на китайцев и японцев.
На следующее утро без проблем выехали со стоянки (хитроумная схема работает :), по пути обнаружили вот такое клевое место
для тех кто не в курсе, автомобили Mitsuoka делают в стиле ретро на базе Nissan, в Москве свадебные лимузины иногда попадаются
погрузились в машину, еще чуть-чуть покатались по городу и выдвинулись в сторону Хабаровска.
таких зверей называют медведками, по вкусу что-то среднее между раком и креветкой, все что не голова - мясо
Лотос Комарова, цветет аккурат в начале августа и растет только в Приморском Крае, жаль погода подкачала:
Про города
Хабаровск действительно самый благоустроенный город - чистые улицы, ухоженные фасады и никто не нарушает правил парковки
городская ходячая банка, ей бы еще приседать, подкарауливать и на людей набрасываться
Биробиджан очень странный и запутанный город - лабиринт - у нас была карта и вроде бы едем по правильной улице, и номера домов совпадают, а попадаем совсем в другой конец города.
Этот город примечателен не только тем, что это столица единственной автономной области в России, но и тем, что на главной улице здесь не Ленин и администрация, а филармония
Благовещенск - город где китайцы. Они повсюду - китайский рынок, на котором есть все со скидкой в два раза, китайские рестораны с замечательной едой, через Зею видно Китай и пограничные корабли.
Местные говорят, что можно взять 100р. и поехать в Китай кутить и развлекаться, благо нужно только сесть на катер и переплыть речку.
В городе есть потрясающе красивый светомузыкальный фонтан - действительно хорошо подсвечен и музыка отличная
Ерофей Павлович - место где все-таки есть ночлег. После 800км федералки нам хотелось только вытянуть ноги и уснуть, желательно чтобы при этом не трясло. У местных выяснили, что в поселке есть только дом отдыха железнодорожников в котором все места оказались заняты, но администратор посоветовала податься на вокзал и поспрашивать там. Оказалось, что на вокзале только что открылись комнаты отдыха (в прямом смысле, еще вчера их не было совсем), но все места уже заняты не считая одной кровати в комнате администратора. Здесь местный электрик сказал нам "а сходите к Исаичу". И мы поехали искать Исаича. Кое как переехали на другую сторону железной дороги, покатались по насыпи и обнаружили, что Исаич это кто-то вроде местного кулака - автосервис, металлолом, баня, какое-то подсобное хозяйство и среди распиленных автомобилей бухают какие-то мужики не очень дружелюбного вида. Антон выяснил, что спать нас пустить некуда, хозяин предложил воспользоваться баней, но спать в нее не пустил.
Темнеет, в машине спать не хочется совсем, палатку ставить нет сил, да и страшновато как-то, поэтому решаем вернуться на вокзал и попробовать все таки там что-то найти. Нам удалось все таки уговорить администратора и отлично выспаться на вокзале.
Чита - город который, судя по рассказам, просто кишит гопниками и отморозками оказался довольно тихим и симпатичным. Центральная площадь Ленина, гуляющие люди, много военных и милиции, маленькие дети
Улан-Удэ - в городе живет голова
а рядом есть очень красивое место - Иволгинский Дацан
Иркутск - по городу не очень гуляли, были заняты спа-процедурами для машинки (капитально починили пробитое колесо, поменяли воздушный фильтр и сделали сход-развал) и поиском батареек для пленочного фотоаппарата, которые, к слову сказать, нашлись только в Красноярске
Красноярск - очень дождливый город в котором есть пальмы и невероятное количество фонтанов, 130 штук. Еще поразило то, что в городе огромное количество разных скульптур, каждая в своем скверике, а на световом щите в центре города передают штормовое предупреждение.
Красноярские столбы, не покорились нам с первого раза. Как только мы приехали и выгрузились из машины пошел дождик, который нас не напугал, но через километр пути он превратился в ливень. Мы вымокли насквозь и решили вернуться в город. На следующее утро погода не изменилась, но мы решили что нас это не остановит и облачившись в дождевики полдня лазили между столбов
Кемерово -город шахтеров. Они везде, на плакатах, на рекламных щитах, на проезжей части на ночных улицах. В городе понравились замечательные оранжевые светофорные столбы и оранжевые урны для водителей.
