Оригинал взят у
soglyadatay в
пленэр в можайской детской колонии Этим летом решила не пренебрегать теплой погодой и проводить уроки рисования в колонии в виде плэнера во дворе.
Центр содействия реформе уголовного правосудия, чьим волонтером я являюсь, не имеет своей машины, поэтому привозить краски на двенадцать-шестнадцать человек затруднительно. Да и организовать технически процесс рисования акварелью, гуашью или акрилом в колонии довольно сложно.
Идеальным материалом оказалась масляная пастель. Она заставляет отказаться от прорисовки мелких деталей и рисовать пятном, дает глубокий цвет и тон, не пачкается, не требует закрепления на листе, а главное - самим воспитанникам было интересно попробовать новую технику.
Ниже конспект урока с работами ребят. Все запланированные задания сделать не успели - они направлены на включение абстрактного и аналитического мышления, и ребята с непривычки устают после трех часов работы. Публикую то, что получилось.
«Выбор формата - невидимая рама. Варианты композиции с одного места. Движение цвета»
Чем профессиональное рисование отличается от наивного или дилетантского?
Профессиональный художник «кроит» лист, а любитель «вышивает» на листе. Как вы отнесетесь к портному, который начнет шить пальто так: возьмет неразрезанный кусок ткани и пришьет к нему наобум пуговицы, потом выкроит воротничок, украсит вышивкой и тоже пришьет куда попало, а потом на глазок в каком-то месте начнет вырезать рукав? Получится что-то у этого портного?
- А как шьется одежда?
Показываю на примере, вырезая «пальто» из листа бумаги.
Сначала из куска ткани вырезается то, что станет пальто. Портной старается, чтобы вся ткань была задействована, из заранее вымеренного куска ткани он обрезает необходимый минимум.
Получается, есть «пальто» - форма, и есть «обрезки от пальто» - контрформа. Вспоминаем с вами первый урок.
Затем из основного массива формы вырезаются более мелкие детали - мелкие контрформочки. Например, горловина. Форма корректируется.
А потом уже сверху на готовую форму нашиваются детали - рисую на «пальто» воротничок, пуговки, пояс, манжеты.
В рисовании все то же самое!
Можно по-любительски вышивать посреди листа, начиная пейзаж с отдельных листиков и цветочков (деталей), не держа никакого плана в голове, как же потом из этого нагромождения деталей попытаться сделать композицию, как-то решить лист.
Демонстрирую
На таком маленьком листочке это еще как-то прокатит, хотя в большинстве случаев дилетанту сложно справиться даже с форматом А4.
А если дать ему не листок, в центре которого можно нарисовать какую-то загогулину и сказать: «А я так вижу! Я так привык рисовать!», а холст? Холст, который надо заполнить полностью. А если холст большого размера, например, метр на два? А если художнику предложили сделать монументальную фреску на стене?
Только профессиональный художник, который начинает с «кройки» пространства на форму и контрформу, справится с огромной стенной росписью.
А художник-любитель не справится. Он - раб своей умственной лени. Ведь художник не просто двигает рукой с кисточкой или карандашом, портной не просто режет ножницами. Чтобы что-то дельное получилось, в голове у них должен быть сразу цельный план. Они, перед тем как приступить к рисованию или шитью, должны сразу представлять готовый объект во всех деталях, что должно получиться в результате их действий. Дилетант же плывет по воле случайностей и всегда проигрывает.
Основные этапы начала работы:
I. Выбор формата
Какого размера кусок ткани нам нужен под это пальто?
Мы вместе с воспитанниками выбираем в натуре какой-либо сюжет. Я начинаю компоновать, воспитанники не просто смотрят, но и активно участвуют в создании невидимой рамы:
1. На что мы будем с вами смотреть? Что интересно не описательно, а пластически? Описывайте как художники, а не как писатели.
Примеры:
- интересны горизонтальные полосы травы, перечеркнутые перпендикулярно полосами деревьев
- интересны силуэты листвы и форма просветов между деревьями
- интересен сложный рисунок дорожек
2.
- Откуда и докуда смотрим? Широта охвата взгляда.
- Где мы ограничим нашу картинку снизу, сверху, справа, слева?
- Объясните, почему мы именно эти объекты включили в изображение, установили именно такие границы?
- Какой формат при такой «раме» у нас получится? Горизонтальный, вертикальный, квадратный?
II. Крой листа
- Перечислите основные пятна, из которых состоит картинка перед нами. Забудьте о наименовании объектов, забудьте все, что о них знаете. Когда человек видит что-то, с чем раньше никогда не сталкивался, в первые моменты он воспринимает это просто пятном.
Пример: абориген, первый раз увидевший самолет, видит его пятном, а мы «видим» самолетом.
- Сколько пятен-элементов получилось?
- Какое пятно самое большое?
