Читательская рулетка

Apr 15, 2012 19:33

Две недели назад я подписалась на интересную игру, в которой не знакомые друг с другом участники, дают один другому задания, прочитать ту или иную книгу. Не учитывая литературных вкусов и интересов. Задача была - расширить горизонты.
Мне от voliomas достался цикл рассказов Дмитрия Бакина "Страна происхождения". К своему стыду я должна признаться, что где-то ближе к последнему рассказу, я поняла, что я пару рассказов уже читала - еще будучи студенткой Барнаульского музыкального училища, курсе на третьем. Но, поскольку остальные рассказы были для меня новыми и интересными - решила уже не менять задание. И, раз была такая задача - написать что я думаю.



Начать, пожалуй, стоит с объяснения почему я так редко читаю современную прозу. Все это очень понятно объяснено в недавнем, кажется, посте Корпускулы о том, чего же потянуло нас на сказки. Чего у нас в телевизере гримм, и гарри поттеры с сумерками и вообще герои которые добро причиняют героически. У которых квест, задание, а потом награда, свадьба и в закат на коне. Потому что когда в жизни одно непонятное и серое и надежды-то нет особой, там кризис, тут кризис - хочется же праздника, а никакой не правды?

А у прозы, настоящей, не развлекательной прозы, написанной потому что автору есть что сказать, а не просто пальцы чесались, именно такая задача - показывать читателю жизнь во всех ее сторонах. Когда вы вглядываетесь в бездну быта, быт бездны вглядывается в вас. Современная проза это современна жизнь. Может быть, крупными мазками как тут. Может быть - изящными кружевами слога Толстой. И в отличие от тех же Дерзай или Саломатиной, эта проза жизни, не смягчается иронией - надо собой или над другими. И не бьет сарказмом и не жжет глаголом. От того читать ее - как нырять в болото. Не потому, что написано плохо или неинтересно, упаси единый. А потому что когда живешь в болоте, нырять хочется куда-то еще. А когда ныряешь из жизни в жизнь - такую же или похожую, с теми же законами которые к справедливости отношения не имеют и событиями которые на благородный квест не тянут - зачем оно? Не автору зачем, а читателю зачем? Если бы в жизни все было иначе и я как читатель была бы прекрасная принцесса с фиалками, то может было бы "читателю зачем" из разряда "глянуть как живет чернь". А так... Не знаю. Но ее не хочется читать, потому что она требует работы. Работы мысли, работы души.

Мне встречалась точка зрения, что люди читают вот этих "донцовых" - да и прочие фэньези сумерки среднего пошиба когда сюжет можно рассказать по обложке, от "душевной лени".
Не думаю, что это правда. Не от душевной лени, а потому что сказки хочется. От реальной жизни в реале воют - зачем выть еще над книгами? Надо беречь душевный ресурс. После истерики от того, что работаешь с идиотами, что клиенты как один из зоопарка сбежали, что у матери - рак, отец пьет, а денег до получки не осталось, а сыну нужен новый спортивный костюм - где наскрести этого душевного ресурса еще и на современную прозу?

Хорошо, что такие вещи пишут. Хорошо, что их читают - хотя бы иногда. Хорошая проза. Реалистичная. Грустная. Написана хорошо и не в смысле "вылизывания языка как редактор сказал чтобы наш читатель пересаживаясь из одного вагона поезда в другой не забыл какой у нас сеттинг и кто у нас персонаж", а в смысле художественно написано. Когда не слово для читателя, а читатель для слова.

Так что вот будет у вас минутка, когда будет хотеться не просто "расслабиться и унестись мозгами в даль", а почитать чтобы что-то понять, чтобы что-то увидеть в своей реальности, о чем-то задуматься - возьмите эти рассказы. И почитайте.

Книги

Previous post Next post
Up