Новосибирск - город пробка. Толи мы такие не везучие, толи там всегда так. Потеряли кучу времени в пробках, которые отбили всякое желание кататься по городу. Поразили заросли облепихи растущие без присмотра по берегам Обского моря
Курган - мы теперь знаем все злачные заведения города (целых три штуки) - в 12 ночи искали где бы поужинать. А ночевали мы здесь на автомойке, довольно шикарно, дешево и тихо
Челябинск - в городе суровых мужчин есть Кировка
а рядом шедевр человеческого копательства - Коркинский угольный разрез - дырка в земле просто невероятных размеров
Магнитогорск - город разобранной горы и тяжелой промышленности
Новотроицк - город в котором раньше были верблюды, а сейчас все попрятались
А еще здесь мы превратили на некоторое время наш экспедиционник в грузопасажирскую газель, к 4-м запаскам, запчастям и нашим палаточным принадлежностям добавились пара ящиков помидор, мешок картошки, еще какие-то овощи, два чемодана вещей, микроволновка и посуда и еще куча вещей рассованных по разным пакетам. при этом в салоне довольно комфортно поместилось 4 человека - это мы так помогали переезжать родственникам в Оренбург.
Тольятти - город где Волга
Хоть мы и были здесь уже много раз, но все равно нашли новые интересные места - Техасское Ранчо - очень красивое и приятное место, природа, лошади, пруд; полузаброшенный рабсовхоз - меня привлекло необычное место на топографической карте - озера и дамбы между ними и поехали кататься по заросшим дамбам.В результате выезжали оттуда зная просто общее направление по gps, потому как намеки на дороги кончились.
Обожаю ширик!
Про природу.
Дальний восток
Амурская область
Уже в Читинской области
На подъездах к Южному Уралу
Южный Урал, на границе с Казахстаном
Байкал велеколепен! он разный и живой.
Вечером он был вот таким:
А утром мы думали, что палатку смоет
Про дороги
Федералка. Она особенная, она живет своей жизнью, у нее свое время и пространство. Она учит терпению, и позволяет очень четко осознать что у всего есть конец и начало. У нее нет освещения, разметки и правил движения, нет встречной полосы и нет попутной, есть только 1500 км гравия и правила хорошего тона, есть две или три заправки и несколько кафе. Она своенравна и непредсказуема, текуча и чем-то похожа на зыбучие пески, иногда дарит секунды или несколько минут отдыха - это кое-где успели положить асфальт. Машины плывут по ней каждая со свой скоростью кто-то быстрее, кто-то медленнее таща за собой шлейф пыли. Вот в переди показалось облачко пыли - это ползет какая то легковушка, не изменяя скорости и держась как можно дальше перестраиваимся в сторону, как можно дальше проезжаем вперед и только затем можно вернуться на свою полосу, если обгонять как на асфальте - резко и близко, то есть риск улететь на гравии в занос, поймать кучу камней от машины и закидать камнями попутных. А столб пыли - это грузовик, там где пыль гуще - там сам автомобиль, объезжаем там где пыли меньше и надеемся что встречных нет - видимость то нулевая. Трасса строится и развивается, но, наверное, с асфальтовым покрытием она потеряет всю свою притягательность. Сейчас это эдакий milestone - мы там были, мы это сделали, а после завершения строительства станет просто обычным путем из точки А в точку B и преодоление этого участка уже не будет казаться таким свершением.
гравий там вот такой
ремонт вот такой
а разнообразие вносят вот такие участки
Самой противной трассой оказалась езженная уже не один раз трасса Тольятти-Москва. Нет, асфальт там очень даже ничего, а на больших колесах так вообще на все плевать, но вот нескончаемая вереница попутных и встречных грузовиков и автовозом, очень узкая и извилистая дорога и постоянные запрещения обгона не позволяют держать скорость больше 80-90 км\ч
Звание самой загадочной дороги присваивается трассе из Аршана в Иркутск. Ночной горный серпантин, грузовики полуночники с лесом, подсвеченные полной луной и звездами клубы белого тумана и коровы с бессоницей гуляющие по трассе в нем, все это оставляет просто незабываемые впечатления.
Про людей
Австралийцы. Австралийские мотопутешественники Рон, Крис и Нэва встретились нам ближе к концу федералки. Понимая по русски только слово "борщ", они на чистейшем английском пытались объяснить местному населению с трудом понимающему даже по русски, чего же они хотят на обед. Антон перевел им меню, помог сделать заказ и выяснил что у них кругосветка из Австралии через Европу, Мурманск, Питер, Москву, Казахстан, Алтай, Монголию и дальше в Магадан. Оказалось что их гармины не работают в этой части Росии и у путешественников осталась только бумажная карта, с одной дорогой через всю страну. Мы с помощью Ozi и топографических карт определили наше местоположение и нарисовали на их бумажной карте крестик и удивленю австралийцев не было предела когда они обнаружили, что крестик находится довольно далеко от нарисованной дороги...
