Валерий Сергеев: Иногда бывают прямые чудеса, позволяющие опознать святого

Dec 21, 2009 18:52



Археологический сезон в Твери можно считать завершенным. В этом году он принес сенсационные открытия в селе Савватьево, где был впервые научно исследован уникальный средневековый некрополь, обнаружен белокаменный саркофаг. Приходит время для осмысления найденного. Прокомментировать находки я попросил своего хорошего знакомого, с которым мы сотрудничаем со времени написания книги о Савватьевом монастыре, искусствоведа (проживающего сейчас в Ростове Великом) Валерия Николаевича Сергеева. Валерий Сергеев - крупный исследователь древнерусского искусства, один из немногих в России подлинных экспертов в сфере иконописи, в прошлом - сотрудник Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Именно он разыскал в 1970-х годах и спас для науки две уникальные иконы преподобного Савватия XVI века - произведения, не имеющие аналогов в русской иконописи, нашу единственную «зацепку» для опознания найденных в церкви Савватьева останков. Кроме того, Валерий Сергеев, как человек церковный и близкий к покойному Патриарху Алексию II, причастен ко многим современным обретениям мощей, состоял в комиссиях, решавших вопрос о подлинности этих находок. (То, что в настоящее время обнаружено множество мощей средневековых святых, неудивительно: повсеместно строятся храмы, часто на древних местах, запустевших в советское время.) Свидетельство такого специалиста, как Сергеев, для нашей находки небезынтересно. Жаль, что его до сих пор не привлекали к работе комиссии по оценке савватьевских находок. Тем более что сам Валерий Николаевич внимательно следит за результатами раскопок. Приведем здесь нашу с ним беседу, когда я показал Валерию Сергееву фотографии, сделанные на раскопках в Савватьеве. Первой реакцией его был некоторый скепсис по поводу захоронения в саркофаге:
- Ну, знаете, находящиеся в саркофаге останки сохранились довольно плохо. Прямо скажу: обычно бывает, что от средневековых святых остается гораздо больше.
- Археологи говорят, что в таких почвах и при такой влажности лучше обычно ничего и не сохраняется.
- При этом более ранние захоронения, особенно то, которое прямо под саркофагом, как видим, сохраняются гораздо лучше. Больше того, можно говорить даже о его частичном нетлении. Конечно, само по себе это обстоятельство ничего не доказывает. Я знаю массу примеров, когда сохраняются костные останки святых и когда сохраняются их нетленные мощи. Но нетление особенно поразительно. Расскажу из того, что видел непосредственно сам. Святитель Феодор, епископ Ростовский. Мощи в Суздале в соборе. XIV век. Более поразительных мощей мне видеть не приходилось. Практически нетленны, только кожа шоколадного цвета и нет бороды. Это выразительный грек с высоким узким черепом и прямым греческим носом. Или святые князья Федор, Давид и Константин Ярославские. Мощи абсолютно нетленные, сейчас находятся в Федоровской церкви в Ярославле, ну, а как построят собор, так, вероятно, и перенесут туда.
- Вернемся в Савватьево. Что можно сказать о находках по внешнему виду?
- Первое, на что обращаешь внимание, положение рук. У того, кто похоронен в саркофаге, руки сложены на животе - традиция, существовавшая в то время. Она была принята еще в первые годы христианства на Руси, сохранилась у некоторых старообрядцев. Полагают, что она пришла к нам, как и многое другое, от антиохийцев: к Антиохийскому патриархату относился Крым, откуда к нам вообще очень многое пришло. А затем, когда противоречия церковные с Константинополем в XVI-XVII веках окончательно выявились, начались довольно неуклюжие попытки греческое и наше свести воедино. Чем закончилось, знаете: старообрядческим расколом. А вот у второго - того, кто лежал под саркофагом, - руки сложены по-гречески. Так хоронили в то время греков. Подождем, что скажут наши, извиняюсь, «труповеды», но вообще похож он на грека или кого-то оттуда. Понимаете, конечно, что все это значит для нашей гипотезы о восточном происхождении Савватия. Но все равно, мощи это или нет, сказать нельзя - нужны чудеса.
- А по поводу саркофага?
- Саркофаг удивительный, никогда не видел такой. Относительно того, что это «нехарактерно для монашеских захоронений», как написано в заключении, не соглашусь. В Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря в Москве, где похоронены Андрей Рублев и Даниил Черный, лет пятнадцать назад было вскрыто средневековое захоронение. Трое монахов в саркофагах. Того же времени, что и в Савватьеве, и так же в апсиде храма. Естественно, было искушение объявить их мощами Андрея Рублева и его сопостников. Приезжал Святейший Патриарх Алексий. Два часа он пробыл в раскопе, охрана его уже потеряла. И все-таки он по выходе сказал: «Нельзя. Не могу благословить, слишком мало доказательств».
