Вокруг Байкала 2010

Sep 22, 2010 12:38

До сей экспедиции, на байкале я был раз 5-ть. И все разы примерно в одном месте - хребет Хамар-Дабан (горно-пешие маршруты) и остров Ольхон (отдых после гор и тайги). Однако, меня всегда очень манил Баргузин (хребет и одноименная река), а также горы и конечно БАМ на севере.

Пару лет назад появились мысли совместить посещение и севера и Баргузина, путем объезда Байкала на востоке по т.н. 110-му зимнику (дорога Кумора - Улюнхан). И в самом начале осени мы сделали это!





И так, все по порядку ;). 28-го августа, выехали из Москвы вдвоем на одной машине в Новосибирск, где после монгольской экспедиции остались стоять еще две машины. Довольно быстро (две ночи) доехали до Новосиба, куда прилетел третий участник и уже на трех машинах поехали в Братск. В Братск же прилетели и два наших штурмана.

Братск запомнился хорошей дорогой от Тулуна (учитывая, что федеральная трасса от Тайшета до Тулуна это убитый грейдер с ямами и кусками асфальта), завтраком в очень хорошем кафе (после Новосиба мы питались только в придорожных забегаловках для дальнобойщиков) и конечно Братской ГЭС.




Братская ГЭС, построенная более 40 лет назад, имеет в длинну 924 м и более 124 м в высоту, является второй (после Иркутской) ступенью Ангарского каскада ГЭС.

Далее наш маршрут пролегал от Братска до Нового Уояна, мимо Усть-Кута и Северобайкальска. В Северобайкальске мы зарегистрировались в МЧС и получили свежие сводки о состоянии 110-го. Потратив некоторое кол-во времени на покупку ломов (похоже мы скупили два последних лома в городе), наконец-то покинули славный лагерь строителей БАМа, продолжив движение вдоль этой великой стройки 20-го века к выходу на маршрут (заветному 110-му) в районе села Куморы.




Наверное стоит отдельно остановиться на истории 110-го. Современное название "110-й", дорога видимо получила из-за единственного оставшегося верстового столбика.




Официальное название - "временная автодорога Тазы-Уоян". В зиму 1974-75 годов, в самый разгар строительства тоннелей на севере, в связи с проблемами на ледовой дороге идущей прямо по Байкалу, было принято решение в кратчайшие сроки построить временную автодорогу, для достаки грузов до перевалочной базы в Уояне. Участие в этой грандиозной работе принимали и тяжелая техника и взрывники. Температура опускалась до -56 градусов, на перевалах снежный покров достигал толщины в десять метров. Люди работали днем и ночью. Почти 200 км дороги пролегли в горной местности с очень сложным рельефом: серпантины, обрывы, прижимы, многочисленные горные реки...

Позже, как это у нас принято, дорога была брошена и не поддерживаемая она потихонечку изчезает, размываемая реками и разрушаемая лавинами. Титанический труд по установке мостов (большие мосты на металических опорах, подобные железнодорожным, то тут, то там стоят в тайге, чуть в стороне от нынешнего направления движения) и прокладке полотна в скальнике оказался никому не нужным.




Погода конечно не радовала совсем - постоянно шел дождь, грозивший сорвать нам прохождение первого брода через реку Срамная. Срамная интересна тем, что в сухую погоду ее русло практически пустое (у нас было по середину колеса), но во время дождей вода стремительно пребывает, снося все на своем пути (огромные лиственницы валяются повсюду, вырванные прямо с корнем) и неся с гор гиганские камни, размером с автомобиль. Однако, обошлось.




После 2-х часов брожения через Срамную и ее каменистые окрестности, мы выехали на лесную дорожку, по которой довольно шустро приехали к реке Светлой.




Погода к этому времени значительно улучшилась, дождь прекратился. Усталось за предыдущие 10 дней и почти 6000 км накатывала, поэтому мы приняли решение встать лагерем на каменном пляжу Светлой.




День отдыха, рыбалки и подводной охоты самым положительным образом отразился на нашем моральном и физическом духе ;).




Оставшиеся примерно 100 км категорийного участка мы прошли за один день.

По пути были все теже "каменные речки"...




Уверенные лесные дорожки...




Горные перевалы...




А также многочисленные брошенные зимовья, провалы и промоины, знак 110-го км, лужи глубиной по верх колеса с большими камнями на дне, броды через горные реки и прочее. Вобщем ничего необычного ;).

Выехав к верховью реки Баргузин, стало заметно как ядреная природа северного Байкала меняется на мягкий пейзаж южной части.




Все-таки очень правильным было решение ехать в сентябре. Уже очень красиво (красно-желто-зеленое), но еще не очень холодно (ночью до -5, днем до +25).







Ну а переехав реку Баргузин во второй раз уже в низовье и выйдя со 110-го, стало очевидно, что мы теперь в бурятской степи.




Здесь небыло и намека на дождь, который нас преследовал на севере. Солнечно, сухо и пыльно...




Часть обратного пути в направлении Иркутска пролегала вдоль красивейшего Баргузинского хребта.




Уже потом был знакомый, ставший почти родным хребет Хамар-Дабан. Традиционный омуль горячего копчения в Култуке. Более 5000 км дороги домой в Москву.

Вот так пролетели 21 день осени и более 13000 км по самой большой стране (мы ведь половину только проехали) на планете.

Видео прохождения 110-го:

image Click to view



Чтобы было понятно - ковыряние в камнях в начале это брод через речку Срамная. Два брода в конце это река Баргузин. Воды было мало. Повезло...

Россия, Байкал, автопутешествие

Previous post Next post
Up