Саграда Фамилиа. Хронология строительства.

Mar 10, 2008 12:42


Особая благодарность за Собор, не знал вообще ничего.
rabid_worg



Иногда нет причин скрывать свое невежество. Когда 10 лет назад я впервые собирался в Барселону, я был уверен, что у ее символа - Собора Святого Семейства, построен только главный фасад, но работы на этом пришлось прекратить, потому что единственный человек, который знал, как строить собор, умер 70 лет назад. Оказалось, что в этом моем знании не было практически ни слова правды.
Построенный фасад не был ни главным, ни единственным, работы хоть и вялотекуще, но продолжались, автор проекта и сам не представлял в деталях, что у него получится.
Спустя 10 лет выяснилось, что мои знания устарели. Думаю, что еще лет через 10 они устареют снова.
А сегодня история Собора Саграда Фамилия - Святого Семейства выглядит так.

Впервые мысль о строительстве нового кафедрального собора для столицы Каталонии, крупнейшего порта и промышленного центра Испании, бурно развивающейся Барселоны, появилась еще в середине XIX века. Хосе Бокабелла, торговец книгами, создатель католической ассоциации Св.Иосифа, уже в 1866м году обратил внимание, что старый собор Барселоны не соответствует ни новой роли города, ни его растущему населению, ни, самое главное, новым идеям, появившимся в обществе. Бокабелла опасался, что консервативная идеология католицизма в недостаточной степени отвечает реалиям совершающейся индустриальной революции, в частности - в архитектуре.

В 1872 году деятельность Бокабеллы по примирению традиций и современности привела его в Рим, он принес дары папе и имел с ним разговор. Достоверно неизвестно, о чем они говорили, но по возвращении из Ватикана Бокабелла заказывает архитектору Франциску Виллару проект неоготического храма, который он собирался построить на пожертвования людей, искупающих свои поступки, связанные с невозможностью примирить религиозные традиции с постоянно меняющейся реальностью.
Этот принцип, заложенный Бокабеллой, стал первой из причин, что храм строится до сих пор. Девять лет потребовалось только на то, чтобы на пожертвования приобрести землю на дальних выселках Барселоны. В день Св. Иосифа 1882-го года епископ Барселоны заложил первый камень в фундамент собора (гравюра слева).



Практически сразу возникает конфликт: Виллар требует строить строго по его проекту, отрицая возможность внесения любых изменений. Промучившись несколько месяцев, Бокарелла и представители города принимают решение нанять вместо Виллара относительного молодого, но уже известного в городе 31-летнего Антонио Гауди. Естественно, Гауди не хочет строить по чужому проекту обычный неоготический храм. Он вынужденно достраивает по старому проекту крипту, но параллельно работает над новым, который гораздо амбициозней и необычней старого.
В 1890-м El Propagador публикует описание собора, с 12-ю звонницами, посвященными апостолам, и большим центральным куполом и тремя фасадами.


Гауди пишет: «Глупо думать, что мы сможем за одно лишь поколение построить этот собор. Наша задача - оставить потомкам настолько яркое и четкое направление, в котором следует продолжать строительство, что это станет для них стимулом, чтобы закончить работу. Нас же это освободит от необходимости торопиться.» В русле этого рассуждения Гауди полностью заканчивает крипту, начинает строительство апсиды, и одновременно, в 1892-м - строительство восточного Рождественского фасада. Гауди не делает подробных чертежей здания, но при этом макетирует важные, с его точки зрения детали, такие, как, например, колонны или окна-розетки. Также он делает детальные макеты фасадов здания (справа - макет центрального фасада - ворот Славы), в том числе 1*10 (так в источнике, но я сомневаюсь, что была 15-метровая модель). Основной упор Гауди делает на планирующийся следующим к постройке фасад Страстей, известно что в 1911-1917м годах он работал минимум над тремя различными вариантами. В меньшей степени Гауди проработал купола храма, больший - посвященный самому Христу, и чуть меньший - Богоматери.





Фото строительства 1898, 1899, 1904 годов. Внешняя стена апсиды и входная группа фасада Рождества закончены.




