ПРОТОКОЛ РАСЧИСТКИ ИКОНЫ "ТРОИЦА" ПИСЬМА АНДРЕЯ РУБЛЕВА (1925)

Mar 22, 2009 15:18


«ПРОТОКОЛ №1». РАСЧИСТКА ИКОНЫ ПИСЬМА АНДРЕЯ РУБЛЕВА ИЗ ИКОНОСТАСА ТРОИЦКОГО СОБОРА 1918-1919 гг.

Расчищенная в 1905 г. Гурьяновым икона "Троицы" из иконостаса Троицкого собора была дорасчищена осенью 1918 г. ...
Состояние иконы до вторичной расчистки 1918 г.
28 ноября 1918 г. икона была вынута из иконостаса в присутствии членов экспедиции Комиссии по раскрытию древней живописи в России - И.Э. Грабаря, А.И. Анисимова, Н.Б. Бакланова, И.Е. Бондаренко, А.В. Грищенко и Г.О. Чирикова, члена Петроградской Комиссии К.К. Романова, наместника Лавры архимандрита Кронида, мастеров иконописцев-реставраторов Комиссии И.И. Суслова, В. Кирикова, А.А. Тюлина и В.А. Тюлина и членов Комиссии по охране памятников искусства Лавры - Ю.А. Олсуфьева, священника и профессора П.А. Флоренского и профессора П.Н. Каптерева и фотографа Комиссии А.В. Лядова.
Левкас оказался прекрасной сохранности; лишь на шее левого (от зрителя) ангела были видны трещинки, припаренные в 1905 г. Гурьяновым. В левом углу - подпись Гурьянова и год его реставрации - 1905 г. Густой слой липкой и потемневшей олифы, искажавший оттенки красок, покрывал всю икону. По иконе всюду заметны ямки от гвоздей окладов. Сзади икона была заклеена белым коленкором и новыми шелковыми полотнищами...
Акт осмотра подписан Грабарем, Анисимовым и Чириковым.
Расчистка 1918 г.
Расчистка была начата 28 ноября, после того, как икона была сфотографирована А.В. Лядовым, и была закончена 7 декабря. В первую очередь были сняты с обратной стороны иконы новые матерчатые оклейки, после чего выяснилось следующее: доска липовая, состоящая из 3-х досок: ширина первой (слева от зрителя) - 29 см, второй - 44,5 см, третьей - 38,5 см; две встречные шпонки, верхняя, заложенная на 18 см от верха иконы, нижняя - на 13,5 см от низа; между шпонками, в доску, заподлицо с нею, вделан вставок - размером в 7 см ширины и 77 длины; кое-где замечен по швам между досками холст; первые две доски слева соединены снизу деревянными клинышком, формы банта.
1. Правый (от зрителя) ангел.
И.И. Суслов расчистил часть хитона; то, что казалось темно-зеленым, оказалось ярко и интенсивно голубым. Он продолжал эту расчистку, двигаясь по рукаву от верха к локтю. Он закончил весь рукав хитона и перешел к расчистке гиматия, бледно-зеленого с белильными пробелами. Пробела эти, по краю одежды, в части, которая соприкасается с голубыми папоротками крыла, принимают голубые рефлексы; такие же голубые рефлексы; такие же голубые рефлексы тут наблюдаются и на основной зелени гиматия. От посоха правого ангела сохранились лишь отдельные места. Суслов продолжал расчистку гиматия и правого крыла. Ассистка на крыле оставлена без тщательной выборки. Им же было расчищено и левое крыло. Чириков расчистил лик, который оказался прекрасной сохранности, но волосы по контуру были пройдены реставрациями, чем искажен был контур. Посредине фигуры на гиматии оказалось несколько пятен прежних реставраций, которые были им использованы. Чириков же расчистил руки ангела; обнаружена сохранность первоначального письма на верхних частях кистей и на пальцах. Затем он закончил расчистку хитона донизу, на котором около ног также были использованы прежние платы. Суслов, закончив расчистку одежды, расчистил седалище и часть позема, приходящуюся под этим ангелом.
2. Средний ангел.
В.А. Тюлин расчистил часть гиматия. Г.О. Чириков снял олифу с лика и дочистил его, так как Гурьяновым было оставлено на нем много недочищенных мест (точки). Он же окончил расчистку гиматия, начатую Тюлиным; несколько «штопок» Гурьянова оставлено, так как иначе был бы виден левкас. Затем им была расчищена часть хитона на груди, где также сохранены места «штопки», предшествующей реставрации. После этого Чириков расчистил охряную ассистку проймы - клавия - и верхнюю часть правого крыла. Он продолжал расчистку этого крыла. Им же был расчищен донизу правый рукав хитона с использованием чинки Гурьянова. На реставрированной Гурьяновым трещине, пересекающей правое крыло этого ангела - слой краски был утончен под общий тон. По-видимому, второй палец правой руки был пригнут, а не выпрямлен, как это было сделано предыдущей реставрацией Гурьянова.
3. Левый (от зрителя) ангел.
В.А. Тюлин расчистил часть гиматия на правом колене; цвет гиматия, вместо коричневатого, оказался бледно-вишневым с голубыми пробелами. Г.О. Чириков расчистил лик. Часть левой щеки по краю от брови до уровня конца носа оказалась зачиненной; чинка оставлена. Оказалась зачиненной и прядь волос, ниспадающая к левому плечу. Часть изображения волос, по краю, вверху оказалась утраченной, притом наблюдается чинка в области волос реставрацией 1905 года и более ранней реставрацией; чинка оставлена. Обнаружены также утраты на левой стороне шеи, где левкас пересечен несколькими трещинками, но эти утраты незначительны. Им же было расчищено левое крыло ангела, с использованием прежней реставрации по трещине, задевающей это крыло - был утончен слой краски. В.А. Тюлин продолжал расчистку гиматия. Чириков закончил лик и начал расчистку гиматия у плеча и хитона на груди. От верха до пояса хитон был пройден в предшествующую реставрацию; эта запись была удалена. Наблюдается прекрасная сохранность первоначальной краски между средним и указательным пальцами правой руки, тогда как самые пальцы не так сохранены: средний палец почти весь был счищен прежней реставрацией, при заделке тут проходящей трещины; сохранился лишь нижний его сустав, а на указательном пальце утрачена ногтевая часть. Тюлин, продолжая расчистку одежды, встретил ниже середины фигуры запись по трещине - предшествующей реставрации, в два пальцы ширины; он утончил краску этой записи, затем расчищал седалище, которое было закончено И.И. Сусловым; на нем сохранилась первоначальная светло-желтая охра; золота старого сохранилось мало. Чириков расчистил левое крыло. Посох оказался новым почти весь, и новые места были удалены.
4. Слухи.
Их голубая краска утратилась; сохранился коричневатый санкирь, составляющий основу и для волос; сохранилась и графа.
5. Гора.
Г.О. Чириков снял олифу; под записью обнаружены старые контуры, не совпадающие с новыми; гора была дорасчищена И.И. Сусловым.
6. Палаты.
Чириков снял слой олифы.
7. Дерево.
Оно оказалось написано вновь; первоначального письма сохранилось очень немного: охряной удар для ствола, затем общий контур по золоту; ярко-зеленый первоначальный оттенок листвы лишь кое-где выглядывает из-под поздних записей.
8. Стол.
В.А. Тюлин расчищал стол, который оказался густо записанный охрой; под охрой обнаружены остатки первоначальной бледно-желтой краски, в общем счищенной при одной из реставраций XVII века. На чаше были удалены две записи охры. Обнаруженная малая чаша на левой части стола оказалась новой и была счищена. Наконец, была расчищена лицевая сторона стола, оказавшаяся охряной, сероватого оттенка с проложением белил. Новая золотая ассистка была удалена. Тюлиным же была расчищена поземь под столом.
9. Подножия.
Подножия были расчищены Г.О. Чириковым. После снятия охряной записи, быть может времен Годунова, они оказались разбеленно-желтыми; стороны подножий были дважды пройдены ассисткой: во времена Годунова и в предшествующую реставрацию Гурьянова. Ступни ног правого и левого ангелов, находящиеся на разных уровнях, оказались разной сохранности, причем расположенные выше сохранились значительно лучше, чем нижние.
10. Свет и поля.
Их расчищали Г.О. Чириков и В.А. Тюлин; ими же расчищались нимбы. Золото «света» в значительной степени утрачено. От киноварной надписи сохранились лишь части некоторых букв. На «свету» местами наблюдается новая шпатлевка. На пазу между досками с левой стороны от зрителя были удалены три последовательные записи по старому левкасу; одна коричневая - Гурьянова, другая зеленоватая XVIII столетия и третья охряная - времен Годунова.
В общем икона обнаружила хорошую сохранность, только основные тона - как наиболее плавкие и нежные - оказались несколько утраченными и в местах утраты заправленными при реставрации 1905 г. На «свету», в отдельных местах была обнаружена новая шпаклевка. После расчистки иконы были сделаны А.В. Лядовым фотографические снимки с 1) ликов, 2) срединной части стола и 3) дерева: http://expertmus.livejournal.com/28331.html
2 января 1919 г. икона Троицы была переолифлена И.И. Сусловым.
Настоящая протокольная сводка была сделана Ю.А. Олсуфьевым по поручению Реставрационного отдела 23 июня 1925 г. на основании ежедневных протокольных записей И.Э. Грабаря, А.И. Анисимова, Г.О. Чирикова и Н.Д. Протасова.
Подпись: Ю. Олсуфьев.

