Кто перепутал святых на храме Христа Спасителя Каждый святой на фасаде "отвечал" за определенную битву 1812 года, и к ним обращали молитвы за героев, павших в том или ином сражении...
"Оппозиционные мэру Москвы силы, состоящие из обиженных им архитекторов и реставраторов, Министерства культуры РФ и управления делами президента России провели пресс-конференцию "
Храм Христа Спасителя - от святости к шоу-бизнесу". По их мнению, усилиями Зураба
Церетели храм грубо фальсифицирован, а сам Церетели и возглавляемая им Академия художеств на этой фальсификации наживается. В свою очередь академия дала контр-пресс-конференцию.
Академия художеств пришла на пресс-конференцию в составе человек 20 и устроила настоящий бой. Едва Денисов начал, на него набросился вице-президент просвещенной академии Ефим Зверьков с высококультурным воплем: "Вы кто такой!?" (вполне риторическим, поскольку они прекрасно знакомы). "Сами на шесть метров с куполом промахнулись, а теперь святых из себя корчите",- кричала, перебивая Денисова, доктор искусствоведения Анна Рындина. "Ныне в народе уже и не осталось бесовской силы, которая против храма. Только здесь они сидят, так смотрите ж на них, пресса!" - отвлекал собравшихся от неприятных подробностей с ценами на мрамор и бронзу расписывающий храм академик Мухин.
Посередине пресс-конференции в зал вошел священник храма о. Леонид Калинин с подписанным им самим письмом. Письмо излагало телефонограмму патриарха, высказавшегося в том смысле, что патриархии об этой пресс-конференции ничего не известно и никто этих людей ничего о храме говорить не просил. "Я готов хоть сейчас дать вам эксклюзивное интервью,- возопил отец Леонид.- Всем дам! Идемте за мной из этого зала!" "Вот он-то всех святых на дверях и перепутал",- закричал ему вослед Денисов.
Они едва не подрались, и смотреть на это было довольно горько. Можно по-разному относиться к воссозданию храма, но ведь это архитектор, который его построил, скульпторы, которые его украсили, художники, которые его расписывают, и священник, который в нем служит. Как-то у них нескладно получается.
Для справки: темная фигура о.
Леонида Калинина, настоятеля московского храма Климента папы Римского, после скандала с «отмыванием» огромных сумм при строительстве и "украшении"
Храма Христа Спасителя давно замешана в различного рода махинациях семейки коррупционеров из ЦМиАР:
http://expertmus.livejournal.com/73067.html Бывшая жена директора-«оборотня» Музея имени Андрея Рублева
Геннадия Викторовича Попова Анна Вадимовна Рындина везде и всюду отмазывала своего проворовавшегося и зарвавшегося бывшего, с которым они нередко устраивали семейные мордобои на кухне, что давно стало притчей во языцех среди искусствоведов! Об этом, видимо, ни слухом ни духом не ведает Ольга
Ростропович, президент фонда
М. Ростроповича, которая замужем во втором браке за отпрыском
Геннадия Попова Арменом Поповым, причем последнего она беззастенчиво пиарит в СМИ как выходца «из старой московской семьи известного на весь мир искусствоведа и историка»)))
Действительно, известный всему свету ... мошенник и негодяй:
http://expertmus.livejournal.com/43826.html?thread=200498#t200498 И как только Ольгу
Ростропович угораздило вляпаться в эту семейку, никак о. Виктор Потапов попутал!
