(
оригинал riftsh)
В хасидской теологии и телеологии память (особенно вербализованная) играет очень важную роль. Одна из самых ярких иллюстраций - знаменитый и часто цитируемый рассказ Ружинского Ребе:
Когда Бал Шем Тов узнавал о надвигающихся на его народ бедствиях, он приходил в специальное место в лесу. Там он разжигал огонь и произносил специальную молитву. В результате происходило чудо и угроза отступала.
Позднее, когда его наследнику, Маггиду из Межерича нужно было обратиться с подобной просьбой к небесам, он шел на то же место в лесу и молился: "Рэбойну Шел Ойлем, послушай! Я не знаю, как разжечь огонь, но я помню молитву". И чудо свершалось.
В следующем поколении, рабби Мойше-Лейб из Сассова, чтобы спасти свой народ, шел в лес и говорил: "Я не знаю, как разжечь огонь и я не знаю молитву, но я помню где это место в лесу, и этого должно быть достаточно". И этого было достаточно, чудо свершалось.
Затем пришла пора рабби Исроэлю отводить невзгоды. Сидя в своем кресле, оперев голову на руки, он обращался к Б-гу со словами: "Я не умею разжечь огонь и я не знаю молитву, и я даже не могу найти нужное место в лесу. Но я помню эту историю, и этого должно быть достаточно". И этого было достаточно.
В современном секулярном дискурсе есть две теории памяти и ее роли в еврейской истории: "covenantal memory" Дэвида Роскиса и "post-memory" Марианны Хирш.