(Архив ГТГ. Ф. 67/202. III. Л. 1-3об.).

P.S. Данным документом было запротоколировано состояние иконы "Живоначальная Троица" письма прп. Андрея Рублева перед повторным реставрационным вмешательством Е.И. Брагина накануне выставки 1926 г. в Москве. См.: http://expertmus.livejournal.com/28442.html

Наступил зловещий год полного изгнания братии из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры...

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество - сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://rublev-museum.livejournal.com/392705.htm




Метки: #Музей, #МузейАндреяРублева, #МузейРублева, #МузейноеЕдинство, #Православие, #Рублев, #Рублева, #монастырь, #музей_имени_Рублева, #протест, andrei rublev, Андрей Рублев, Андроников монастырь, Музей имени Андрея Рублева, СМИ о ЦМиАР, досье, иконопись, лекторий, прп. Андрей Рублев († 1428), расследование

#МузейРублева #МузейАндреяРублева #музей_имени_Рублева #МузейноеЕдинство #rublevmuseum #andreyrublevmuseum
@ Музей Андрея Рублева

Андрей Рублев, #andreyrublevmuseum, #МузейноеЕдинство, "Живоначальная Троица" Андрея Рублева, #rublevmuseum, #музей_имени_Рублева, иконопись, древнерусское искусство, #Рублев, #Рублева, #МузейРублева, чудотворная икона, #МузейАндреяРублева, #монастырь, andrei rublev, #Православие, #Музей, #протест, прп. Андрей Рублев († 1428)

Previous post Next post
Up