Фото строительства 1908, 1910, 1913 годов. Построено здание мастерских для хранения чертежей и макетов, начинается строительство колоколен.
В 1909м проект Собора становится известным в Европе - Гауди демонстрирует макет фасада Рождества на архитектурной выставке в Париже. Но это не может помочь проекту - начавшаяся война сильно уменьшает поток пожертвований. На стройке работают лишь 30 человек, и только организованная церковью подписка на строительство позволяет продолжать работы.
В 1920м году в связи с празднованием года Св.Иосифа в соборе организуются первые службы. Тысяча певцов, свезенных со всей Каталонии поют аллилуйю на ступеньках недостроенного фасада Рождества.
30 ноября 1925 колокольня Святого Варнавы первой из всех закончена. Через полгода Гауди был сбит трамваем, чудом найден уже мертвым и подготовленным к похоронам в общей могиле для нищих, и торжественно похоронен в крипте Собора в присутствии, как утверждается, всего населения Барселоны.

В начале 30-х ученики Гауди заканчивают фасад Рождества.





Фото строительства 1925, 1926, 1928, 1933 годов. Фасад Рождества закончен. Именно в таком виде следующие 50-60 лет он становится известным во всем мире. Интересно смотреть, как меняется застройка вокруг храма - теперь это уже не поле, а 4-5 этажные дома.


Гражданская война в Испании привела к практически полному уничтожению всего, что могло бы стать «стимулом потомкам». В 1936-м году готовый фасад подожжен, а мастерские, в которых хранились макеты, чертежи и готовые детали, разгромлены, крипта разорена, хотя, к счастью, могила Гауди осталась нетронутой. Все 40-ые годы были посвящены тому, чтобы собрать остатки наработок Гауди и понять, что делать дальше (справа - 1936, храм и мастерские горят).

В 1953м году принимается решение о возобновлении строительства. Через год начинаются работы по возведению западного фасада (Страстей).






Фото строительства 1953, 1963, 1973, 1983 годов.
9 января 1965 группа интеллигенции и художников публикует в барселонской газете "La Vanguardia" открытое письмо, направленное на запрет строительства. Причинами были указаны как невозможность придерживаться направления, заданного Гауди, так и отсутствие практической необходимости - за 100 лет набожность барселонцев очень уменьшилась. То утихая, то вновь разгораясь, дискуссия, заданная этим письмом, продолжается до сих пор.



9 ноября 1976 года заканчивается строительство фасада Страстей. Тем не менее, еще 30 лет этот фасад находится в тени восточного, практически не фигурирует на открытках, сувенирах, путеводителях. «Этот фасад стоило построить хотя бы для того, чтобы подчеркнуть, как сильно талант Гауди превосходит способности его учеников» - это мнение было превалирующим (слева - входная группа фасада Страстей на рисунке Гауди, справа - реализация, 2003г.)

Все изменилось в 2002м году - 150-летний юбилей со дня рождения был объявлен ЮНЕСКО годом Гауди. «Стройка кающихся» превращается в культурное мероприятие международного масштаба, принимаются решения, позволяющие неиспанским организациям финансировать строительство, что резко ускорило его темпы. Срок окончания строительства приурочен к 2026-му - 100летию с момента смерти Гауди.




План застройки. К сожалению, мне не удалось понять, как планируется осуществить строительство примыкающей к фасаду Славы лестницы - планы внутри здания показывают, что улица, расположенная на месте фасада, должна быть убрана в тоннель, но даже в этом случае фасад будет упираться прямо в окна зданий соседнего квартала. Речь об их выкупе и сносе теперь не идет.





Вот так сегодня храм представляется его строителям:
Три фасада, посвященные земной жизни Христа: фасад Рождества, фасад Славы, и фасад Страстей, над каждым из них четыре колокольни, посвященные двенадцати апостолам, четыре башни, посвященные евангелистам, башня Богородицы и башня, посвященная самому Иисусу. Принесший славу архитектору и городу Рождественский фасад визуально потерялся.

Ну, и, как положено, мораль. У каждого из нас осталось еще лет 5-7, чтобы доехать до Барселоны, чтобы взглянуть на знаменитые спиралеобразные колокольни на фоне голубого каталонского неба или ночью, в свете прожекторов... Потом будет поздно.

старые фотки, строительство, архитектура

Previous post Next post
Up