Тема и Ко. Артемий Лебедев со товарищи случайно встретились нам в Чите и мы не смогли удержаться и пошли знакомиться :) Обменялись впечатлениями, рассказали им про федералку и Ерофей Павловича и разъехались в разные стороны
Таежники. Наши совседи по палаточной байкальской ночевке. Местные которые каждый год путешествуют по родной Бурятии. Это они нам дали попробовать газировку из Аршана и рассказали что надо обязательно съездить на теплые озера.
Плохие люди: Плохих людей нам не встретилось вообще, все были приветливы и доброжелательны. С страшном городе Хабаровске, которым пугают во всех перегоночных отчетах бандитов и рекетиров обнаружено не было, а были обнаружены приветливые люди и вежливые охранники. Гаишники к нам не приставали и начали проявлять интерес только где-то после Челябинска. И даже странный человек выбежавший на дорогу недалеко от Челябинска и косящий под француза (неплохо, кстати, шпарил по французски, хотя, может показалось просто) у которого коничилась наличность и бензин, но не соглашавшийся ни на какую не материальную помощь (отлить бензина, довезти до заправки, довезти до города) и отчаянно пытавшийся впарить нам перстень "под золото", не оставил никаких неприятных впечатлений
Про джипы.
Если бы мы купили какой-нибудь другой автомобиль, этих фото могло бы и не быть (ну да, мы не любим ходить пешком :))
белая точка в центре кадра - автомобиль на дороге, с которой мы сюда поднялись. Подъем градусов 60 по осыпающемуся склону (спуск намного страшнее), видно только небо, но зато виды просто великолепные.
Мыс Шаманский, место откуда по легендне начался Байкал. Чтобы не идти пешком ехали по берегу, одно колесо в воде второе в песке
Катались по песчанным барханам на берегах Волги
Всякие мелочи
1. Бензин. Мы старались заправляться как только израсходуем половину бака и в выборе заправок не привередничали. Но вот до очередной заправки на федералке доехали на парах бензина. Думали уже что заночуем где-нибудь в кустах на обочине, а утром будем простить отлить нам чуть-чуть.
2. 4 запаски хорошо, домкрат еще лучше, но вот без тонких головок которые пролазят в отверстия литых дисков никуда. Пробив колесо не далеко от Ерофей Павловича, мы очень быстро выяснили, что у нас есть отличный новый домкрат и балонник, а вот головки не пролазят в отверстия на новых дисках. Колесо кое-как залатали не снимая, но запаски прыгающие по багажнику потеряли весь свой смысл существования. Тонкие головки, вернувшие запаскам смысл жизни нашлись только в Улан-Удэ.
3. Газовые балоны, те которые для туристических горелок и ламп, бывают трех видов. Так вот, восточнее Магнитогорска встречается только один вид - "под цанг", про остальные никто даже не слышал. Кстати, и цены на балоны ползут с Востока на Запад, от 70 р. в районе Владивостока до 200р где-то в Иркутске.
4. Клещи. По рассказам они там везде. Мы соблюдали меры безопасности и в профилактических целях хавали Йодантипирин и ни одного не встретили.
Special Thanks To
Папе, который координировал нас и родственников и писал часть отчетов
Леше Павлючеко - нашему дежурному по связи и его жене Лене, которая напоминала Леше о его обязанностях
Родственникам в Благовещенске за экскурсию по городу, ночлег и овощи, которые очень выручили в дороге
Родственникам в Красноярске за прогулку по дождливому городу, ночлег и кедровые орехи
Родственникам в Новосибирске за вкусный борщь
Знакомым в Улан-Удэ, за ночлег и потрясающе вкусные позы
Отдельное спасибо замечательному человеку из Владивостока Григорию, который потратил на нас два для своего отпуска. Во многом благодаря ему нам удалось так быстро купить и подготовить автомобиль и остались такие приятные впечатления от города
Магазину 1000размеров и Андрею "Топор", за помощь с резиной и дисками.
Родственникам из Новотроицка и Тольятти за вкусные вареники, пельмени и фаршированные перцы, и просто за то что они есть!
Валере - за пленочный Canon
Егору, Велесу, еще раз Павлюченко - за одолженное туристическое оборудование.
Нашим спонсорам - mail.ru, FiatClub, Alfa-Bank, 1000размеров
Огромное спасибо всем, кто за нас переживал и поддерживал
Техническая информация:
Пройдено километров - примерно 11000 (более точно надо по логам смотреть)
Потрачено бензина - 1468 литров
Потрачено денег на бензин -38600р.
Гостиницы от 250р до 2000р
Пробито колес - 1
Технических неполадок - 0
Собрано штрафов - 3, все по 300р за превышение скорости