- А вообще часто ли случается такое, что средневековые мощи находят в наши дни и их несомненно идентифицируют?
- Находят-то много, большинство, конечно, безымянные, но случается, что и идентифицируют. Сейчас в Ростове раскапывают преподобного Петра, царевича Ордынского. Случай совершенно поразительный. Житие относит его к XIII веку, был он племянником ордынского хана Берке, принял православие, приехал в Ростов, здесь женился на русской. Не думайте, что он был такой ужасающий татарин, - летопись пишет, что он был очень красив. Чингизиды бывали, действительно, очень красивыми, европеоидами, жены-то были у них - то гречанки, то славянки. В общем, жили они здесь, родили детей, а перед смертью он основал монастырь и там похоронен. В житие это верили мало, оно XVI-XVII веков. Но вот недавно приехал сюда из Казахстана потомок Чингисхана, долго подкупал всех для разрешения копать, наконец, это ему удалось, он решил восстановить Петро-Ордынский монастырь. И вот, представьте, только начали копать и сразу - захоронение мальчика-монгола лет двенадцати - сына, скорее всего. Так что, думается, и Петра смогут найти и опознать. Иногда бывают прямые чудеса, позволяющие опознать святого. Преподобный Стефан Махрищский, XIV век. Монастырь был в древности мужской, сейчас женский. Почти все постройки в советские годы разрушены, при строительстве нового собора обрели мощи лет восемь назад. Благоуханные мощи, хорошей сохранности. Обрели действительно чудом. Одна бабушка указала, где было место народного почитания могилы святого. Ей не верили (в XIX веке официально почитали другое место). Но нашли почти сразу. Но в основном, конечно, обретают сейчас мощи святых XIX-XX веков. Там есть документация, сохраняются памятники или есть фотографии. Для примера возьмем обретение мощей Игнатия (Брянчанинова). Похоронен он был в Николо-Бабаевском монастыре, там, где и преставился. Все в советское время нарушено. Копали на приблизительном месте, без особой надежды. Выкопали нескольких. По случайным вещам одного опознали - это оказался известный епископ, а дальше помогла дореволюционная фотография: местоположение могилы святого Игнатия относительно епископской могилы известно было точно. Сейчас мощи Игнатия Брянчанинова в Толгском монастыре в Ярославле.
- Это примеры, так сказать, положительные. Но ведь так «везет» не всегда?
- Теперь случаи другого рода. Никто из серьезных специалистов, и я в том числе, не подписали заключение о мощах преподобных Кирилла и Марии, родителей Сергия Радонежского. Там явный подлог: существовал и существует в Хотьковском монастыре большой средневековый некрополь, несколько десятков человек. Что называется: выбери двух понравившихся. Прикрылись авторитетом одного очень известного старца. Якобы тот сказал: вот эти. Но старец, какой бы он святой ни был, не имел права так говорить, по той простой причине, что подлинность мощей может определять только собор епископов. Очень странный случай в Герасимо-Болдинском монастыре в Смоленской епархии. Мощи преподобного Герасима Болдинского, XVI век. Раскопки велись плохо, археологов позвали поздно и только когда все уже закончилось. Когда спросили о мощах, ответили: «Да какие там мощи, нашли скелет, в черепе тряпка золотая, парча какая-то, мы и закопали их обратно».
- Так что же вы нам посоветуете с савватьевскими находками?
- В первую очередь - не торопиться. Представляете, каково будет объявить сейчас какие-то мощи теми самыми: Савватия и Евфросина. А потом обрести еще какие-нибудь мощи, нетленные и благоуханные, с чудесами и прочим. Запросто такое может случиться - и выйдет конфуз. Лучше всего, на мой взгляд, собрать все найденные останки, подождать чудес - если это мощи, то чудеса, несомненно, будут - и объявить праздник памяти всех святых, в Савватьеве подвизавшихся. Это будет корректно исторически и справедливо в отношении тех святых, имена которых история нам не сохранила.
Записал Павел ИВАНОВ

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество - сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html


Андрей Рублев, Русская Православная Церковь, расследование, могила прп. Андрея Рублева, СМИ о ЦМиАР, Андроников монастырь, лженаука, Спасти Музей имени Андрея Рублева, фальсификация истории, Музей имени Андрея Рублева, прп. Андрей Рублев († 1428)

Previous post Next post
Up