07.02.08 13:56
Владимир Плисс
Нужны ли России евреи? Если вдруг «да» - зачем эти эксперименты?
Для чего с настойчивостью, безусловно, достойной более полезного применения, портал «Религия» информагентства «Интерфакс» на протяжении последних лет разукрашивает портретами Берла Лазара материалы в количестве, превосходящем упоминания о Патриархе Алексии?
Вопреки стереотипным представлениям о «единстве еврейского народа», еврейские политические пристрастия располагаются на всём спектре общественных предпочтений. И мы ощущаем, что в этой проблеме за последние 3-4 года разобрались не только некомпетентные личности, но и вполне компетентные органы и функционеры.
Тем не менее, декларации о « необыкновенных успехах и расцвете еврейской жизни в России » могут серьёзно восприниматься только в 2-х-3-х кабинетах лично заинтересованных чиновников либо функционерами, имеющими очень смутное, непрофессиональное представление о еврейской жизни в России. То, что и как ХаБаД строит в еврейских общинах в России, никак не укрепляет еврейскую общину и квалифицировать это следует как манипуляции в области еврейского национального самосознания.
Исторически в Российской империи не существовало централизованной системы функционирования еврейской общинной жизни. Каждая община осуществляла свою деятельность, основываясь на национально- религиозных потребностях. Эти потребности носили естественный характер и являлись результатом преемственности религиозных и национальных традиций. Основными финансовыми источниками, позволявшими строить и содержать синагоги, хедеры, ешивы, реализовывать программы, адресованные больным и престарелым, были благотворительные взносы членов общины. Стремление содержать шойхета для шхиты ( производство кошерного мяса), моила для обрезания, раввина для проведения обрядов (свадьба, развод, похороны, бар-мицва), разрешения семейных и имущественных споров было органичной частью системы ценностей, без которой евреи не представляли своего существования. Среди тех, кто жертвовал средства были люди, обладавшие различными финансовыми возможностями, однако было и то, что объединяло всех - благотворительность была осознанной и естественной.
Известные причины способствовали удалённости евреев от национальных традиций (религия, язык, культура, образ жизни, быт). Стереотипы недавного прошлого, утверждавшие существование могущественного еврейского лобби, мечтающего помогать евреям в любой стране мира, были своеобразно усвоены советскими евреями. Сформировалась потребительская психология - еврейский мир создан для того, чтобы что-либо получить, взять.
Т.е. принцип добровольного, осознанного самофинансирования еврейской общины - основы существования - практически исчез из числа приоритетных представлений евреев бывшего СССР.
Этой трагической для бывших советских евреев ситуацией ловко воспользовалась группа раввинов, заявивших себя в качестве представителей движения ХаБаД Любавич, не представляющих и 1% процента российских евреев. Растянув вывеску ФЕОР, религиозная группа, не признаваемая в еврейском религиозном мире, оказалась востребованной в странах, где до момента решения «еврейского вопроса» надо разрешить несколько сотен, если не тысяч действительно насущных государственных проблем.
Наличие значительных средств, необходимость каким-то образом демонстрировать эффективность их использования в сочетании с отсутствием и идей и реальной программы, связанным с оторванностью от реальной жизни российского еврейства, не оставило руководителям ФЕОРа иного пути, чем эксплуатация стереотипов потребительского отношения к еврейству во внутриеврейской среде.
Покупка лояльности и послушания формальных руководителей общин, предоставление «всего бесплатно!» - услуг, трапез, продовольственных наборов и т.д. - всё это приводит к ситуации, когда в еврейских общинах России концентрируется слой ослабленных людей, декларирующих свою принадлежность к иудаизму и еврейским традициям, а на деле использующих ситуацию для удовлетворения сугубо личных, далёких от духовного совершенствования, целей.
Такая ситуация создаёт благоприятный фон для благоустройства десятков и сотен любавических хасидов - малообразованных, невостребованные нигде, кроме России и стран бывшего СССР, фактически превращая «еврейское поле» в России в свалку.
Очевидно, что и претензии Федерации «еврейских общин» и их руководителей на право представлять российское еврейство на всех уровнях от городского и регионального до федерального и международного не имеют никаких оснований. Внешне лояльные, ура-патриотические заявления лидеров ФЕОР отличает фальшь и неискренность.
Именно поэтому еврейская общественность однозначно оценивает предоставление ХаБаДу возможности излагать свои декларации в СМИ и на телевидении как дискредитацию евреев в России.
Энергия «менеджеров от религии» не смогла бы реализоваться, пусть и в виртуальные «успехи» ФЕОРа, без содействия нееврейских институтов.
Уже несколько лет в головах и глазах российских евреев можно прочитать вопросы идеологам - кураторам религиозной и общественной жизни России, - вопрос, с которым Лев Евгеньевич Хоботов из «Покровских ворот» возопил к Савве Игнатьевичу: «Ты объясни, зачем тебе нужно, чтоб я у вас жил? Тебе что за радость?». Ну, действительно, для чего с настойчивостью, достойной, безусловно, более полезного применения, портал «Религия» информагентства «Интерфакс» на протяжении последних лет разукрашивает портретами Берла Лазара материалы в количестве, превосходящем упоминания о Патриархе Алексии?
Какие такие причины или серьёзные теологические основания существуют для проведения иудейского религиозного праздника Ханука в Кремле, в сердце православной России? Неужели российское еврейство заслужило то, что право делать политические заявления и оценки ситуации в обществе от его имени признано за людьми с, мягко говоря, скромным интеллектуальным потенциалом и корявой, оскорбляющей достоинство каждого русскоязычного человека речью?
Да, административный ресурс не используется против каких-либо еврейских организаций. В конце концов, кого бы не назначал «Интерфакс» Главным раввином России - этот вопрос могут решить только российские евреи.
Однако российское еврейство, ослабленное и дезориентированное, лишившиеся за последние десятки лет инфраструктуры, носителей традиции и менталитета, не заслужило болезненных экспериментов в области еврейского национального, религиозного самосознания и поощрения этих экспериментов со стороны «кураторов-администраторов».
Поверхностное представление о еврейской общине со стороны лиц, в своё время предоставивших Хабаду административный ресурс, нечистоплотное использование сложившейся коньюнктуры, скупка функционеров еврейских общин на местах, позволили ФЕОРу в короткий срок укрепиться в России. В результате, раввины, не имеющие никакой связи с жизнью российских евреев, с трудом говорящие по-русски, предстают «представителями евреев России».
Несомненно, российские евреи смогут вытерпеть и это. В России живём сотни лет и терпеть научились как и принято. Знаем и помним : «.. вынесет всё - и широкую ясную грудью проложит дорогу себе», однако с грустным окончанием («..только вот жаль в эту пору прекрасную жить не придётся ни мне, ни тебе » ) мы все равно не согласимся - не для того Красное море переходили.
Евреи России гордятся талантом Бориса Пастернака, Самуила Маршака, Льва Кассиля, Эдуарда Багрицкого, Осипа Мандельштама, сотен других писателей, поэтов, также как и десятков тысяч врачей, ученых, инженеров, учителей, явивших пример надлежащего отношения к культуре и традициям страны, которую искренне считают своей Родиной. Так было, и так будет.
Но для этого России нужны евреи, не навязываемые в качестве «типичных» представителей нации, а НАСТОЯЩИЕ.
По данной теме см. статью «Заговор молчания вокруг коллекции икон из Музея имени Андрея Рублева»:
http://expertmus.livejournal.com/68777.html
См. также:
http://rublev-museum.livejournal.com/170208.html