Именно Анна Вадимовна Рындина входила в "комиссию" по разрушению Музея имени Андрея Рублева:
http://expertmus.livejournal.com/5811.html Кстати, другой сын
Геннадия Попова от его первого брака с искусствоведом А.В. Рындиной - Фёдор Рындин (см. фото), руководитель некоего продюсерского центра, уже проворачивает свои делишки под "крышей" нашего Музея, занимая его помещения:
http://expertmus.livejournal.com/76418.html Как пишут наши читатели в своих комментариях к статьям в музейном блоге: «зато сейчас там воруют и правят музеем, компания "Гранд Интер Гала". В которой все не нормальной ориентации. Поставили часовню около музея и повесели табличку с именами людей не нормальной ориентации! Теперь представьте, кому молится ходят люди. Кстати: продажа билетов в музей (гос. учреждение), проводится так же, через "Гранд Интер Гала" где директор Рындин Ф.Г. (сын Попова)» (сохранена орфография и пунктуация первоисточника):
http://expertmus.livejournal.com/5811.html Публике было представлено объемное досье под названием "От святости - к шоу-бизнесу", собранное бывшим главным архитектором храма Алексеем Денисовым за время, прошедшее после его отставки в 1998 г. Причиной отставки послужили расхождения между Денисовым и
Церетели. Денисов полагал, что убранство храма должно восстанавливаться по реставрационной методике,
Церетели, переведший заказ на Академию художеств, счел реставрацию ненужной и вместо этого предложил более или менее свободную вариацию на темы убранства храма.
Теперь Денисов попытался не столько взять реванш, сколько сильно стукнуть кулаком после драки. На выставленных в Мраморном зале Дома журналистов планшетах рядом располагались фотографии скульптур храма до разрушения и нынешние. Святые сидели раньше не в тех позах. На вратах в храм они теперь и вовсе перепутаны относительно сопровождающих их надписей. Кроме того, все сделано не в той технике (двери вместо гальванопластики в технике бронзовой отливки, а горельефы из бронзы, а не из мрамора). При этом, по мнению Денисова, цена бронзовой скульптуры (материал, как он выразился, "чуждый духу православия") уже в четыре с половиной раза превысила цену изготовления того же самого из мрамора.
Возможно, чувствуя, что отличия в скульптурах могут не произвести должного впечатления, Денисов запасся дополнительным козырем. Он резко противопоставил воссоздание
Храма Христа Спасителя реконструкции Большого Кремлевского дворца, где везде подлинные материалы и те же технологии, которые использовал Константин Тон. На пресс-конференции выступил заместитель управделами президента Олег Степанов, подробно рассказавший, какие технологии и почем были использованы (всего на Большой Кремлевский дворец ушло, по его словам, $ 356 млн). Представители Министерства культуры Виктор Виноградов и Ирина Маркина, эксперты, которых к реставрации дворца подключили, а к храму не допустили (хотя по существующему законодательству должны были) также подчеркнули, что дворец куда лучше, чем храм.
Вырисовывалась достаточно ясная картина - Павел Павлович Бородин, воссоздавший одну работу Тона, куда лучше Юрия Михайловича Лужкова, воссоздавшего другую. Имея в виду, что Бородин является соперником Лужкова на выборах мэра, происходящее следует рассматривать как крайне редкий случай использования различий методик воссоздания утраченных памятников в предвыборных целях. При этом и эксперты Минкульта, и Денисов высказывались в том смысле, что произведения Церетели, искажающие замысел Тона, в конце концов придется демонтировать и заменять точно воссозданными. Так что если Бородина изберут, программа "мэр и храм" получит интересное продолжение.
Но волноваться не стоит. В августе этого года я случайно оказался в Псково-Печерском монастыре на праздник Покрова Богоматери. Там для крестного хода, идущего от одного храма до другого, выкладывают ковер из живых цветов, вплетенных в траву. И такое, знаете, благолепие, храмы, рериховские облака, колокола звенят, послушницы плетут этот ковер. Иду я мимо, стараюсь на цветы не наступить, а они как раз доплетают. И одна другой говорит:
"Ты куда ж, дура чертова, ромашку суешь! Ты ж, гадина, весь узор мне портишь, чтоб у тебя чирий выскочил!" Ну и та ей соответственно отвечает. Так что нет во всем этом скандале ничего необычного...
Опубликовано полностью: "Коммерсантъ", № 205 (1849), 06.11.1999 (Полоса 007), на сайте "Русская линия" 1999:
http://www.rusk.ru/Press/Sv/99/11/k2.htm © Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.
Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество - сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва:
http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html