- Какие пятна по цвету и тону (темнота/светлота) соединяются вместе, сливаются между собой? Чтобы это понять, прищурьте глаза.
«Крою» лист с углов.
Намечаю крупные пятна.
III. Прорисовка
Членение основных пятен на более мелкие детали.
IV. Добавляю тон
Все светлые пятна объединяются в общий силуэт белого, а темные - в общий силуэт черного.
V. Делаю еще несколько вариантов композиции с того же самого места того же самого сюжета
Переворачиваю формат - меняю горизонтальный на вертикальный или наоборот, компоную в квадрате, а также в очень вытянутом формате.
Сужаю и расширяю охват взгляда.
Меняю ракурс - опускаю, поднимаю голову, приседаю.
Задание 1
Закомпоновать пейзаж в маленьком формате (меньше открытки). Компоновать пятном. Три варианта композиции (схемы) с одного и того же места.
- Проговаривайте сами с собой все этапы работы, как я вам показывала только что.
Подхожу к каждому воспитаннику и прошу рассказать о том, как он решает лист на каждом этапе работы (выбор формата, «крой» листа, прорисовка). Почему он делает такие выборы. Где его ошибки. Что надо исправить?
Обращаю внимание, что в пейзаже несколько планов. Что объекты разных планов перекрывают друг друга.
Задание 2
Пейзаж одним цветом масляной пастели: в горизонтальном формате А4, вертикальном формате А4 и в квадрате.
Переходим к работе в цвете
Анализируем, разбираем работы разных художников (на этот раз я привезла альбомы Дейнеки и японской гравюры):
Что такое общая гамма?
Использование около трех основных цветов. Вставки дополнительных цветов. Рассказываю о движении цвета в картине. Каждый цвет звучит минимум в двух местах.
Тон цвета.
Темное на светлом и светлое на темном.
Чередование планов (светлый-темный-светлый или темный-светлый-темный).
Рисую пейзаж сама, используя три цвета: теплый, холодный, и некий третий. Объясняю:
- Какой ведущий цвет в этом мотиве? Его оттенок должен находиться практически во всем.
Прохожу этим цветом по всей работе. Разный тон одного и того же основного цвета, разные нажимы.
- Что у нас в пейзаже самое светлое?
Оставляем нетронутым.
Штрих двигается по форме предмета, штрих везде разный.
Прохожу вторым цветом.
- Что у нас самое темное?
- Какие цвета сливаются в общие пятна?
Делаем вставки третьего цвета, как драгоценные инкрустации.
Задание 3
Сделать три цветные композиции пейзажа. В каждой из них ведущим должен быть свой цвет. Для каждой композиции разный набор из трех мелков. Гамма мотива должна оправдывать выбор этих мелков.
Анализ того, что получилось. Говорят сами воспитанники.
Задание 4
Анализ композиций разных художников. Перерисовать несколько репродукций в виде маленьких композиционных схем из геометрических фигур.
--
По многим очевидным причинам, для детских колоний не подходит обычная, «классическая» система обучения рисунку, такая как в детских художественных школах, студиях, а тем более в вузах. В детских колониях крайне проблематично организовывать частые занятия, состав рисовательной группы постоянно меняется, у большинства воспитанников психологические проблемы, участники группы имеют очень разный уровень развития.. В таких специфических условиях невозможно концентрировать воспитанников на решении технических задач, как называется у педагогов-художников «поставить руку»: учить делать замеры пропорций, сначала рисовать геометрические формы, потом натюрморты, гипсы, модель.. учить правильной штриховке, передаче светотени и т. д.
А чему можно учить? Осознанности. Как правильно (цельно) видеть и активно мыслить (преобразовывать увиденное в рисунок). На самом деле, с этого и надо начинать любое обучение рисунку. Мы часто можем видеть в художках и вузах, как полусонные ученики, медитативно штрихуют лист, словно занимаются вышиванием. Однако, без ясного осознания задачи, а именно - увидеть сюжет не описательно, а пластически, увидеть абстрактную конструкцию в реальном сюжете - все технические навыки и ухищрения будут напрасны.
Еще, на мой взгляд, особая задача уроков рисования в колонии - это развития эмпатии к изображаемым персонажам (и не только). Сначала первый урок в моей программе назывался «Шаблон и образ» и был посвящен работе над образами персонажей. Однако практика показала, что начинать с подобных задач неразумно. На первом уроке необходимо сместить все привычные представления воспитанников об искусстве рисунка - это не искусство похоже срисовать предметы! На уроке «Форма - контрформа» я показываю, из каких простейших элементов складывается изображение - его абстрактную изнанку, его логику.
Задания, направленные на активность виденья и мысли, а также на развитие эмпатии, есть на каждом моем уроке. Все уроки связаны между собой и дополняют друг друга.