А. Башмаков. Памяти погибших в Пржевальской сельскохоз. школе // Семиречье: ежемесячный сельскохозяйственный и мелиорационный журнал. 1916, № 11.
Во время киргизского мятежа в августе месяце текущего года была разгромлена ферма Пржевальской сельскохозяйственной школы, и в это время погибли от рук мятежников управляющий школой Алексей Александрович Псалмопевцев, преподаватели: Адам Христофорович Лагздин и Семен Александрович Яхонтов.
А. А. Псалмопевцев - уроженец Казанской губ., родился в 1875 году, образование получил в Казанском среднем сельскохоз. училище, курс которого окончил со званием ученого управителя. По выходе из учебного заведения и по отбыванию воинской повинности А. А. некоторое время служил в Симбирском губернском земстве, а в 1901 году был назначен преподавателем Куропаткинской школы садоводства (в
Асхабаде), где прослужил в должности старшего преподавателя до июня месяца 1910 года. В этом же году был переведен на должность управляющего Пржевальской сельскохозяйственной школой.
Когда А. А. принял школу в свое заведывание, она была в печальном положении по недостатку средств на ее содержание, при отсутствии штата преподавателей, при крайней скудности в отношении обеспечения учебными пособиями.
С 1912 года началось преобразование этой школы, были увеличены денежные средства на ее содержание, усилен штат учителей, ферма оборудована необходимым инвентарем, а с 1914 гола было приступлено и к постройке на ферме школьных зданий. В апреле месяце текущего года ученикам представилась возможность занять вновь отстроенное здание интерната, которое, кстати сказать, было самое большое здание в Пржевальском уезде.
Все это упорядочение школьного дела потребовало от А. А. затратить массу труда, проявить большую опытность и умение найтись при создавшихся условиях службы. А. А. безропотно нес свою службу, часто исполняя непосильный для себя труд, отчего переутомился, но в общем с успехом справлялся с работой, несмотря на свое слабое здоровье.
Всегда мягкий, корректный и отзывчивый, А. А., сам оставшись в раннем возрасте круглым сиротой, хорошо по личному опыту знал, что такое детские сиротские слезы, и потому к детям - своим ученикам был добр и справедлив как воспитатель и наставник.
Насколько ученики ценили в лице А. А. хорошего воспитателя и доброго человека, может служить доказательством тот факт, что многие из бывших его учеников, еще по педагогический его деятельности в Асхабаде, поддерживали с ним переписку, иногда обращаясь к нему и за советом.
За педагогическую деятельность А. А. был удостоен Высочайших наград - в 1906 г. ордена Св. Станислава 3 степени и в текущем году - Св. Анны 3 степени, а за участие в трудах по оказанию помощи населению, пострадавшему в 1910 г. от землетрясения, был удостоен Высочайшего благоволения.
Весьма деятельное участие по устройству школы принимал и убитый на ферме преподаватель Адам Христофорович Лагздин. Уроженец Курляндской губернии, латыш по национальности, А. X. прошел суровую школу жизни. Закалив в молодости свой характер и выработав привычку к упорному труду, А. X. всегда настойчиво шел в своей работе к намеченной цели, хотя бы на пути и приходилось преодолевать большие препятствия.
В течение десяти лет по окончании курса Павликовской школы молочного хозяйства в Новгородской губ., А. X. работал по молочному хозяйству в Сибири, где и приобрел большую опытность в этой отрасли хозяйства.
Поступив на службу в штат преподавателей школы в 1911 году, он со всей присущей ему энергией горячо и умело взялся за постановку отдела скотоводства на школьной ферме.
В 1912 г. ему было поручено из Европейской России доставить племенной скот для всех с.-х. школ области, что и было А. X. прекрасно выполнено, несмотря на все затруднения, какие пришлось встретить при доставке племенного скота. Последний пришлось гнать более 1000 верст при самых тяжелых условиях, благодаря отсутствию в крае железной дороги.
В хозяйство фермы А. X. вложил весь свой богатый опыт, знания и труд, и благодаря этому ферма через 4 года его упорного труда достигла таких хороших результатов, что скот и постановка фермского скотоводческого хозяйства стали пользоваться известностью далеко за пределами Пржевальского уезда, и местные хозяева с интересом следили за развитием этого образцового рассадника племенного скота.
Семен Александровым Яхонтов - уроженец Казанской губ., окончил курс Пензенского училища садоводства. Прослужив некоторое время по выходе из училища по специальности в пределах Европейской России, С. А. в 1910 году был назначен в Асхабадскую школу садоводства, где состоял в штате преподавателей до сентября месяца прошлого года, а затем по собственному желанию был переведен в Пржевальскую школу на должность преподавателя садоводства и огородничества.
Молодой и серьезный работник, он только что начал устраивать порученный ему в школьном хозяйстве отдел, но судьба решила иначе…
Что педагогический персонал школы, погибший на ферме, сумел создать со своими питомцами хорошие взаимоотношения, подтверждает следующий случай. Двое из учеников старшего класса (один русский, другой киргиз) в самый разгар мятежа, с опасностью для своей собственной жизни, пробрались на ферму, чтобы предупредить фермское население о грозившей ему опасности, но было уже поздно, и эти благородные юноши, сами пострадавшие от мятежников, были свидетелями жестокой смерти своих наставников и членов их семейств. Вместе с персоналом школы на ферме погиб Федор Викторович Гарденин, бывший несколько лет тому назад управляющим этой школой. Последние два года Ф. В. руководил постройками школьных зданий.
Когда мятежники обложили соломой и подожгли здание интерната, в верхнем этаже которого спасалось от разъяренной безумной толпы все школьное население заимки и переселенцы ближайшего к ферме поселка, Ф. В. не пожелал выйти из интерната вместе с остальными и погиб в пламени под обломками рухнувшего здания, над возведением которого сам трудился около 1½ лет.
Нам остается сказать: мир праху вашему, скромные труженики, пусть будет вам легка земля, пусть те семена разумного, доброго, вечного, которые вы старались сеять по мере своих сил и уменья не только среди русской, но и киргизской молодежи, дадут плоды, и настанет время, когда минует всякая возможность повторения столь безумного и столь ужасного злодеяния, жертвою которого вы пали, презрев свое благополучие и личную безопасность и исполнив свято свой служебный долг до конца!
О восстании 1916 года:
•
В. В. Королёва. История киргизского мятежа 1916 года в описании семиреченского духовенства•
В. Д. Леонский. Автономный город Беловодск•
А. М. Брискин. В стране Семи рек•
там же